Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Ремесло Руси IX-XIIвв.
Агузарова С.И. учитель истории МБОУ СОШ№3
г.Моздок РСО - Алания
Слайд 2
На Руси к XII веку насчитывалось свыше 60 ремесленных специальностей. Древнерусские ремесленники производили более 150 видов железных и стальных
изделий. Эта продукция играла важную роль в развитии товарных связей городов с сельской местностью.
В древнерусских городах были развиты такие виды ремёсел как гончарное, кожевенное, древо-дельное, камнетёсное и т. д. Своими изделиями Русь завоевала известность в тогдашней Европе. В городах ремесленники работали как на заказ, так и на рынок.
Слайд 3
основывалась на металлургическом производстве, о высоком уровне развития которого свидетельствует применение ремесленниками сварки, литья, ков и металла, наварки и закалки стали.
Часть ремёсел основывалась на металлургическом
производстве, о высоком уровне развития
которого свидетельствует применение ремесленниками
сварки, литья, ковки, наварки и закалки стали. Часть
ремёсел
Слайд 4
Кузнецы.
Самым почитаем на Руси было ремесло кузнеца, она считалась самой тяжёлой в славянском поселении. Ему приходилось работать рядом с раскалённой печью, в кузнице всегда было жарко.
Сырьём для получения железа служили болотная, озёрная и дёрновая руды.
Лом, клещи, молот, наковальня и горн были основными орудиями кузнеца.
Слайд 5
Русские кузнецы
производили самые
Разнообразные
предметы из
металла: лопаты,
лемеха. Ножи,
долота. сковорды,
удила. Ножи,
ножницы и многое
другое.
Слайд 6
Изделия кузнечного ремесла
получили высокую оценку не
только на Руси, затейливые
висячие замки с ключами
сложного рисунка находили
сбыт в соседних странах под
названием «русских» замков.
Слайд 7
Но особое развитие по-
лучило производство
оружия и военных доспехов.
Мечи и боевые топоры,
копья, колчаны со стрелами,
кольчуги и щиты выраба-
тывались мастерами
– оружейниками.
Изготовление оружие и
доспехов было сопряжено с
особенно тщательной
обработкой металла и
требовало умелых приёмов в
работе.
Слайд 13
Ювелиры
Показателем высокого
развития ремесла было и
ювелирное производство.
Ювелиры удовлетворяли
потребности широких
слоёв населения в
украшениях, а также
изготовляли предметы
роскоши для знати и
утварь для церкви.
Слайд 14
Основным техническим
приёмом «злотарей» того
времени было литьё.
Расплавленный в спе-
циальных глиняных тиглях
металл при помощи глиняной
ложки – «льячки» – заливался
в форму , а после остывания
извлекался из неё.
Слайд 15
Ювелирное ремесло X –XIIвв. Не ограничивалось литейным производством.
Ковка, чеканка, чернь, зернь, скань, эмаль в руках русских мастеров давали изумительные образцы художественных изделий.
Слайд 16
Скань (от старославянского глагола «съкати» — сучить, свивать в одну нить несколько прядей), филигрань — вид ювелирной техники: ажурный или напаянный на металлический фон узор из тонкой золотой, серебрянной или медной проволоки, гладкой или свитой в верёвочки. Изделия из скани часто дополняются зернью (маленькие серебряные или золотые шарики) и эмалью.
Слайд 17
Близкой к скани была зернь. Зернь — мелкие золотые, платино-
вые или серебряные шарики диаметром от 0,4 мм, которые
напаиваются в ювелирных изделиях на орнамент из скани.
Зернь создаёт эффектную фактуру, игру свето-тени. Эта техника
Стала использоваться в Древней Руси с IX—X веков, обычно
вместе с эмалью.
Слайд 19
Чернь(см. чёрный цвет) — прием затемнения, заполнения чёрной
краской какой-либо поверхности, гравированных или естественных
углублений на металле, камне, дереве. Чернью называют также
собственно чёрную краску, которая служит этим целям (сравн.
сграффито; скальоло; шварцлот). Для чернения серебряных изделий
обычно применяли порошок из смеси серебра, меди, свинца, олова и
серы с добавлением буры. Русские мастера добавляли еловую смолу
и чёрную краску (см. великоустюжские эмали, чернёвые и финифтяные
изделия; Дагестан; кубачинские художественные ремесла). Термины
"чернь", "поче́рнь" или "че́рнеть" использовали древнерусские иконописцы
и фрескисты
Слайд 21
Самый ювелирной технологии
во времена Киевской Руси
можно считать эмаль –
финифть. Фини́фть (др.-рус.
финиптъ, химипетъ, из ср.
греч. χυμευτόν, то же от
χυμεύω — «смешиваю») —
особый вид прикладного
искусства, в котором
используется эмаль (в качестве
основного материала) в
сочетании с металлом.
Слайд 22
Эмали окрашиваются солями
металлов: добавки золота
Придают стеклу рубиновый цвет,
кобальта — синий цвет, а меди —
зелёный. При решении специ -
фических живописных задач
яркость эмалиможет, в отличие от
стекла, приглушаться. Образки,
крестики, портреты, украшения,
выполненные в технике финифти,
отличаются особой долговеч-
ностью, декоративностью,
яркостью и чистотой красок.
Слайд 23
Для ее изготовления на поверхности золотых предметов
втискивались контуры рисунка, в которые затем впаивалися
золотые перегородки. Промежутки заполнялись
разноцветными порошками особого химического состава, после
чего изделие подвергали термической обработке. Медленно
расплавляясь, такие порошки образовывали изысканную
поверхность нужного рисунка. Высоким мастерством
отличаются миниатюры в отдельных рукописных книжных
произведениях того времени.
Слайд 24
Гончары
Большая группа ремесленни-
ков занималась гончарным
делом. Гончарная глиняная
посуда была основной в
хозяйстве древнерусского
человека. Уже в IXв. в Древней
Руси преобладала посуда,
сделанная на гончаром круге.
Посуда орнаментовалась,
сушилась, а потом обжигалась.
Слайд 25
Сосуды различных размеров и разного назначения: для варки пищи, для хранения зерна и мёда. Изготавливались
плошки, крынки, чашки, блюда, светильники, кувшины, жбаны и различные глиняные игрушки.
Слайд 26
«Древодели»
Широкое распространение в Древней
Руси получила обработка дерева.
В источниках неоднократно
упоминаются «древодели», т.е.
плотники. Они имели разнообразные
строительные инструменты: топоры,
рубанки, молотки, пилы, долота и др.
С их помощью мастера рубили избы,
делали городские укрепления, мосты
и деревянные поделки.
Слайд 27
Изделия бондаря – бочки, ведро, ладья
Слайд 28
Особую группу ремесленников
составляли люди, занятые
изготовлением одежды, тканей,
обработкой кожи.
Прядением льна и шерсти
занимались женщины. О
прядении и ткачестве говорится
в летописях: «достав шерсть и
лён, делает всё необходимое
руками своими.»
Ткачи
Слайд 29
Ткацкий станок у восточных славян был в каждой семье. Долгими зимними вечерами славянки занимались прядением и ткачеством
Слайд 30
Узоры на одежде славянки. Традиционно для вышивки использовался красный цвет ниток
Слайд 35
Народные промыслы
Слайд 36
Корзина, туесок, лапти – эти изделия изготавли- вали мужчины в зимнее время, когда не было полевых работ.
Слайд 37
Использованные ресурсы
1. Рыбаков, Б.А. Ремесло древней Руси / Б.А. Рыбаков. — М.: Издательство АН СССР, 1948.
2.СахаровА.М., МуравьёвА.В., Очерки истории русской культуры 9-17вв.,
М., Просвещение.1984.
3.https://ru.wikipedia.Ремёсла Древней Руси.
4.https://yandex.ru/images/search?imgХудожественное ремесло.