Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Идейное содержание произведения
Готовимся к ОГЭ, ЕГЭ
Слайд 2
Идейное содержание произведения –
основной смысл произведения,
главные темы,
проблемы,
мысли и чувства,
в нём заключенные.
Слайд 3
ТЕМА? ПРОБЛЕМА? ПОЗИЦИЯ АВТОРА?
Слайд 4
Тема (от греч. thema) — то, что положено в основу, предмет изображения в произведении: круг жизненных явлений и событий, которые исследует и оценивает автор.
Раскрывается с помощью сюжета, конфликта, поставленных проблем, позиции автора.
Тема может объединять разные произведения одного писателя, группы писателей определенного жанра, направления и т. д.
ТЕМАТИКА — совокупность основных и побочных тем
литературного произведения,
или ряда произведений одного писателя,
или целой группы, школы, направления.
Слайд 5
Проблема
Если, определяя тему, мы задаем себе вопрос «о чём?», то при рассмотрении проблемы необходимо поставить другой вопрос: «Что автора интересует (волнует, беспокоит или пугает) в тех событиях, характерах, взаимоотношениях людей, которые он творчески осмысляет?»
Слайд 6
Проблема (от греч. problema — задача, задание) — вопрос, требующий разрешения.
Проблема может носить самостоятельный характер или подчиняться главной проблематике.
ПРОБЛЕМАТИКА - совокупность поставленных автором в произведении проблем.
В зависимости от того, как автор осмысливает особенности реальной действительности и внутреннего мира человека, что считает главным, а что - второстепенным, какие вопросы выносит на обсуждение с читателем, формируется проблематика произведения.
Виды проблематики
национально-историческая;
социально-политическая;
нравственно-этическая;
национально-историческая;
философская.
Слайд 7
Проблематика
Русская литература отдает предпочтение социально-нравственной и философской проблематике, т.е. в большинстве отечественных произведений осмысляются
актуальные вопросы времени и проблема героя времени;
проблема поиска человеком личной истины,
защиты или создания своей системы ценностей;
проблемы общих закономерностей бытия.
Слайд 8
Тема - то, о чем говорится в тексте.
Проблема - сложный теоретический или
практический вопрос, требующий решения, исследования.
Тематика - совокупность тем в произведении.
!
!
!
ТЕМА И ПРОБЛЕМА
Проблематика - совокупность проблем в произведении.
Очень важно не путать термины «тема» и «проблема»
при анализе исходного текста.
Тема - понятие более широкое, общее;
проблема - более узкое, конкретное.
Слайд 9
ОСНОВНОЕ ОТЛИЧИЕ ТЕМЫ ОТ ПРОБЛЕМЫ
Тему, как правило, нельзя сформулировать в виде вопроса
Тема нейтральна по своей сути (тема войны, природы, любви), не предполагает спора.
ТЕМА
ПРОБЛЕМА
Проблема предполагает спорный вопрос (Нужна ли война человечеству? Как уберечь природу от негативного воздействия человека? Какой отпечаток накладывает на личность несчастная любовь?).
Проблема, напротив, часто может быть сформулирована как вопрос.
Слайд 10
Различайте!
!!! В рамках одной темы может быть поставлено
сразу несколько проблем.
Тема
Проблема
Нечто целое, объемное,
крупное, дающее нейтральное
название тому,
о чем автор ведет речь
в своем тексте.
Одна из сторон темы,
часто во взаимодействии
с другими гранями, сторонами, явлениями действительности.
Чем более сложным, многоплановым является произведение,
тем богаче его тематика и проблематика.
Слайд 11
Грибоедов «Горе от ума»
Слайд 12
ТЕМА И ПРОБЛЕМА
В процессе работы над исходным текстом на ОГЭ (и ЕГЭ) по русскому языку перед непосредственным написанием сочинения вам предстоит разобраться
и с темой (или тематикой, если тем несколько),
и с проблемами (то есть проблематикой).
Однако конечная цель такого анализа - выявить одну, главную проблему, поставленную автором в тексте.
Именно основная проблема находится в центре внимания писателя, именно над ней он размышляет прежде всего, затрагивая попутно и другие проблемы.
Слайд 13
Основная проблема – это та,
▪ которая стала объектом раздумий автора;
▪ над которой он в основном размышляет;
▪ к которой неоднократно возвращается;
▪ по которой отчётливо заявлена авторская позиция.
Слайд 14
Способы выражения проблемы в тексте
1. Прямое озвучивание проблемы. Обычно это бывает в текстах публицистического стиля. В этом случае автор сам формулирует проблему текста: в виде собственно вопроса (Всякое ли произведение можно считать произведением искусства?) либо в виде сочетания слова «проблема» с другими словами (Проблема отрицательного влияния поп-культуры на подростка). Обратите внимание: во втором случае, несмотря на отсутствие вопроса как такового, авторская формулировка легко трансформируется нами в вопросительное предложение (Как влияет массовая поп-культура на подростка?). То есть в обоих случаях автор ставит вопрос.
2. Скрытое, подтекстовое выражение проблемы. Вы знаете, что для текстов художественного стиля нетипично прямое вмешательство автора в текст. В этом случае авторское «я» не выражено явно: как правило, пишущий не выносит прямых, непосредственных оценок ни героям, ни их поступкам. Он исподволь, непрямо подводит читателя к таким оценкам. Читая художественный текст, вы, безусловно, понимаете, что писатель создал его не просто так: он хотел что-то донести до читателей, заставить их задуматься над каким-то важным, с его точки зрения, вопросом. И ваша задача - найти этот вопрос в тексте самостоятельно.
Итак, проблема - это прямой или скрытый вопрос, над которым автор размышляет.
Слайд 15
Проблема < = > позиция автора.
Что будет ответом на вопрос, составляющий проблему текста?
Проблема - это прямой или скрытый вопрос.
Авторская позиция – это ответ на обозначенную
проблему.
Эти понятия напрямую связаны друг с другом!
Слайд 16
Всегда начинайте свою работу не с поисков и формулировки проблемы исходного текста, а с определения авторской позиции. При таком подходе вы никогда не проиграете! Дело в том, что встречаются тексты, в которых автор затрагивает несколько вопросов (проблем), но не на все эти вопросы вы найдете ответы в небольшом фрагменте текста, предлагаемом вам для анализа разработчиками КИМов на экзамене.
Как вы уже поняли, особые сложности возникают при выявлении проблемы в текстах художественного стиля.
Совет! Важно!
Слайд 17
На что нужно обратить внимание при анализе художественного текста?
На сюжет, героев, их внешность, поведение, речь, диалоги, монологи; на то, какими словами автор описывает того или иного персонажа, и т. д.
Словом, анализируя художественный текст, смотрите вглубь, внимательно относитесь к деталям, оценивайте подтекст, обобщайте информацию:
за всем этим стоит авторское отношение к описываемому и, соответственно, его позиция.
Авторское отношение
и авторская позиция.
Что помогает их определить?
Слайд 18
О конфликте
Кроме того, помните, что в основе любого литературного произведения лежит конфликт.
Конфликт - это столкновение интересов, чувств, характеров героев; это противоречие, которое оказывается движущей силой, пружиной сюжета в литературном произведении.
Причем конфликт - это не только прямой поединок литературных героев, но и разность их убеждений и чувств.
Слайд 19
13
Вспомним, к примеру, рассказ И. С. Тургенева «Бирюк».
Мы обнаруживаем здесь прямой конфликт лесника, честно выполняющего свою обязанность, и мужика, которого нужда заставила воровать лес.
Но, описывая историю кражи и реакцию на это лесника, И. С. Тургенев показывает читателям и другой, внутренний конфликт: чувство долга лесника вступает в противоречие с сочувствием к бедственному положению «вора». В результате внутренний конфликт в душе героя разрешается в пользу добра (вспомните слова, которые говорит герой-рассказчик леснику при расставании: «Ну, Бирюк, удивил ты меня; ты, я вижу, славный малый»).
И в этой развязке отчетливо видна позиция автора: сочувствие чужому горю, доброта являются для него высшей правдой, перед которой профессиональный долг отступает. В результате, размышляя таким образом, мы с вами выходим на проблему долга и высшей правды.
Её можно сформулировать так: «Что является высшей правдой: чувство долга или сочувствие чужой беде?»
Слайд 20
Авторская позиция прочитывается
Слайд 21
На экзамене в предлагаемых для анализа текстах чаще всего рассматриваются следующие виды проблем:
• философские (В чем смысл жизни?...);
• социальные (Естественно ли деление людей на богатых и бедных?...);
• политические (Как остановить международный терроризм?...);
• экологические (Как уберечь мир от экологической катастрофы?...);
• нравственно-этические (Что такое интеллигентность?...).
Отметим также, что при определении авторской позиции и проблемы исходного текста нужно помнить, что тексты, предлагаемые вам для анализа, не случайные. Они специально отобраны разработчиками КИМов. В каждом из текстов, как правило, речь идет об отношении человека к миру общезначимых человеческих ценностей, таких, например, как:
• человек и природа (их гармоничное взаимодействие);
• человек и наука (истина);
• человек и политика (мир, справедливость, демократия);
• человек и право (закон и правопорядок);
• человек и нравственность (смысл жизни и счастье, добро, долг, ответственность, совесть, честь, достоинство, ...) и т. д.
Слайд 22
Проблема может быть
▪ поставлена;
▪ изложена;
▪ рассмотрена;
▪ выдвинута;
▪ затронута;
▪ поднята;
▪ сформулирована;
▪ исследована.
Слайд 23
Основной источник
Максимович Т. И., Межина Т. В., Кузнецов А. Ю., Пугачёв И. А. ЕГЭ 2015. Русский язык. Сочинение: Теория и практика. Электронное издание М.: МЦНМО, 2015 - 192 с.
Выполнила презентацию Бурмистрова Р.А.