Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Итоговое сочинение
по литературе в 11 классе
Презентация разработана Коптяевой Т.Е., доработана с учетом вариантов 2016-2017 Ветровой О.А.
Слайд 2
С 2014/2015 учебного года, в число выпускных экзаменов в российских школах вернется сочинение. Соответствующее поручение президент РФ В. Путин дал правительству в декабре 2013 года.
Слайд 3
…проверка способности человека самостоятельно мыслить, аргументировать свои выводы с опорой на литературные произведения как русской, так и мировой литературы, как входящих в школьную программу, так и выходящих за ее рамки…
Цели и задачи введения сочинения
по литературе в 11 классе
Слайд 4
Дата написания и пересдачи, место проведения
Писать итоговое сочинение выпускники будут в первую среду декабря в своих школах по темам, сформированным Рособрнадзором по часовым поясам.
7 декабря 2016
В первую среду февраля и мая выпускникам предоставляется возможность пересдачи (в т.ч. для пропустивших итоговое сочинение (изложение) по уважительной причине).
Слайд 5
Объем работы и время для написания
При выставлении оценки учитывается объем сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350. Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.
ВРЕМЯ - 3 часа 55 минут.
Слайд 6
Границы свободы в сочинении
Для обоснования своей позиции выпускнику следует привести в сочинении не менее двух ссылок на произведения русской и мировой литературы.
Слайд 7
Проверка сочинения
.
Результатом итогового сочинения может быть зачет или незачет. К сдаче ЕГЭ допустят только учеников, получивших зачет.
Слайд 8
Критерии оценивания
Сочинение оценивается по пяти критериям.
Критерий №1 «Соответствие теме»
Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала»
Критерий №3 «Композиция»
Критерий №4 «Качество речи»
Критерий №5 «Грамотность»
Для получения «зачета» за итоговое сочинение необходимо получить «зачет» по критериям №1 и №2 (выставление «незачета» по одному из этих критериев автоматически ведет к «незачету» за работу в целом), а также дополнительно «зачет» хотя бы по одному из других критериев (№3-№5).
Слайд 9
Критерии оценивания
Критерий №1 «Соответствие теме»
Выпускник рассуждает на предложенную тему, выбрав путь её раскрытия (например, отвечает на вопрос, поставленный в теме, или размышляет над предложенной проблемой, или строит высказывание на основе связанных с темой тезисов и т.п.).
«Незачет» ставится только при условии, если сочинение не соответствует теме или в нем не прослеживается конкретной цели высказывания, т.е. коммуникативного замысла (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 10
Критерии оценивания
Критерий №2 «Аргументация.
Привлечение литературного материала».
Данный критерий нацеливает на проверку умения использовать литературный материал для построения рассуждения на предложенную тему и для аргументации своей позиции.
Выпускник строит рассуждение, привлекая для аргументации не менее одного (лучше 2!) произведения отечественной или мировой литературы.
«Незачет» ставится при условии, если сочинение написано без привлечения литературного материала, или в нем существенно искажено содержание произведения, или литературные произведения лишь упоминаются в работе, не становясь опорой для рассуждения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 11
Критерии оценивания
Критерий №3 «Композиция»
Данный критерий нацеливает на проверку умения логично выстраивать рассуждение на предложенную тему.
«Незачет» ставится при условии, если грубые логические нарушения мешают пониманию смысла сказанного или отсутствует тезисно-доказательная часть (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 12
Критерии оценивания
Критерий №4 «Качество речи»
Данный критерий нацеливает на проверку речевого оформления текста сочинения.
Выпускник точно выражает мысли, используя разнообразную лексику и различные грамматические конструкции, при необходимости уместно употребляет термины, избегает речевых штампов.
«Незачет» ставится при условии, если низкое качество речи существенно затрудняет понимание смысла сочинения (во всех остальных случаях выставляется «зачет»).
Слайд 13
Критерий №5 «Грамотность»
Данный критерий позволяет оценить грамотность выпускника.
«Незачет» ставится, если речевые, грамматические, а также орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные в сочинении, затрудняют чтение и понимание текста (в сумме более 5 ошибок на 100 слов).
Критерии оценивания
Слайд 14
Сохранность работ
Работы сразу же будут сканироваться и размещаться в региональных и федеральной информационных системах обеспечения проведения ЕГЭ, доступ к которым будут иметь все вузы страны.
В то же время вузы при объявлении условий приема должны будут указать, станут ли они учитывать выпускные сочинения.
Слайд 15
При поступлении в вузы, сочинение (изложение) рассматривается в ряду индивидуальных достижений и может принести абитуриенту до 10 дополнительных баллов к ЕГЭ (в случае представления поступающим указанного сочинения).
Оценка за сочинение на данном этапе выставляется вузом по утвержденным им критериям.
Учет результатов сочинения по литературе
при поступлении в вузы
Слайд 16
Тематические направления итогового сочинения
на 2016/2017 уч.г.
1)Разум и чувства 2) Честь и бесчестие 3) Победа и поражение 4) Опыт и ошибки 5) Дружба и вражда
Слайд 17
На основе этих направлений к декабрю Рособрнадзор разработает темы итоговых сочинений. Они будут отличаться для разных часовых поясов, и узнают их на экзамене.
Темы сочинений
Слайд 18
Шекспир «Гамлет»
М.Е. Салтыков-Щедрин «Премудрый пескарь»
А.Н. Островский «Гроза»
Ф.И. Тютчев «О, как убийственно мы любим…»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
А.П. Чехов «Ионыч», «Человек в футляре»
М.Ю.Лермонтов «Герой нашего времени»
Варианты темы:
А) Что должно быть сильнее в человеке: разум или чувства?
Б) «Есть чувства, восполняющие и затемняющие разум, и есть разум, охлаждающий движение чувств» (М.М.Пришвин).
В) «Разум есть несравненно высшая способность, но она приобретается не иначе, как победой над страстями» (Н.В. Гоголь).
Выбор произведений по направлениям
1. Разум и чувства
Слайд 19
Л.Н. Толстой «Война и мир»
А.С. Пушкин «Капитанская дочка»
Н.В. Гоголь «Тарас Бульба»
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
В.Быков «Сотников»
Варианты темы:
А)«Береги честь смолоду»
Б) «Истинная честь не может терпеть неправду»
(Генри Филдинг).
В) «Нельзя обесчестить того, кто не страшится
смерти» (Жан Жак Руссо)
Выбор произведений по направлениям
2.Честь и бесчестие
Слайд 20
«Слово о полку Игореве«
А.С. Грибоедов «Горе от ума»
М.Ю. Лермонтов «Бородино»
Л.Н. Толстой «Война и мир»
М.А. Шолохов «Судьба человека»
Варианты темы:
А) Может ли поражение стать победой?
Б) «Величайшая победа — победа над самим собой»
(Цицерон).
В)«Всегда победа с теми, в ком согласие» (Публий). Г) «Победа, достигнутая насилием, равносильна
поражению, ибо краткосрочна» (Махатма Ганди).
Выбор произведений по направлениям
3.Победа и поражение
Слайд 21
М. А. Булгаков «Мастер и Маргарита», «Собачье сердце»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
А.П. Чехов «Ионыч»
Варианты темы:
А) Может ли опытный человек ошибаться?
Б) «Опыт — самый лучший учитель, только плата за учение слишком велика» (Т. Карлейль). В) «Тот больше ошибается, кто в своих ошибках не
кается».
Выбор произведений по направлениям
4. Опыт и ошибки
Слайд 22
А.С. Пушкин «Евгений Онегин»
И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Ф.М. Достоевский «Преступление и наказание»
М.Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
Варианты темы:
А) Может ли дружба перерасти во вражду?
Б) Что такое настоящая дружба. В) «Нет уз святее товарищества» (Н.В.Гоголь).
Г) Друг познается в беде.
Выбор произведений по направлениям
5. Дружба и вражда