Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Употребление наречий.
Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они.
А. Югов
Слайд 2
Лист контроля
____________________________________
(фамилия, имя учащегося)
1. Наречие – это ___________________________________
2. Наречие отвечает на вопросы: _____________________
__________________________________________________
3. Наречие не _____________________________________
4. В предложении наречие бывает ___________________
__________________________________________________
Слайд 3
I. Наречия играют особую роль в речи. Они употребляются для того, чтобы более точно, более выразительно охарактеризовать действие, признак или предмет и передать отношение к ним. Без наречий, как и без прилагательных наша речь теряет конкретность и образность.
Птицы щебетали.
Птицы щебетали по-весеннему звонко и радостно.
Птицы щебетали как-то вразнобой.
Птицы по-прежнему здесь щебетали.
Птицы весело щебетали то здесь, то там.
Где-то совсем рядом птицы без умолку щебетали.
С р а в н и т е:
Слайд 4
Ох уж это наречие!
Я (не)взлюбил наречие ещ.. (за)долго до того, как узнал о нём (в)первые. Всю жизнь оно меня преследует: «Стой прямо, сиди ровно, говори правильно, (по)русски, пиши красиво, считай верно, делай всё быстро, аккуратно и на(совесть), поступай (по)товарищески, давай сдачи (по)мужски» – только и слышу ежечасно. Всё это (не)просто выполнить.
Другому хочется (,без)удержно носиться вскач(?), а вот мне приятнее возлежать горизонтально и (тихо)тихо листать книжные страницы, которых (видимо)(не)видимо.
В школе мы закончили изучение надоевшего мне наречия, и я надеюсь, что моя жизнь (от)ныне потечёт (по)новому: весело, (не)обыкновенно, а может быть, и (по)прежнему кое(как). (А,Брусина)
223. Спишите текст, раскрывая скобки. Подчеркните наречия как члены предложения.
2. Почему в тексте много наречий? С какой целью их использует автор? Делают ли
они речь более точной и конкретной, а смысл предложения более ясным? Попробуй-
те прочитать текст без наречий. Что изменилось? Сделайте вывод о роли наречий в
данном тексте и в речи в целом.
Слайд 5
Наречия в тексте
Создают образность.
Придают точность высказыванию.
Служат средством связи предложений.
Выступают средствами выразительности
- олицетворение;
- противопоставление;
- эпитет.
Слайд 6
Упражнение 224.
Нарисуйте словесный портрет человека, который ходит:
а) медленно, лениво, небрежно;
б) быстро, торопливо, стремительно;
в) осторожно, тихо, осмотрительно.
Слайд 7
– Юра! – сказала Зинка Фокина. (Вот странно! Раньше она всегда называла меня только по фамилии.) – Юра… Будь человеком!.. Исправь завтра двойку! Исправишь?
Она говорила со мной так, словно мы были в классе совсем одни. Словно рядом со мной не сидел мой лучший друг Костя Малинин.
– Исправишь? – тихо повторила она свой вопрос.
– Фокина! – сказал я официальным голосом. – Если бы я был некультурный, я бы тебе сказал: "Не при-ста-вай!.."
Фокина (возмущённо).
– С тобой совершенно невозможно разговаривать по-человечески!
Я (хладнокровно).
– Ну и не разговаривай!
Фокина (ещё возмущенней).
– И не буду!
Я (ещё хладнокровней).
– А сама разговариваешь!..
226. Найдите в тексте наречия, которые подсказывают, как нужно читать .
Слайд 8
Фокина (возмущенней в тысячу раз).
– Потому что я хочу, чтобы ты стал че-ло-ве-ком!
– А я что? Я не человек, что ли?
– Нет, Юра! – сказала Фомина серьёзно. – я хочу, чтобы ты стал человеком в полном смысле этого слова!
– А если я устал… Устал быть человеком! Тогда что?
– Как это устал? – спросила Фомина изумлённым голосом.
– А вот так! Вот так! – возмущённо закричал я на Фокину. – Устал, и всё. Устал быть человеком! Устал! В полном смысле этого слова!
Зинка Фомина так растерялась, что просто не знала, что мне сказать. Она стояла молча и только часто-часто моргала глазами. Я боялся, вдруг она разнюнится. Но Зинка не разнюнилась, а как-то вся переменилась и сказала:
– Ну, Баранкин! Знаешь, Баранкин!.. Все, Баранкин!.. – сказала Фокина и вышла из класса.
2. Прочитайте по ролям диалог Фокиной и Баранкина, опуская слова автора. Сделайте вывод, какую роль играют выделенные в тексте наречия, определите их разряд. 3. Выполните морфологический разбор одного из наречий, употреблённого в сравнительной степени. 4. Как вы думаете, что означает выражение «стать человеком»? В каких случаях, о ком так можно сказать?
Слайд 9
II. Использование в речи наречий-синонимов и синонимичных им фразеологизмов уточняет, обогащает смысл высказывания и в целом делает речь более яркой, образной и выразительной.
трудиться не покладая рук
работать спустя рукава
учиться с грехом пополам
надоесть хуже горькой редьки
как из рога изобилия
расти как на дрожжах
уснул как убитый
- хорошо
- плохо
- слабо
- сильно
- много
- быстро
- крепко
Слайд 10
228. Допишите предложения. Есть ли среди них наречия, которые входят во фразеологизмы?
Всю дорогу девчонки болтали …
По своей оплошности мы попали …
Со счётом 3 : 3 игра закончилась …
Времени у нас оставалось …
Ребята хохотали …
Заказ был выполнен точно …
Нельзя брать чужие вещи …
Надеюсь, этот урок пойдёт тебе …
Чашка упала и разбилась …
Фонарь неожиданно погас, и дальше мы шли …
Это лекарство нужно принимать…
Дети наелись ягод …
Надо уметь говорить правду …
вдребезги
вничью впотьмах
впрок
впросак натощак
без спросу
без умолку
в глаза
в обрез
в срок
до упаду
до отвала
2. Морфологический разбор любого наречия.
Слайд 11
Быстро, неторопливо, видимо-невидимо, мало, моментально, вмиг, мигом, неспешно, много, молниеносно, нерасторопно, мгновенно, медленно, немного, еле-еле, наперечёт, не густо.
229. К выделенным словам выпишите синонимы. Наречия каких синонимичных рядов являются антонимами?
2. Дополните каждый ряд фразеологизмами-синонимами.
Пруд пруди, через час по чайной ложке, раз-два и обчёлся, в два
счёта, кот наплакал, девать некуда, в мгновение ока, с быстротой
молнии, сломя голову, черепашьим шагом, на всех парах, во всю
прыть.
Слайд 12
Мы с моей тетей, папиной сестрой Верой, почему-то сидим на полосатом матрасе нежилой кровати и разговариваем. Вера спрашивает: «Ты меня любишь?» — «Ужасно люблю», — отвечаю я. «Ужасно люблю — не говорят, — поправляет меня Вера, — ужасно — значит очень плохо, а очень плохо — не любят. Надо сказать — очень люблю!» — «Ужасно люблю», — упрямо повторяю я. «Очень!» — говорит Вера. «Ужжжасно люблю», — уже со злобой повторяю я. Входит мама. Бросаюсь к ней: «Мариночка, Вера сказала, что ужасно любить нельзя, что ужасно люблю — не говорят, что можно только — очень люблю!» Мама берет меня на руки. «Можно, Алечка, ужасно любить — ужасно любить — лучше и больше, чем просто любить или любить очень!» — говорит мама.
230. Прочитайте отрывок из воспоминаний о Марине Цветаевой. В нём участники спорят об употреблении наречий ужасно и очень в речи. Кто из спорящих, по-вашему, прав?
Слайд 13
III. Многие наречия меры и степени действия, признака имеют синонимы с ярко выраженной стилистической окраской. Уместность употребления этих слов зависит от их стилевой принадлежности. Так, в живой разговорной речи вместо стилистически нейтрального наречия очень допустимо употребление наречий безумно, ужасно и др. Однако следует избегать просторечных слов шибко, дюже, больно. В книжной речи более уместны наречия весьма, крайне, чрезвычайно, удивительно, поразительно, исключительно, невообразимо, невероятно, необычайно, необыкновенно, безмерно и др.
Слайд 14
Стилистически нейтральные наречия Стилистически окрашенные наречия Стилистически окрашенные наречия
Стилистически нейтральные наречия разговорные книжные
231. Определите стилистическую окраску наречий-синонимов. Впишите наречия в соответствующие графы таблицы.
Торопливый – слишком, чересчур, излишне, чрезмерно, уж очень.
Рассориться – полностью, совершенно, совсем, окончательно, в корне, начисто,
вконец, вдрызг.
Нежданный – нисколько, ничуть, отнюдь, совсем, вовсе, ни в коей мере, ни
капли, совершенно.
Нужно – очень, сильно, страшно, жутко, позарез, крайне, до предела, ещё как.
Успеть – еле, едва, еле-еле, едва-едва, насилу.
Выступать – прекрасно, великолепно, замечательно, отлично, классно, шикарно,
превосходно, обалденно, суперски, отменно.
Выглядеть – приятно, мило, славно, привлекательно, симпатично.
Слайд 15
произносится [ ч, н ] произносится [ шн ] произносится двояко
232. Спишите наречия, распределяя их в три колонки
Прочно, беззвучно, нарочно, отлично, точно, ошибочно, звучно, вечно,
заочно, срочно, нарочно, пустячно, порядочно, достаточно,
шуточно, буднично, симпатично, сердечно, алчно.
Слайд 16
Проверяем!
произносится [ ч, н ] произносится [ шн ] произносится двояко
Прочно, беззвучно, отлично, точно, ошибочно, звучно, вечно, заочно, срочно, достаточно, шуточно,
симпатично, алчно Нарочно, пустячно, Сердечно, порядочно, буднично
Слайд 17
233. Рассмотрите рисунок и догадайтесь, какие наречия должен был записать в транскрипции ученик. Как должны произноситься эти наречия? Запишите их транскрипцию. Выполните фонетический разбор слова.
[луч, ч, э]
[щ, а с]
[с, о д, н, а]
Слайд 18
Говорим правильно!
высоко и высоко красивее глубже
широко и широко удобнее лучше
далеко и далёко тяжелее хуже
издалека длиннее звонче
донельзя твёрже легче
234. Употребите в составе словосочетаний или предложений слова из рубрики «Говорим правильно!»
Слайд 19
235. Расставьте ударения. Укажите какой частью речи являются данные слова?
Тотчас – тот час, насмерть – на смерть, до смерти – до смерти, вовремя – во время, набок – на бок, наголову – на голову, по-твоему – по твоему мнению, не хотя – нехотя.
Слайд 20
236. Рассудите спор по поводу слова завтра.
Сегодня ты бы его всё равно не получила, даже если б очень захотела, - ответила Королева. – Правило у меня твёрдое: варенье на завтра! И только на завтра!
Но ведь завтра когда-нибудь будет сегодня!
Нет, никогда! Завтра никогда не будет сегодня! Разве можно проснуться поутру и сказать: «Ну вот, сейчас, наконец, завтра?»
2. Какой частью речи является слово завтра в тексте? Может ли оно
выступать в роли наречия? Докажите.
Слайд 21
Словарная работа
куда?
ОБРАТНО
=
назад
вспять
как?
ОПЯТЬ
=
снова
вновь
Это очень неприятно
В разговоре услыхать:
«Мы с вами встретились обратно»
Вместо «Встретились опять».
Пусть каждый из ребят
Запомнит слово:
«Обратно» значит «назад»,
«Опять» значит «снова!»
Из книги «Уроки русской словесности»
Слайд 22
Тестовая работа
1. Найдите ошибку в образовании форм наречия:
1) красивее; 2) более выше; 3) выше всех.
2. Укажите синоним к наречию фальшиво:
1) нелепо; 2) неискренне; 3) необдуманно.
3. Укажите антоним к наречию аккуратно:
1) небрежно; 2) опрятно; 3) красиво.
4. В каком предложении наречие употреблено в переносном значении?
1) Нужно копать глубоко.
2) Он глубоко изучил этот вопрос.
3) Аквалангист погрузился глубоко.
5. Каким фразеологизмом можно заменить наречие в словосочетании: встал рано?
1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.
6. Укажите средство выразительности в пословице: Обещай медленно, выполняй быстро.
1) олицетворение; 2) противопоставление (антитеза); 3) сравнение.
Слайд 23
Тестовая работа
1. Найдите ошибку в образовании форм наречия:
1) красивее; 2) более выше; 3) выше всех.
2. Укажите синоним к наречию фальшиво:
1) нелепо; 2) неискренне; 3) необдуманно.
3. Укажите антоним к наречию аккуратно:
1) небрежно; 2) опрятно; 3) красиво.
4. В каком предложении наречие употреблено в переносном значении?
1) Нужно копать глубоко.
2) Он глубоко изучил этот вопрос.
3) Аквалангист погрузился глубоко.
5. Каким фразеологизмом можно заменить наречие в словосочетании: встал рано?
1) во весь дух; 2) изо дня в день; 3) ни свет ни заря.
6. Укажите средство выразительности в пословице: Обещай медленно, выполняй быстро.
1) олицетворение; 2) противопоставление (антитеза); 3) сравнение.
Слайд 24
Итоги урока
Создают образность.
Придают точность высказыванию.
Служат средством связи предложений.
Выступают средствами выразительности
олицетворение;
противопоставление;
эпитет.
Пройдёмся по царству русских наречий, и вы тотчас же увидите, сколь велика в них мыслеёмкость, точность, вещественность и сколь незаменимы они.
А. Югов
Слайд 25
Домашнее задание.
Упражнение 240.
Слайд 26
Рефлексия.
Я считаю, что урок был полезен для меня потому, что… Я думаю, мне удалось…