Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Калмыков Г.А
РЕНЕССАНС
ВОЗРОЖДЕНИЕ В ЕВРОПЕ XIV – XVI вв.
Москва - 2014
Слайд 2
РЕНЕСАНС. ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ
Калмыков Г.А.
Возрождение или Ренессанс — эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании). Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Слайд 3
РЕНЕСАНС. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ
Калмыков Г.А.
Основные черты Возрождения:
возрождение к новой жизни культуры возрождения;
интерес к личности, е индивидуальным чертам;
идеализация человека;
поиск «совершенной красоты»…
Слайд 4
Калмыков Г.А.
РЕНЕСАНС. ПЕРИОДЫ
Проторенессанс (2-я половина XIII века — XIV век)
Раннее Возрождение (начало XV — конец XV века)
Высокое Возрождение (конец XV — первые 20 лет XVI века)
Позднее Возрождение (середина XVI — 90-е годы XVI века)
Возрождение возникло в Ита-лии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности се-мейства Пизано, Джотто, Ор-канья и др.), но оно твёрдо ус-тановилось только с 20-х го-дов XV века.
К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следстви-ем чего является возникнове-ние маньеризма и барокко.
Слайд 5
Калмыков Г.А.
РЕНЕСАНС. ПРОТОРЕНЕСАНС
Проторенессанс тесно связан со средневековьем, с романскими, готическими традициями, этот период явился подготовкой Возрождения. Он делится на два подпериода:
Дученто (ит. duecento — двести) — итальянское название XIII века, Период творчества Джотто ди Бондоне (ок. 1267—1337) Отме-чен важнейшими открытия-ми, творчеством ярчайших мастеров.
Трече́нто (ит. trecento триста, а также 1300-е гг.) — принятое в итальянском языке наименование XIV в. Ведущим видом изобрази-тельного искусства была живо- пись наиболее типична —сиенская школа живописи
Слайд 6
Калмыков Г.А.
РЕНЕСАНС. РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Кватроченто или Раннее Возрождение – время экспериментальных поисков. Время выдвинуло на первый план точные научные знания. Искусство стало выполнять роль универсального познания окружающего мира.
Первым теоретиком в области живописи и архитектуры выступил Леон Баттиста Альберти (1404-1472). Им была разработана теория линейной перспективы, правдивого изображения глубины пространства в картине.
Рдоначальником ренессан-
сной архитектуры Италии стал Филиппо Брунеллес-ки (1377—1446) — архитек-тор, скульптор и ученый, один из создателей научной теории перспективы.
Одим из крупнейших скульп-торов первой половины XV в. был Якоподелла Кверча (1374-1438),старший современник Гиберти и Донателло. Его творчество, богатое многими открытиями.
В живописи огромную роль сыграл Мазаччо (1401-1428).. Во фреске «Троица» (1426-1427) он впервые при-менил метод перспективы
Слайд 7
РЕНЕСАНС. РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Леон Баттиста Альбе́рти (итал. Leone Battista Alberti; 18 февраля[1] 1404(1404), Генуя — 20 апреля[2] 1472, Рим) — итальянский ученый, гуманист, писатель, один из зачинателей новой европейской архитектуры и ведущий теоретик искусства эпохи Возрождения.
Альберти первым связно изложил математические основы учения о перспективе. Также внёс существенный вклад в развитие криптографии, предложив в книге 1466 года «Трактат о шифрах» идею многоалфавитного шифра.
Слайд 8
РЕНЕСАНС. РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Филиппо Брунеллески (итал. Filippo Brunelleschi (Brunellesco)); 1377—1446) — великий итальянский архитектор, скульптор эпохи Возрождения.
1401—1402 гг. конкурс на тему «Жертвоприношение Авраама» из Ветхого Завета; проект бронзовых рельефов для северных дверей флорентийского баптистерия (28 рельефов, заключенных в квадрифолии размером 53×43 см). Рельеф находится в Национальном музее Барджелло, Флоренция.
1412—1413 гг. Распятие в церкви Санта-Мария-Новелла (Santa Maria Novella), Флоренция.
1417—1436 гг. Купол кафедрального собора Санта-Мария-дель-Фьоре или просто Дуомо (Duomo), до сих пор самая высокая постройка во Флоренции (114,5 м), спроектированная таким образом, чтобы внутри могло поместиться все население города .
Слайд 9
РЕНЕСАНС. РАНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Мазаччо (итал. Masaccio; устар. вариант — Мазаччьо, собственно Томмазо ди Джованни ди Симоне Кассаи (Гвиди), Томмазо ди сер Джованни ди Гвиди; 21 декабря 1401, Сан-Джованни-Вальдарно, Тоскана — осень 1428, Рим) — знаменитый итальянский живописец, крупнейший мастер флорентийской школы, реформатор живописи эпохи кватроченто.
Слайд 10
РЕНЕСАНС. МАЗАЧЧО. «ТРОИЦА»
Калмыков Г.А.
На фреске изображена Голгофа — распятый Христос, поддерживаемый Богом-Отцом. В ногах у Распятия — саркофаг со скелетом Адама, над которым надпись типа memento mori — «Я был тем же, что и вы, но и вы станете тем же, чем стал я».
По сторонам Распятия стоят Дева Мария и св. Иоанн, чуть ниже донатор (одетый в плащ и капуччо красного цвета — одежду «гонфалоньеров справедливости») и его супруга.
Слайд 11
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Третий период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением». Он простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1527 год. В это время центр влияния итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим.
Творчество трех великих итальянских мастеров знаменует собой вершину Ренессанса:
Рафаэ́ль Са́нти (28 III 1483-6 IV 1520) — великий итальянский живописец, график и архитектор, представи-тель умбрийской школы.
Микела́нджело ди Ло-до́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти (5 III 1475- 18 II 1564) — великий итальянский скульптор, художник, архитектор, поэт, мыслитель. Один из величайших масте-ров эпохи Возрождения
Леона́рдо ди сер Пье́ро да Ви́нчи (15 IV-1452-2 V 1519) — итальянский ху-дожник (живописец, скульптор, архитектор) и учёный (анатом, естест-воиспытатель), изобре-татель, писатель, один из крупнейших представи-телей искусства Высо-кого Возрождения, яркий пример «универсального человека».
Слайд 12
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Леонардо да Винчи родился 15 апреля 1452 года в селении Анкиано близ небольшого городка Винчи, недалеко от Флоренции в «три часа ночи» то есть в 22:30 по современному отсчёту времени/
Его родителями были 25-летний нотариус Пьеро (1427—1504) и его возлюбленная, крестьянка Катерина. Первые годы жизни Леонардо провёл вместе с матерью. C трёх лет жил у отца.
Леонардо не имел фамилии в современном смысле; «да Винчи» означает просто «(родом) из городка Винчи». Полное его имя — итал. Leonardo di ser Piero da Vinci, то есть «Леонардо, сын господина Пьеро из Винчи».
Слайд 13
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Основные вехи профессиональной деятельности Леонардо да Винчи:
1472—1477 гг. - работа над полотнами «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой»
1483 — начата работа над «Мадонной в гроте»
1487 — разработка летательной машины — орнитоптера, основанной на птичьем полёте
1489—1490 — картина «Дама с горностаем»
1495—1498 — работа над фреской «Тайная вечеря» в монастыре Санта-Мария делле Грацие в Милане
1503 — картон к фреске «Битва в Анджарии (при Ангиари)» и картина «Мона Лиза»
1507 — изучение строения человеческого глаза
1508—1512 — работа в Милане над конным памятником маршалу Тривульцио
1509 — роспись в соборе Святой Анны
1512 — переезд в Рим под покровительством папы Льва X
Слайд 14
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Произведения Леонардо да Винчи
Картина Верроккьо «Крещение Христа». Ангел слева (левый нижний угол) — творение кисти Леонардо.
Леонардо да Винчи Дама с горностаем,1490, Музей Чарторыйских, Краков
Мона Лиза (1503—1505/1506)
Слайд 15
Список картин Леонардо да Винчи. (Название Техника Год Музей)
Благовещение Доска, масло около 1472—1476 Уффици
Крещение Христа Доска, масло около 1476 Уффици
Мадонна с гвоздикой Доска, масло около 1475—1478 Старая пинакотека
Портрет Джиневры де Бенчи Доска, масло около 1474—1478 Национальная галерея искусства
Мадонна Бенуа Холст, масло около 1479—1481 Государственный Эрмитаж
Поклонение волхвов Доска, подмалёвок 1479—1482 Уффици
Святой Иероним в пустыне Доска, темпера и масло 1480—1490 Ватиканская пинакотека
Мадонна Литта Доска, темпера около 1478—1482 Государственный Эрмитаж
Мадонна в скалах Доска, масло около 1483—1490 Лувр
Портрет музыканта Доска, масло около 1485—1487 Амброзианская библиотека
Дама с горностаем Доска, масло около 1488—1490 Музей Чарторыйских
Мадонна в скалах Доска, масло около 1495—1508 Лондонская Национальная галерея
Тайная вечеря Фреска около 1495—1498 Санта-Мария-делле-Грацие
Прекрасная Ферроньера Доска, масло около 1493—1497 Лувр
Мадонна с веретеном Доска, масло около 1499—1507 Национальная галерея Шотландии
Спаситель мира Доска, масло около 1499—1507 Частная коллекция
Святая Анна с Мадонной и младенцем Христом Доска, масло около 1501—1517 Лувр
Мона Лиза (Джоконда) Доска, масло около 1502—1516 Лувр
Иоанн Креститель Доска, масло около 1508—1516 Лувр
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Слайд 16
РЕНЕСАНС . ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Микела́нджело ди Лодо́вико ди Леона́рдо ди Буонарро́ти Симо́ни (итал. Michelangelo di Lodovico di Leonardo di Buonarroti Simoni; 6 марта 1475, Капрезе — 18 февраля 1564, Рим) — итальян-ский скульптор, художник, архи-тектор, поэт, мыслитель
Один из крупнейших мастеров эпохи Возрождения.[⇨]. .
Слайд 17
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Наиболее известные работы.
Мадонна у лестницы. Мрамор. Ок. 1491. Флоренция, Музей Буонарроти.
Битва кентавров. Мрамор. Ок. 1492. Флоренция, Музей Буонарроти.
Пьета. Мрамор. 1498—1499. Ватикан, Собор св. Петра.
Мадонна с младенцем. Мрамор. Ок. 1501. Брюгге, церковь Нотр-Дам.
Давид. Мрамор. 1501—1504. Флоренция, Академия изящных искусств.
Мадонна Таддеи. Мрамор. Ок. 1502—1504. Лондон, Королевская академия искусств.
Мадонна Дони. 1503—1504. Флоренция, Галерея Уффици.
Мадонна Питти. Ок. 1504—1505. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
Апостол Матфей. Мрамор. 1506. Флоренция, Академия изящных искусств.
Роспись свода Сикстинской капеллы. 1508—1512. Ватикан.
Сотворение Адама
Умирающий раб. Мрамор. Ок. 1513. Париж, Лувр.
Моисей. Ок. 1515. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Атлант. Мрамор. Между 1519, ок. 1530—1534. Флоренция, Академия изящных искусств.
Капелла Медичи 1520—1534.
Мадонна. Флоренция, Капелла Медичи. Мрамор. 1521—1534.
Библиотека Лауренциана. 1524—1534, 1549—1559. Флоренция.
Гробница герцога Лоренцо. Капелла Медичи. 1524—1531. Флоренция, собор Сан-Лоренцо.
Скорчившийся мальчик. Мрамор. 1530—1534. Россия, Санкт-Петербург, Государственный Эрмитаж.
Брут. Мрамор. После 1539. Флоренция, Национальный музей Барджелло.
Страшный суд. Сикстинская капелла. 1535—1541. Ватикан.
Гробница Юлия II. 1542—1545. Рим, церковь Сан-Пьетро-ин-Винколи.
Слайд 18
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Микеланджело
Мадонна у лестницы, ок. 1490—1491
итал. Madonna della scala мрамор.
Каза Буонарроти, Флоренция
Микеланджело
Давид, 1501-1504 Мрамор. Высота: 5,17 м
Академия, Флоренция
Слайд 19
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Микеланджело Сотворение Адама, ок. 1511
La creazione di Adamo фреска. 280×570 см
Сикстинская капелла, Ватикан
Слайд 20
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Рафаэль рано потерял родителей. Мать Марджи Чарла умерла в 1491, а отец Джованни Санти умер в 1494[3]. Отец был художником и поэтом, поэтому первый опыт художника Рафаэль получил в мастерс-кой отца. Самая ранняя работа — фреска «Мадонна с младенцем», до сих пор находящаяся в доме-музее.
К числу первых работ относятся «Хоругвь с изобра-жением Святой Троицы» (около 1499—1500) и алтар-ный образ «Коронование св. Николы из Толентино» (1500—1501) для церкви Сант-Агостино в Читта ди Кастелло.
В конце 1504 года переезжает во Флоренцию. Здесь он знакомится с Леонардо да Винчи, Микеланджело, Бартоломео делла Порта и многими другими флорен-тийскими мастерами…
Популярность Рафаэля постоянно растёт, он полу-чает много заказов на образы святых – «Святое се-мейство со св. Елизаветой и Иоанном Крестителем» (около 1506—1507). «Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)» (1505—1507), «Св. Екатерина Александрийская» (около 1507—1508).
Слайд 21
Калмыков Г.А.
Ранние работы
Мадонны Мадонна с младенцем • Мадонна Солли • Мадонна фон дер Роппа • Пасадинская Мадонна…
Флорентийскийпериод
Мадонны: Мадонна Диоталеви • Мадонна Конестабиле • Мадонна Грандука • Малая Мадонна Каупера • Мадонна Террануова • Мадонна Орлеанская • Святое семейство с безбородым Иосифом • Мадонна в зелени • Святое семейство с пальмой • Мадонна со щеглом • Прекрасная садовница • Мадонна с гвоздиками • Святое семейство с агнцем • Святое семейство Каниджани • Мадонна Бриджуотера • Мадонна Колонна • Мадонна Эстергази • Большая Мадонна Каупера • Мадонна Темпи
Алтари: Алтарь капеллы Ансидеи • Проповедь Святого Иоанна Крестителя • Алтарь Бальони • Положение во гроб
Портреты: Елизавета Гонзага • Эмилия Пиа де Монтефельтро • Юноша с яблоком • Дама с единорогом • Беременная • Автопортрет…
Римский период
Мадонны: Мадонна делла Торре • Мадонна Альдобрандини • Мадонна с диадемой • Мадонна Альба • Мадонна с вуалью • Мадонна Фолиньо • Мадонна с канделябрами • Сикстинская Мадонна • Мадонна с завесой • Мадонна в кресле • Мадонна в шатре • Мадонна с рыбой • Прогулка Мадонны • Святое семейство Франциска I • Святое семейство под дубом • Мадонна с розой • Мадонна божественной любви • Малое святое семейство
Фрески. Станцы Рафаэля: • Станца делла Сеньятура • Афинская школа • Пророк Исаия • Крестный путь • Триумф Галатеи • Станца д’Элиодоро • Станца дель Инчендио ди Борго • Сивиллы
Портреты: Донна Велата • Форнарина • Биндо Альтовити
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Слайд 22
Калмыков Г.А.
«Святое Семейство (Мадонна с безбородым Иосифом)»
«Мадонна с щегленком»
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Слайд 23
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
«Преображение»
«Сикстинская мадонна»
Калмыков Г.А.
Слайд 24
РЕНЕСАНС. ВЫСОКОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Дама с покрывалом» (около 1514—1515)
5 декабря 2012 года на аукционе Сотбис был продан рисунок Рафаэля «Голова молодого апостола» (1519-1520) к картине «Преображение». Цена составила 29 721 250 фунтов стерлингов, вдвое превысив стартовую. Это рекордная сумма для графических работ
Слайд 25
РЕНЕСАНС. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
Позднее Возрождение в Италии охватывает период с 1530-х по 1590—1620-е годы...
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Выдающиеся представители — Альбрехт Дюрер, Ганс Гольбейн Младший, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший. Предренессансным духом проникнуты и некоторые произведения мастеров поздней готики, таких, как Ян ван Эйк и Ганс Мемлинг.
Тенденции Возрождения повлияли на Россию во многих отношениях, хотя это влияние было весьма ограничено из-за больших расстояний между Россией и основными европейскими культурными центрами с одной стороны, и сильной привязанности русской культуры к своим православным традициям и византийскому наследию с другой стороны.
К XVII веку в результате влияния живописи эпохи Возрождения, русские иконы становятся немного реалистичнее, в то же время следуя самым старым канонам иконописи, как например в работах Богдана Салтанова, Симона Ушакова, Гурия Никитина, Карпа Золотарёва и других русских художников. Постепенно появляется новый тип светского портрета — парсуна
Слайд 26
РЕНЕСАНС. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Калмыков Г.А.
А́льбрехт Дю́рер (нем. Albrecht Dürer, 21 мая 1471, Нюрнберг — 6 апреля 1528, Нюрнберг) — немецкий живописец и график, признан крупнейшим европейским мастером ксилографии, поднявшим её на уровень настоящего искусства. Один из величайших мастеров западноевропей-ского Ренессанса.
Первый теоретик искусства среди севе-роевропейских художников, автор практического руководства для художников на немецком языке. Основоположник срав-нительной антропометрии. Первый из ев-ропейских художников, написавший авто-биографию.
А. Дюрер. Агнеса Дюрер. Рисунок пером. 1494
Слайд 27
Калмыков Г.А.
РЕНЕСАНС. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Альбрехт Дюрер. Дворик замка в Инсбруке. Акварель. 1494. Вена, Альбертина
А. Дюрер. Портрет Максимилиана I
Слайд 28
Калмыков Г.А.
РЕНЕСАНС. ПОЗДНЕЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ
Апокалипсис (лат. Apocalypsis cum Figuris) — знаменитая серия гравюр на дереве Альбрехта Дюрера, созданная им в 1496-1498 годах после первого путешествия в Италию. Серия из 15 гравюр, иллюстрирующая Откровение Иоанна Богослова, была впервые опубликована в 1498 году в Нюрнберге на латыни и немецком языке. Популярность гравюр серии была связана с широко распространённым в это время ожиданием конца света в 1500 году. В 1511 году опубликовано второе издание. Самая известная гравюра серии — «Четыре всадника Апокалипсиса».
При создании гравюр Дюрер опирался на работы предшественников: Библию Кобергера и Библию Грюнингера.
Наполненный неистовым драматизмом, интеллектуально один из самых значительных живописных циклов в европейском искусстве и, пожалуй, самый важный в наследии Дюрера, Апокалипсис положил начало новой вехе в творчестве художника и принёс ему мировую славу.
Мученичество Иоанна Богослова
Видение Иоанном семи светильников
Иоанн перед Богом
Четыре всадника Аппокалисиса
Снятие пятой и шестой пеяатей
Снятие седьмой печати…
Слайд 29
Калмыков Г.А.
РЕНЕСАНС. ФИЛОСОФИЯ
Философы Возрождения от Эразма до Монтеня преклонялись перед разумом и его творческой мощью. Разум — это бесценный дар природы, который отличает человека от всего сущего, делает его богоподобным. Для гуманиста мудрость являлась высшим благом, доступным людям, и поэтому своей важнейшей задачей они считали пропаганду классической античной литературы. В мудрости и познании, верили они, человек обретает настоящее счастье — и в этом состояло его подлинное благородство. Улучшение человеческой природы через изучение античной литературы — краеугольный камень ренессансного гуманизма.
Эразм Ротердамский (1469-1536)
Богослов и филолог.
Будучи знатоком латыни он комментировал сочинения древних мыслителей, соста-вил сборник греческих и латинских поговорок, давая возможность читателю познакомиться с культурой античного мира.
Самой знаменитой книгой Эразма Ротердамского считается книга «Похвала глупости», которую он посвятил гуманисту Томасу Мору.
В книге е героиня госпо-жа Глупость, одетая в мантию учёного произно-сит хвалебную речь в свой адрес…
Слайд 30
Калмыков Г.А.
РЕНЕСАНС. ОБЩЕСТВЕННЫЕ НАУКИ
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены, выверены и напечатаны многие античные тексты. Почти все гуманисты так или иначе занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
Жан Боде́н (фр. Jean Bodin; 1529 или 1530, Анже — 1596, Лан) — фран-цузский политик, философ, экономист, юрист, член парламента Парижа и профессор права в Тулузе. Многими исследователями считается основа-телем науки о политике из-за разра-ботанной им теории «государствен-ного суверенитета».
Жан Боден в своих сочинениях всегда признавал за человеком право выбирать для себя религию и Бога.
Главное политико-философское произведение Бодена — «Les six livres de la Republique» («Шесть книг о государстве»), вышедшем в свет в 1576 году,
Никколо́ Макиаве́лли (Макьявелли, итал. Niccolò di Bernardo dei Machiavelli; 3 мая 1469, Флоренция — 21 июня 1527, там же) — итальянский мыслитель, философ, писатель, политический деятель — занимал во Флоренции пост секретаря второй канцелярии, отвечал за дипломатические связи республики, автор военно-теоретических трудов. Выступал сторонником сильной государственной власти, для укрепления которой допускал применение любых средств, что выразил в прославленном труде «Государь», опубликованном в 1532 году.
Томас Мор (англ. Sir Thomas More, 7 февраля 1478, Лондон — 6 июля 1535, Лондон) — английский юрист, лорд-канцлер, мыслитель, писатель, гуманист, святой Католической церкви.
Из всех литературных и поли-тических произведений Мора наибольшее значение имеет «Утопия» (опубликована в 1516г.)
Её Мор называл «Золотая книжечка, столь же полезная, сколь и забавная о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия».
Томма́зо Кампане́лла (при крещении получил имя Джованни Доменико; 5 сентяб-ря 1568 — 21 мая 1639, Париж) — итальян-ский философ и писатель, один из первых представителей утопического социализма.
Таким, как город Солнца, Кампанелла желал видеть весь мир и предрекал в будущем «всемирное государство». Ему казалось, что Испания и испанский король призваны к этому мировому политическому господству, бок о бок с которым должно упрочиться мировое господство Римского Папы (мысль, разработанная им в сочинении «De Monarchia Messiae» и появляющаяся вновь в истории социализма в учении сенсимонистов).
Слайд 31
Калмыков Г.А.
РЕНЕСАНС. ЛИТЕРАТУРА
В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Да́нте Алигьери (Дуранте дельи Алигьери (крещен 26.III 1266 — 13.IX. 1321)
1265 — рождение Данте
1292 — создание повести «Новая жизнь»
1296/97 — первое упоминание о Данте как об общественном деятеле
1298 — женитьба Данте на Джемме Донати
1300/01 — приор Флоренции
1302 — изгнан из Флоренции
1304—1307 — «Пир»
1304—1306 — трактат «О народном красноречии»
1306—1321 — создание «Божественной комедии»
1308/09 — Париж
1310/11 — возвращение в Италию
1315 — подтверждение изгнания Данте и его сыновей из Флоренции
1316—1317 — поселился в Равенне
1321 — как посол Равенны отправляется в Венецию
В ночь с 13 сентября на 14 сентября 1321 — умирает по дороге в Равенну
Франческо Петрарка (1304-1374)
«Книга песен», 366 сонетов к Лауре
Диалог «О презрении к миру», «Моя тайна, или Книга бесед о презрении к миру»), 1343
трактаты:
«De remediis utriusque fortunae», 1360—1366
«De vita solitaria», ок. 1346—1356
«De otio religioso», 1346—1356
«De vera sapientia»
инвективы:
«Contra medicum quendam invectivarum», 1355
«Contra cujusdam Galli anonymi calumnias apologia»
«Contra quendam Gallum innominatum, sed in dignitate positum» («Contra eum qui maledixit Italiam»)
«De sui ipsius et multorum ignorantia», 1368
«Письмо к потомкам»)
«Письма без адреса»), 19 писем, 1342—1358
Буколические песни), 1346—1357, 12 стихотворений
Эпическая поэма «Африка», 1339—1342
Покаянные псалмы …
Джованни Боккаччо (1313—1375)
Неаполитанский период:
1334, эротическая поэма «Дом Дианы»
ок. 1336-38, роман «Филоколо»
ок. 1335-40, поэма «Филострато»
ок. 1339-41, поэма «Тезеида»
Флорентийский период:
1341-42, пасторальный роман «Амето»
начало 1340-х, аллегорическая поэма «Любовное видение»
1343-44, повесть «Фьяметта»
1345, поэма «Фьезоланские нимфы»
1350-е: «Декамерон»
1354—1355, сатирическая поэма против женщин «Корбаччо»
ок. 1360, книга «Жизнь Данте Алигьери» («Малый трактат в похвалу Данте»
Цикл лекций о «Божественной Комедии»
Трактат «О горах, лесах, источниках, озёрах, реках, болотах и морях» начат около 1355—1357, лат. яз.
«Генеалогия языческих богов» в 15 книгах первая редакция около 1360, лат. яз.
«О несчастиях знаменитых людей» (первая редакция около 1360, в 9 книгах, лат. яз…
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни. Широкое распространение получили театр и драма.
Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Миге́ль де Серва́нтес Сааве́дра (1547-1616)
Мировое значение Сервантеса держится, главным образом, на его романе «Дон Кихот», полном, всесто-роннем выражении его разнообразного гения.
В романе Сервантеса, в судьбах его героя сказалась в высокой этической форме именно мировая ирония. В побоях и всякого рода других оскорблениях, которым подвергается рыцарь — при некоторой антихудожественности их в литературном отношении, — заключается одно из лучших выражений этой иронии. Тургенев отметил ещё один очень важный момент в романе — смерть его героя: в это мгновение все великое значение этого лица становится доступным каждому. Когда бывший его оруженосец, желая его утешить, говорит ему, что они скоро отправятся на рыцарские похождения, «нет, — отвечает умирающий, — все это навсегда прошло, и я прошу у всех прощения».
Франсуа Рабле (1494-1553)
Один из крупнейших французских писателей эпохи Ренессанса, наиболее известен как автор романа «Гаргантюа и Пантагрюэль».
По мнению М.Бахтина, является одним из авторов, заложивших основы современной европейской литературы.
Самый замечательный писатель своей эпохи, Рабле является, вместе с тем, самым верным и живым отражением её; стоя наряду с величайшими сатириками, он занимает почётное место между философами и педагогами. Рабле — вполне человек своего времени, человек Возрож-дения по своим симпатиям и привязанностям, по своей страннической, почти бродячей жизни, по разнообразию своих сведений и занятий. Он яв-ляется гуманистом, медиком, юристом, филоло-гом, археологом, натуралистом, богословом
Уи́льям Шекспи́р (26.IV 1564 23.IV 1616) — английский поэт и драматург, зачастую считается величайшим англоязычным писателем и одним из лучших драматургов мира.
Часто именуется национальным поэтом Англии. Дошедшие до нас работы, включая некоторые, написанные совместно с другими авторами, состоят из 38 пьес, 154 сонетов, 4 поэм и 3 эпитафий.
Пьесы Шекспира переведены на все основные языки и ставятся чаще, чем произведения других драматургов
Ло́пе де Ве́га (полное имя — Фе́ликс Ло́пе де Ве́га и Ка́рпио, 25 ноября 1562, Мадрид — 27 августа 1635, Мадрид) — испанский драма-тург, поэт и прозаик. Автор около 2000 пьес, из которых 426 дошли до наших дней и около 3000 сонетов.
Пьесы Лопе де Вега затрагивают различные темы: социально-политические драмы из оте-чественной и иностранной истории (например, пьеса о Лжедмитрии «Великий герцог Москов-ский»), исторические хроники («Доблестный кордовец Педро Карбонеро»), любовные исто-рии («Собака на сене», «Девушка с кувшином», «Учитель танцев»).
В драмах Лопе очень велик исторический пласт. Среди них «Последний готский король», «Граф Фернан Гонсалес», «Зубцы стен Торо», «Юность Бернарда дель Карпио», «Незаконный сын Мударра» и др., — пьесы, в основе которых народные романсы и «Песнь о моём Сиде»…
Слайд 32
Калмыков Г.А.
РЕНЕСАНС. АРХИТЕКТУРА
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в архитектуре к принципам и формам античного, преимущественно римского искусства. Особенное значение в этом направлении придаётся симметрии, пропорции, геометрии и порядку составных частей, о чём наглядно свидетельствуют уцелевшие образцы римской архитектуры. Сложная пропорция средневековых зданий сменяется упорядоченным расположением колонн, пилястр и притолок, на смену несимметричным очертаниям приходит полукруг арки, полусфера купола, ниши, эдикулы.
Наибольший вклад в развитие ренессансной архитектуры внесли пять мастеров:
Филиппо Брунеллески (1377—1446) — основоположник ренессансной архи-тектуры, разработал теорию перспекти-вы и ордерную систему, вернул в строи-тельную практику многие элементы ан-тичной архитектуры, создал впервые за многие столетия купол (Флорентийского собора), до сих пор доминирующий в панораме Флоренции.
Санта-Мария-дель-Фьоре,Флоренция
Оспедале дельи Инноченти, Флоренция
Палаццо Питти,Флоренция.
Леон Баттиста Альберти (1402—1472) — крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, переосмыслил мотивы раннехристианских базилик времён Константина, в палаццо Ручеллаи создал новый тип городской резиденции с фасадом, обработанным рустом и расчленённым несколькими ярусами пилястр.
Палаццо Ручеллаи, Флоренция
Санта-Мария-Новелла
Донато Браманте (1444—1514) — зачинатель архитектуры Высокого Возрождения, мастер центрических композиций с идеально выверен-ными пропорциями; на смену графической сдер-жанности архитекторов кватроченто у него при-ходят тектоническая логика, пластичность дета-лей, цельность и ясность замысла (Темпьетто).
Темпьетто во дворе церкви Сан-Пьетро-ин-Монторио, Рим
Собор святого Петра,
1506-1667, Рим
Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — главный архитектор Позднего Возрождения, руководивший грандиозными строительными работами в папской столице; в его постройках пластическое начало выражается в динамичных контрастах как бы наплывающих масс, в величественной тектоничности, предвещающей искусство барокко (собор Святого Петра, лестница Лауренцианы).
Микеланджело Буонарроти Сикстинская капелла Потоп (фрагмент
Фреска «Страшный Суд»
Пророк Исайя
Андреа Палладио (1508—1580) — родоначальник первой фазы классицизма, известной как палладианство; с учётом конкретных условий бесконечно варьировал различные сочетания ордерных элементов; сторонник открытой и гибкой ордерной архитектуры, которая служит гармоничным продолжением окружающей среды, природной или городской (Палладиевы виллы); работал в Венецианской республике.
Вилла Фоскари
Вилла Ротонда
Слайд 33
Калмыков Г.А.
ru.wikipedia.org/wiki/
dic.academic.ru/dic.nsf/..
arthistory.ru/renaissance.htm