Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Русский язык, 3 класс
Учитель начальных классов
Мартынова Т.А.
Что такое окончание? Как найти в слове окончание?
Слайд 2
Какие части слова вы знаете?
Где они находятся и для чего служат?
Как вы думаете, мы рассказали про все части слова?
Слайд 3
Прочитайте слова в начальной форме. Составьте и запишите предложения из слов каждой группы.
Звучать, нежный, мелодия, вальс.
Она, пробуждать, душа, светлый, чувства.
Звучала нежная мелодия вальса.
Она пробуждала в душе светлые чувства.
Что происходит со словом, когда оно попадает в зависимость от других слов в предложении?
Сравните слова в начальной форме и слова в предложениях.
Какие вопросы возникают?
Как называется часть слова, которая изменяется?
Для чего она служит?
Как её найти в слове?
Каким символом обозначить?
Как бы вы ответили на первые два вопроса?
Слайд 4
Окончание – это изменяемая часть слова.
Внучка , у внучки , с внучкой .
Окончание служит для связи слов в предложении. Внучка любит бабушку . Бабушка гуляет с внучкой .
Слайд 5
Прочитайте. Как вы думаете, это одно и то же слово с разными окончаниями или три разных слова?
Объясните свою точку зрения.
про ёжика
к ёжику
с ёжиком
Слайд 6
Прочитайте. Что написано в каждом столбике – одно и то же слово или разные слова? Какой вывод вы можете сделать?
дочка
без дочки
к дочке
с дочкой
о дочке
мама
у мамы
к маме
за мамой
о маме
Могут ли образовываться новые слова с помощью окончаний?
Могут ли быть разные окончания у одного и того же слова?
Как найти в слове окончание?
Слайд 7
Чтобы найти окончание, нужно изменить слово.
Березка , у березки , под березкой.
Окончание может быть нулевым, то есть не выраженным звуками.
Человек (у человека , к человеку );
стол (у стола , под столом).
Слайд 8
Прочитайте. Как поэт Сергей Есенин рисует картину весны в первом четверостишии?
Что вы представили, когда прочитали первую строчку?
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе.
Никнут шелковые травы,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы, -
Я одурманен весной.
Спишите. Найдите и обозначьте окончания в выделенных словах.
Сыплет черёмуха снегом,
Зелень в цвету и росе.
В поле, склоняясь к побегам,
Ходят грачи в полосе .
Никнут шелковые травы ,
Пахнет смолистой сосной.
Ой вы, луга и дубравы , -
Я одурманен весной .
Слайд 9
Итог урока
Поиграем в игру ! Игра называется
Окончание – часть речи?
Окончание – изменяемая часть слова?
Окончание служит для связи слов в предложении?
У одного и того же слова могут быть разные окончания?
С помощью окончаний образуются новые слова?
или
Почему художник изобразил несколько вагончиков с окончаниями слова?