Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Цели урока:
обобщение сведений о сказуемом, знакомых учащимся по курсу V-VII классов;
ознакомление с разными типами сказуемых;
формирование умений:
- находить сказуемое;
- определять форму сказуемого.
Слайд 3
Не путайте слова:
режиссёр – продюсер;
трасса – терраса;
колосс – колос;
металл – алюминий;
Составьте с одной из пар слов предложение и разберите это предложение по членам предложения.
Словарная работа
Слайд 4
Что такое предложение?
На какие группы делятся члены предложения?
Назовите главные члены предложения.
На какие вопросы отвечает подлежащее?
Чем может быть выражено подлежащее?
Вопросы для повторения
Слайд 5
Подчеркните главные члены предложения.
Урок должен начаться вовремя.
Начало урока – это активное повторение.
Трое учеников будут отвечать у доски.
Большинство учеников внимательно слушают учителя.
Новая тема. Предложения для анализа
Слайд 6
Простое глагольное Составное глагольное Составное именное
Выражается глаголом в форме одного из наклонений
Отвечает на вопрос
Что делает? -Что сделает?
Что делал? - Что сделал?
Что будет делать? –
Что сделает? Вспомогательный глагол или краткое прилагательное + инфинитив
Отвечает на вопрос
Что делает? -Что сделает?
Что делал? - Что сделал?
Что будет делать? –
Что сделает?
Вспомогательный глагол + именная часть
Отвечает на вопрос
Что такое предмет?
Кто такой предмет?
Какой предмет?
Каков предмет?
и т.д.
Виды сказуемых
Слайд 7
П.Г.С.
Выражается глаголом в форме одного из наклонений
Лодка, привязанная к причалу, тихо покачивалась на волнах.
Мы будем ехать по трассе.
Расскажите, пожалуйста, мне о свойствах этого металла.
Рассказал бы я это всё режиссёру, но не могу.
варианты п.г.с.
1.Оба глагола имеют одинаковую форму, но один указывает на форму, другой на действие (Пойду погуляю в саду).
2.Глагол+ взять и (Он взял да и ушёл совсем).
3.Усиление значения (Ждём не дождёмся весны).
4.Неопределённая форма сочетается с личной того же глагола с частичкой не (Он сам работать не работает).
5.Сожержит оборот для выражения длительности или интенсивности действия (Он только и делает, что читает).
6.Повторение глагола для обозначения длительности действия (Еду, еду в чистом поле).
7.Повторение глагола с частичкой так (Спел так спел).
8.Глагол дополнен частичкой знай , знай себе (А он знай себе посмеивается).
Простое глагольное сказуемое
Слайд 8
Вспомогательный глагол –
выражает грамматическое значение сказуемого.
Вспомогательный глагол со значением протекания действия:
начал, стал, пустился, кончил, бросил, перестал, пытался, осмелился, посмел, умел, мог(Я начал спускаться).
Вспомогательный глагол со значением желание, возможности:
обещал, собирался, обязался, намеревался, желал, хотел, старался, стремился, решил, вздумал, продолжал, взялся (Я хотел выйти на террасу).
Фразеологический оборот (Я не имею намерения вредить вам).
Неопределённая форма глагола -
выражает основное смысловое значение глагола
Составное глагольное сказуемое
(вспомогательный глагол или краткое прилагательное +Н.ф. глагола )
Слайд 9
Вспомогательный глагол со значением движения, положения в пространстве
приехать, прийти, вернуться, стоять, сидеть
Она сидела задумчивая. ==============
Вспомогательные глаголы стать, становиться, делаться, казаться, являться, считаться, называться
Девочка казалась весёлой. ============
Вспомогательный глагол: быть в наст. вр. отсутствует (нулевая связка), появляется в прош. вр. и в буд. вр.
Молодой человек весёлый.
Именная часть:
существительное,
прилагательное,
причастие,
числительное,
местоимение,
краткое прилагательное,
наречие .
Составное именное сказуемое
(вспомогательный глагол + именная часть).
Слайд 10
1. Задать вопрос. Определить сказуемое.
а)Продюсер может не согласится с этим сценарием.
Продюсер может что сделать? – может не согласится.
б)Режиссёр казался расстроенным.
Режиссёр что делал? –
казался расстроенным
2. Посмотреть на состав сказуемого
а)глагол + Н.Ф. глагола = С.Г.С.
б) глагол + причастие = С.И.С.
Как Определить вид сказуемого.
Слайд 11
Наступило новое утро.
От скуки девочка начала придумывать разные истории.
Гадкий утенок стал прекрасным лебедем.
Щенок стал весело бегать за собственным хвостом.
Пусть всегда будет солнце!
Мама вернулась из поездки усталая.
Определите вид сказуемого.
Слайд 12
Наступило новое утро(П.Г.С.)
От скуки девочка начала придумывать разные истории(С.Г.С.)
Гадкий утенок стал прекрасным лебедем(С.И.С.)
Щенок стал весело бегать за собственным хвостом(С.Г.С.)
Пусть всегда будет солнце! (П.Г.С.)
Мама вернулась из поездки усталая(С.И.С.)
Определите вид сказуемого.
Слайд 13
1.Мартышка вздумала трудиться.
2. Воздух, резко подувший с севера, становился чистым, морозным.
3.Червонец был запачкан и в пыли.
«Третий лишний»
Слайд 14
1.Шли два приятеля вечернею порой.
2.Герои решили разобраться.
3.Множество людей вышли было на улицу.
«Третий лишний»
Слайд 15
1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
2.Состав, загнанный в тупик, начали разгружать.
3. Улыбнувшись, она продолжила петь.
1.«Третий лишний»
Слайд 16
1.Команда будет выступать на соседнем поле.
2. Шестью восемь – сорок восемь.
3. Солнце было красное и большое.
2.«Третий лишний»
Слайд 17
1.Что стоишь, качаясь, тонкая рябина?
2. Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
3. Поставь рябиновую ветвь на стол в стакане.
3.«Третий лишний»
Слайд 18
1. Наш сосед по номеру оказался профессором.
2.Команда будет выступать на соседнем поле.
3.Восточная половина неба была залита нежно-алым цветом.
Ответы:
Слайд 19
Составить или найти
в литературных призведениях
примеры предложений
с разными видами сказуемых.
П. 16-17, упр. 105
Домашнее задание: