Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Дефис между частями слова в наречиях
Слайд 2
по-
-и
-ему
в-
-ых
-их
во-
кое-
-то
-либо
-нибудь
-ому
повторы слова
или основы,
синонимы
по-южному
в-пятых
кое-когда
зачем-то
нежданно-негаданно
!!! душа в душу
Слайд 3
Запомните!
Я работаю по-новому.
Я еду по новому шоссе.
Отличайте наречия
от прилагательных и местоимений
с предлогами
как?
по какому?
Слайд 4
Проверьте себя!
По столичному парку гуляют дети.
по какому?
Оля одевается
по-столичному.
как?
_ ._._ . _ . _ . _ . _ ._ . _ . _ . _ . _
Маша сверила время по своему будильнику.
по чьему?
Коля все всегда делает по - своему.
как?
_ ._._ . _ . _ . _ . _ ._ . _ . _
Слайд 5
185. Образуйте однокоренные наречия, соответствующие схеме
другой, иной, новый,
зимний, мой, наш, свой,
русский, дружеский,
немецкий, казацкий,
лисий, волчий, медвежий
ПО –
- ОМУ
- ЕМУ
- И
2. Запишите каждое наречие в составе словосочетания. Придумайте
с этими словосочетаниями предложения.
Слайд 6
Действовать (по)своему плану – поступать (по)своему,
оставить всё (по)прежнему – идти (по)прежнему маршруту,
(по)весеннему ярко – (по)весеннему небу,
расстаться (по)доброму – (по)доброму обычаю, (по)другому поводу – сказать (по)другому.
186. Запишите данные пары словосочетаний, раскрывая скобки. Определите, к какой части речи относятся выделенные слова
Слайд 7
Пишутся слитно!
1) Наречия пишутся слитно, если они образованы от прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов – у, - оньку, - оньку: помаленьку, потихоньку, подолгу.
2) Наречия в форме сравнительной степени с приставкой ПО - : получше, похуже, поменьше.
У
ПО оньку
еньку
Слайд 8
Упражнение 188.
Образуйте наречия от порядковых числительных первый, второй, третий. Объясните правописание этих наречий, выделите в них приставки и суффиксы.
Составьте с этими словами пары предложений, в одних из которых данные слова являлись бы числительными с предлогом в(во), а в других – наречием с приставкой в – (во –). Такие слова выделяются с двух сторон запятыми.
Слайд 9
189. Объясните правописание данных наречий. Как вы думаете, для какой речи – книжной или разговорной – они характерны? Употребите их в составе предложения или предложения.
Мало(мальски), подобру(поздорову), крепко(накрепко), видимо(невидимо), полным(полно), шиворот(навыворот), мало(помалу), чуть(чуть), перво(наперво), нежданно(негаданно), давным(давно).
Слайд 10
190. Выпишите, раскрывая скобки, сначала местоимения, а затем наречия. Определите разряд местоимений и наречий.
(Кое)как, (кое)кто, (кое)когда, (кое)с(кем), как(либо), (кое)в(чём), где(нибудь), какой(нибудь), как(то), откуда(то), чей(то), почему(то), куда(либо), с чем(либо), зачем(либо), откуда(нибудь).
2. Сформулируйте правило дефисного написания местоимений и наречий.
Слайд 11
191. Замените словосочетания наречиями, которые пишутся через дефис.
Совсем мало, немножко – …, небрежно, как попало – …, неизвестно куда – …,
очень давно – …,
на немецком языке – …,
не так, как раньше – …,
в первую очередь – …,
очень крепко – …,
много, полно, набито доверху – …, неожиданно, вдруг, внезапно – …, поневоле, хочешь не хочешь – …, наоборот – …,
очень много – …,
чуть, только немного – …
О б р а з е ц: с трудом, насилу – еле-еле.
Слайд 12
192. Спишите слова, раскрывая скобки. Объясните их правописание. Какие слова можно написать по-разному? Почему?
(Во)первых, (во)вторых, (по)раньше, (по)китайски, (по)вашему, (по)просту,
(по)всякому, (по)волчьи, мало(помалу), долго(долго), где(то), когда(нибудь), как(никак), (по)тихоньку, (по)осеннему, (по)ровну.
Слайд 13
Народное всегда красиво — песня ли, игрушка ли, наряд ли. Почему так?
К примеру, сделал человек из глины самую первую свистульку. Понравилась свистулька другому – и он себе сделал, но не точь – в – точь, а по – своему, где-то что-то чуть-чуть изменил, человек-то он другой. Если изменение было на пользу, то третий уже делал свою свистульку по образцу второго и тоже где-то что-то чуть-чуть менял.
Получается так: сотни лет разные мастера над одной свистулькой трудятся. Хорошее всё добавляют, а плохое не пускают. Вот почему свистулька красива.
193. Прочитайте текст. Найдите слова с дефисным написанием. Почему они пишутся через дефис? К каким частям речи они относятся?
Выпишите только наречия и укажите способ их образования.
Слайд 14
2. Внимательно рассмотрите свистульки. Найдите отличия и прокомментируйте их, используя наречия по-разному, по-другому, по-иному, по-новому и т.п. Какие изменения в свистульки вы внесли бы?
3. Выполните морфемный разбор слова свистулька. Запишите несколько однокоренных слов. Какими морфемами они различаются? Объясните разницу в их значениях.
4. В каких формах употреблено в тексте слово свистулька? Выпишите их, укажите грамматические значения.
5. Числительные каких разрядов встретились в тексте? Определите их падеж.
6. Является ли числительным слово сотня?
Задания по тексту.
Слайд 15
7. Р.р. Подумайте, какие народные промыслы вы знаете. Слышали ли вы о дымковской, абашевской, каргопольской, филимоновской игрушках? Почему они так называются? Чем различаются? Подготовьте сообщение об одном из промыслов, используя наречия в описании работы мастеров.
Задания по тексту.
Слайд 16
Домашнее задание.
§ 24, с. 143 – 144
Упражнение 187.