Презентация - Занятие лингвистического кружка «Загадки слова»

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Занятие лингвистического кружка «Загадки слова»
Распечатать
  • Уникальность: 87%
  • Слайдов: 20
  • Просмотров: 4134
  • Скачиваний: 2305
  • Размер: 1.36 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 1
Загадки слова
Учитель русского языка и литературы МКОУ ООШ д. Цепели Орловского района Червоткина Надежда Аркадьевна
Занятие лингвистического кружка

Слайд 2

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 2
Люблю обычные слова, Как неизведанные страны, Они понятны лишь сперва, Потом значенья их туманны. Их протирают, как стекло, И в этом наше ремесло. Давид Самойлов
родник
род
Родина
народ

Слайд 3

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 3
Что такое этимология?
Это наука о происхождении слов и выражений. Знать этимологию не только интересно, но и полезно. Приглашаем в путешествие по стране ЭТИМОЛОГИЯ!

Слайд 4

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 4
Синица… Потому что синяя?
Название птицы не связано с синим цветом, а образовано от звукоподражания ЗИНЬ с помощью суффикса ИЦ. ЗИНИЦА>СИНИЦА Такое явление в языке – народно-этимологическое сближение.

Слайд 5

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 5
Являются ли родственниками слова ПИР и ПИРОГ?
Слово ПИРОГ образовано с помощью древнего суффикса-ог- от слова ПИР. Пирог – «праздничный хлеб»

Слайд 6

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 6
УС и ГУСЕНИЦА – это родственники?
Ус – «растительность на лице» Гусеница – «покрытая усами»

Слайд 7

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 7
Как ЮГ и УЖИН связаны между собой?
Ужин – «еда в то время, когда солнце стоит на юге, то есть в полдень». Все сельскохозяйственные работы заканчивались к полудню. Прием пищи в это время означал конец рабочего дня.

Слайд 8

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 8
НАЧАЛО и КОНЕЦ – это друзья или родственники?
Слово КОНЕЦ – производное от КОН – «возникать, начинаться». В этих словах один и тот же корень. Исконный – «изначальный»

Слайд 9

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 9
Есть ли родственная связь между словами:
ВАСИЛЕК и ВАСИЛИЙ? РОМАШКА и РОМАН?
Оба слова происходят от одного корня «василиос» (греч.) царский. От латинского «romanum» римский.

Слайд 10

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 10
Связаны ли между собой слова:
НЕВЕСТА НЕВЕЖДА НЕВЕЖА ВЕДЬМА?
Эти слова – этимологические родственники. У них один корень ВЕД со значением «знать». Невеста – «неизвестная», «неведомая». Невежда, невежа – «незнающие». Ведьма – «знающая», «ведающая»

Слайд 11

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 11
Название какого фрукта образовано от названия местности?
апельсин яблоко абрикос
От названия местности образовано слово апельсин– «китайское яблоко», от названия государства Китай

Слайд 12

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 12
Врач от слова «врать»?
ВРАЧ образовано с помощью суффикса ЧЬ от вьрати (врать), которое имело значение «говорить». Слово ВРАЧ первоначально обозначало того, кто ЗАГОВАРИВАЕТ.

Слайд 13

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 13
Слова ВОЛ и ВОЛК – этимологические родственники?
Вол – «бык для сельскохозяйственных работ» от слова «вель» («большой») – великий, вельможа. Волк имеет тот же корень, что и волоку, волочить (тащу, тащить) ВОЛК – «таскающий» домашний скот.

Слайд 14

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 14
Приметы заимствований из старославянского языка:
неполногласные сочетания -ра, -ла, -ре, -ле: (гражданин, хлад, злато, плен); наличие –ра, -ла в начале слова: (работа, ладья); сочетания жд: (одежда, невежда, надежда); наличие буквы щ в корне : (освещение); суффиксы –ущ-, -ющ-; -ащ-, -ящ-; суффиксы: -ыня (-ынь), -тай, -ств: (богиня, гордыня, рождество, глашатай)
                             

Слайд 15

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 15
Приметы заимствований из греческого языка
конечные –ик,-ос,-ис: график, эпос, термос, пафос, тезис; сочетание –мп, -пс: лампа, олимпиада, Психея, Терпсихора.

Слайд 16

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 16
Приметы заимствований из латинского языка
конечное –ус, -ум, -ция(-ций): синус, аквариум, революция. Приметы заимствований из французского языка конечное -анс: аванс, романс, сеанс, конечное -аж/-яж: вираж, гараж, мираж; сочетания -уа-, -уэ- в середине слова: вуаль, пуанты, гуашь, дуэль, силуэт,

Слайд 17

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 17
Приметы заимствований из английского языка
буквосочетание ДЖ: джемпер, джентльмен, бюджет, имидж; конечное –ер, -инг: лайнер, свитер, митинг; рейтинг. Приметы заимствований из немецкого языка сочетание шт, шн, шл:«штаб», «шнапс», «шлягер».

Слайд 18

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 18
Приметы заимствований из тюркских языков
слоговой сингармонизм: базар, карандаш, караван
сарафан
сундук
барабан

Слайд 19

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 19
Этимологические словари –

В соседстве дальних слов я нахожу родство, мне нравится сближать их смысл и расстоянья. В.Рождественский

Слайд 20

Занятие лингвистического кружка «Загадки слова», слайд 20
Литература
Русский язык и литература для школьников: Научно-популярный журнал для старшеклассников «Школьная пресса». – М., 2006 Школьный этимологический словарь русского языка. Происхождение слов. — М.: Дрофа Н. М. Шанский, Т. А. Боброва 2004 Этимологический словарь русского языка. М.: Русский язык от А до Я. Издательство <ЮНВЕС> Москва 2003 http://www.gramota.ru/ http://bukvica.ucoz.ru/
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.