Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Правописание частицы
не
с разными
частями речи
7 класс
Слайд 2
1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка.
2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька.
3. Грубый, невоспитанный человек.
4. Необразованный, малосведущий человек.
5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то.
6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства.
7. Раб, обычно из пленников.
8. Отсутствие свободы, рабство.
9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте.
10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо.
11. Военный противник, враг.
Словарная работа
Слайд 3
1. То, чего не было и не бывает в действительности; вымысел, выдумка (небылица)
2. Детская игрушка, которую невозможно уложить, Ванька-встанька (неваляшка)
3. Грубый, невоспитанный человек (невежа)
4. Необразованный, малосведущий человек (невежда)
5. Отсутствие удачи; ряд неудач, преследующих кого-то (невезение)
6. Неблагоприятные, тяжёлые обстоятельства (невзгоды)
7. Раб, обычно из пленников (невольник)
8. Отсутствие свободы, рабство. (неволя)
9. Тот, кто не может долго усидеть, пробыть на одном месте (непоседа)
10. Человек, который всё делает плохо или не умеет делать что-либо(неумеха)
11. Военный противник, враг (неприятель)
Проверяем!
Слайд 4
Проверка теоретического материала.
Раздельное написание.
1.Не мог, не торопясь, не проведено.
2. Не рад, не должен.
3. Путь не короток, а длинён.
4. Это был не лев.
5. Не от кого утаивать.
6. Вовсе не серьёзное решение.
7. Не подлежащее разделу имущество.
Слайд 5
Слитное написание.
Неряшливый вид.
Неласковый взгляд.
Нечем гордиться.
Незаклеенный конверт.
5. Крайне неосторожный поступок.
6. Негде разместиться.
Слайд 6
Объяснительный диктант.
Задание: записать словосочетания с НЕ и устно объяснить правописание.
(Не) весёлые думы, (не) умевший лгать, нести (не) суразицу, (не) замеченные другом, очень (не) вкусный пирог, возникшая (не) домолвка, (не) зная причины, (не) было намерений; (не) дорогой , но красивый подарок; (не) смотря на (не) погоду.
Слайд 7
Орфографическая задача.
Задание: определить четвёртое лишнее слово и аргументировать ответ.
1. (Не)удача, (не)чего, (не)покорный, (не)знает.
2. (Не)приблизившись, (не)слышишь, (не)дотрога, (не)(у)кого.
3. Никем (не)тронутый; (не)глубокий, но очень бурный; (не)по-товарищески, (не) мог погаснуть.
Слайд 8
Выписать в два столбика только номера примеров со слитным и раздельным написанием.
1 вариант 2 вариант
1. Где-то (не)близко пели. 1. Послышалось (не)громкое пение.
2. (Не) хоженые тропы. 2. Поле (не) вспахано.
3. Ни в чём (не)виновата. 3. (Не)выносимо тяжело.
4. (Не)лепый поступок. 4. Совсем (не)красивый зонт.
5. Идти (не)торопясь. 5. (Не)мог заснуть.
6. (Не)доиграл партию. 6.(Не)достаёт дна.
7. (Не)пользуясь льготами. 7. (Не)дождавшись ответа.
8. Времени всегда (не)достаёт. 8.Путь (не)близок, а далёк.
9. (Не)навистный человек. 9. Домашние (не)урядицы.
10.(Не)обладающий тактом. 10.(Не)соответствующий рангу.
Диагностическая проверка знаний
Слайд 9
Проверь себя!
1 вариант. 2 вариант.
Слитно: 2,4,8,9
Раздельно: 1,3,5,6,7,10
Слитно: 1,3,4,9
Раздельно: 2,5,6,7,8,10
Слайд 10
Объяснительный диктант.
Когда н.. входишь в лес, в глаза бросаются белые стволы. Удивительное дерево береза! Нет н…одного человека у нас, не знающего березы. Скромное неброское дерево, но (н..)кто не пройдет мимо,( н..) заметив его. Кто( н..) знает березового сока! В( н..)большой надрез на коре вставишь соломинку, подождешь десять-пятнадцать минут и пьешь (н..)напьешься из наполнившейся туристской кружечки. (Н..)торопливо делаешь глотки, а сверху поглядывают (н..)утомимые грачи, (н..) успевшие еще закончить гнездо. Но (н..) забудь во что бы то ( н..) стало замазать ранку глиной или смолой. Кое-кто как ( н..) в чем ( н..) бывало режет кору. Сока возьмет ( н..) много и уйдет, (н..) замазав надрез. И сок течет ( н..) ему ( н..) людям совсем не нужный.
Так может сделать только человек,( не..)думающий ( н..) о ком. Плачут березы, и нельзя без боли смотреть на эти молчаливые слезы. Кто только (н..) говорит о любви к березе, кто (н..) пишет, (н..) поет о ней! ( Н..) один художник рисовал березовые рощи. Но недостаточно воспеть березу. Нужно беречь ее, чтобы (н..) плакал этот добрый друг человека.
(По Ф. Борисову)
Слайд 11
Проверь себя !
Когда ни входишь в лес, в глаза бросаются белые стволы. Удивительное дерево береза! Нет ни одного человека у нас, не знающего березы. Скромное неброское дерево, но никто не пройдет мимо, не заметив его. Кто не знает березового сока! В небольшой надрез на коре вставишь соломинку, подождешь десять-пятнадцать минут и пьешь не напьешься из наполнившейся туристской кружечки. Неторопливо делаешь глотки, а сверху поглядывают неутомимые грачи, не успевшие еще закончить гнездо. Но не забудь во что бы то ни стало замазать ранку глиной или смолой. Кое-кто как ни в чем не бывало режет кору. Сока возьмет немного и уйдет, не замазав надрез. И сок течет ни ему ни людям совсем не нужный.
Так может сделать только человек, не думающий ни о ком. Плачут березы, и нельзя без боли смотреть на эти молчаливые слезы. Кто только не говорит о любви к березе, кто не пишет, не поет о ней! Не один художник рисовал березовые рощи. Но недостаточно воспеть березу. Нужно беречь ее, чтобы не плакал этот добрый друг человека.
(По Ф. Борисову)