Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Турнир знатоков русского языка.
Презентация учителя русского языка и литературы МОУ СОШ №4 г.Малоярославца Голяшовой Анны Станиславовны.
Слайд 2
Инструкция.
Класс делится на три команды. Далее задания выбираются в соответствии с выбранным для каждой команды цветом.
Там, где задания не различаются цветами, они общие для всех команд.
Слайд 3
1.Разминка
А. В каком разделе русского языка есть понятия «сонорные», «транскрипция»?
Б. В каком разделе русского языка изучается междометие?
В.Основа слова. Какой раздел науки о языке её изучает?
Слайд 4
Задание 2 Замените определения словами с буквами з, с на конце приставок.
1.Небо без облаков.
2.Даль без предела.
3.Рыцарь без страха.
4.Труд без пользы.
5.Малыш без защиты.
6.Жидкость без цвета.
7.Пропасть без дна.
8.Зима без снега.
9.Ночь без сна.
Слайд 5
Проверьте!
1.Безоблачное небо.
2.Беспредельная даль.
3.Бесстрашный рыцарь.
4.Бесполезный труд.
5.Беззащитный малыш.
6.Бесцветная жидкость.
7.Бездонная пропасть.
8.Бессонная ночь.
9.Бесснежная зима.
Слайд 6
3. «Четвёртое лишнее»
1)Несг_раемый шкаф.
2)Г_рячий утюг.
3)Южный заг_р.
4)Дог_рающий костёр. 1)Наст_лать полы.
2)Ст_лить палас.
3)Расст_лающийся горизонт.
1)Лёгкое прик_сновение. 4)Перест_лать постель.
2)Неприк_сновенный запас.
3)К_сательная линия.
4)Точки соприк_сновения.
Слайд 7
Проверьте!
Южный загар
Касательная линия
Стелить палас
Слайд 8
4.Укажите, какие из данных пар слов являются однокоренными, а какие – словами разных корней.
Продлить-подлить;
затрубить- отрубить;
виноватый- извиняться;
парный- паровой;
безоблачный- разоблачаться;
носатый- носильщик.
Слайд 9
Проверьте!
Слова разных корней: продлить- длиться, подлить- лить; затрубить- труба, отрубить- рубка.
Однокоренные слова: виноватый, извиняться- вина; слова разных корней: парный- пара, паровой- пар.
Слова разных корней: безоблачный- облако, разоблачаться- облачение; носатый- нос, носильщик- носить.
Слайд 10
5. Когда мы употребляем выражения? Как они называются?
1) «А ларчик просто открывался»
2) «А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь»
3) «А Васька слушает да ест»
Слайд 11
6.Составьте предложения, используя фразеологизмы:
В нескольких словах
Держаться в тени
Не в бровь, а в глаз
Слайд 12
Примеры предложений.
1. Полковник в нескольких словах доложил обстановку.
2. Скромные люди предпочитают держаться в тени.
3. Высказывание Катерины было не в бровь, а в глаз.
Слайд 13
7.Какое языковое явление наблюдается в каламбуре известного русского поэта 19 века Э. Минаева?
В полудённый зной на Сене
Я искал напрасно сени,
Вспомнив Волгу, где, на сене
Лёжа, слушал песню Сени:
«Ах, вы, сени, мои сени…»
Слайд 14
Проверьте свой ответ!
Омонимы, в частности, омофоны (неполные омонимы), совпадающие только в произношении: на Сене (река), сени( сенцы), на сене( сухая трава), Сени( мужское имя Семён).
Слайд 15
8.Найдите ошибку, связанную с неправильным словообразованием. Какое это слово? Какие части слова участвуют в словообразовании?
Серёжа хвастал Тане,
Что в зоопарк ходил,
Что льва кормил с ладони,
Катался на питоне,
Слона за хвост водил.
Ещё сказал он Тане,
Что гладил в клетке рысь,
Что пончики у пони
В субботу родились. ( Е. Солонович)
Слайд 16
Проверьте свой ответ.
Пони-маленькие лошадки. Такого образования (пони-пончики) нет. В образовании новых слов участвуют суффикс и приставка.
Слайд 17
9. Вспомним числительные!!!
Поставьте количественные числительные в родительный и творительный падежи:
729
148
534
Слайд 18
Проверьте!
Родительный падеж:
Семисот двадцати девяти
Ста сорока восьми
Пятисот тридцати четырёх
Творительный падеж:
Семьюстами двадцатью девятью
Ста сорока восемью
Пятьюстами тридцатью четырьмя
Слайд 19
10.И снова числительные!!!
Какой вариант правильный?
А. в двухтысяча четырнадцатом;
Б. в двухтысяче четырнадцатом;
В. в дветысяча четырнадцатом;
Г. в две тысячи четырнадцатом;
Д. в двухтысячном четырнадцатом.
Слайд 20
А правильно так:
В две тысячи четырнадцатом!!!
Слайд 21
11. Какое из данных слов не может быть обстоятельством времени?
А. издавна;
Б. исстари;
В. искони;
Г. исподволь;
Д. издревле.
Слайд 22
Проверьте!
Издавна-исстари-искони-издревле по смыслу равны слову «давно», поэтому могут быть обстоятельствами времени; слово «исподволь» означает «постепенно, понемногу». Поэтому никак не может быть обстоятельством времени.
Слайд 23
12. Умеете ли вы правильно говорить?
В интервью корреспонденту водитель маршрутного такси российского города сказал так: « Люди вынуждены квартиры залаживать, чтобы купить машину». А какой глагол следует употребить, говоря на литературном языке?
а) залагать;
б) заложивать;
в) закладывать;
г) заклаживать;
д) закладать.
Слайд 24
Итак…
Правильно- «закладывать», что означает «отдавать в залог»
Слайд 25
13. Расставьте ударения в следующих словах:
аристократия
баловать
газопровод
диспансер
красивее
премировать
творог
свекла
километр
Слайд 26
Проверьте!
Аристократия
Баловать
Газопровод
Диспансер
Красивее
Премировать
Творог
Свёкла
Километр
Слайд 27
14. Наш любимый синтаксис.
Правильно ли в предложениях выделены подлежащие?
Дети украсили класс.
Вчера Коля купил тетрадь.
Отвели они девицу вверх во светлую светлицу.
Слайд 28
Проверьте!
Дети украсили класс. - Да!
Вчера Коля купил тетрадь. -Нет!
Отвели они девицу вверх во светлую светлицу. - Нет!
Слайд 29
15. Найдите прилагательное, от которого нельзя образовать степень сравнения.
Фарфоровый
Красивый
Слепой
Стремительный
Медленный
Деревянный
Слайд 30
Проверьте!
Фарфоровый
Слепой
Деревянный
Слайд 31
16.Лексика.
Что означает слово «гнушаться»?
А. печалиться;
Б. издеваться;
В. отказывать;
Г. брезговать;
Д. гнуться.
Слайд 32
Правильный вариант-
брезговать.
В достижении своих целей они не гнушались никакими средствами.
Слайд 33
17.Знаете ли вы слова- профессионализмы?
Выпишите профессиональные слова- термины, относящиеся:
1) к музыке;
2) к спорту;
3) к медицине.
Соната, диагноз, пенальти, сопрано, ротонда, полонез, бокс, миф, витамин, штанга, наркоз, тенор, барабан, мелодия, фасад, афоризм, новелла, опера, собор, дуэт, хоккей, аллегория, грипп, кантата.
Слайд 34
Проверьте!
Соната, диагноз, пенальти, сопрано, ротонда, полонез, бокс, миф, витамин, штанга, наркоз, тенор, барабан, мелодия, фасад, афоризм, новелла, опера, собор, дуэт, хоккей, аллегория, грипп, кантата.
Слайд 35
18. Назовите слова по данным толкованиям их лексического значения.
1) Основной закон государства.
2) Герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
3) Человек, совершающий поездку в поезде, на теплоходе, самолёте или в другом виде транспорта.
4) Военнослужащий, стоящий на посту.
5) Команда, личный состав танка, самолёта, корабля.
6) Отличительный знак государства, который изображается на флагах, монетах и печатях.
Слайд 36
Проверьте!
1) Конституция.
2) Богатырь.
3) Пассажир.
4) Часовой.
5) Экипаж.
6) Герб.
Слайд 37
Спасибо за участие!