Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
ТЕМА УРОКА: ОБОСОБЛЕННЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ И ПРИЛОЖЕНИЯ
Слайд 2
ЦЕЛИ УРОКА:
1. Познавательные:
- Объяснить лингвистическую сущность обособления.
- Объяснить правила постановки знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.
2. Практические:
- Научить видеть в предложении определения и приложения.
- Научить различать определения и приложения.
- Отработать правильную постановку знаков препинания в предложениях с обособленными определениями и приложениями.
3. Общепредметные:
- Развивать логическое мышление в процессе изучения темы.
- Приучать концентрировать внимание и активизировать память при повторении ранее изученного материала.
Слайд 3
ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА
Определите спряжение глаголов, вставьте пропущенные буквы:
Рабочие кле .. т обои. Куда ты смотр .. шь? Боксёры бор.. тся на ринге. Они тяжело дыш .. т. Шхуна терп .. т бедствие. Травы стел .. тся. Бобры стро .. т хатки. Что ты бормоч .. шь?
Слайд 4
Синтаксический разбор предложения
Неожиданно начался сильный дождь, заставивший нас искать укрытия.
Задание: Произвести синтаксический разбор предложения, начертить его схему.
Выписать из предложения словосочетания с разными видами подчинительной связи.
Слайд 5
Объяснение нового материала
УСЛОВИЯ ОБОСОБЛЕНИЯ ОПРЕДЕЛЕНИЙ И ПРИЛОЖЕНИЙ:
1. Определение или приложение относится к ЛИЧНОМУ местоимению.
2. Определение или приложение стоит ПОСЛЕ ОПРЕДЕЛЯЕМОГО СУЩЕСТВИТЕЛЬНОГО.
3. Определение имеет ДОБАВОЧНОЕ обстоятельственное ЗНАЧЕНИЕ.
4. Приложение стоит ПОСЛЕ ИМЕНИ СОБСТВЕННОГО и уточняет его.
5. Приложение с союзом КАК имеет ЗНАЧЕНИЕ ПРИЧИНЫ; имеет при себе слова: ПО ИМЕНИ, ПО ПРИЧИНЕ и т.д.
Слайд 6
Задание 1: Найти предложение, в котором обособленное определение относится к личному местоимению. (Знаки препинания не расставлены)
1. Море освещённое лучами восходящего солнца лежало неподвижно.
2. Веселый прохладой лугов освещённый я красного солнышка жду.
3. Мартовская ночь облачная и туманная окутала землю.
4. Нас встретил молодой парень лет двадцати высокий красивый.
Слайд 7
Задание 2: Найти предложение, в котором обособленное определение стоит после определяемого существительного. (Знаки препинания не расставлены)
1. Отягощенные плодами ветви ломались.
2. А он мятежный просит бури.
3. На окне серебряном от инея за ночь хризантемы расцвели.
4. Зацепившаяся за ветку паутинка блестит на солнце.
Слайд 8
Задание 3: Найти предложение, в котором обособленное определение имеет добавочное обстоятельственное значение. (Знаки препинания не расставлены)
1. Мелкий дождь предвестник осени кропит землю.
2. Раненный осколком в плечо капитан не покинул строя.
3. Я ваш старинный сват и кум пришёл мириться к вам.
4. Потом пришла весна яркая солнечная.
Слайд 9
Закрепление изученного материала
Работа по учебнику
Упражнение 307
1-3 предложения –Нина
4-6 предложения -Рома
Слайд 10
Творческое задание
Вставьте подходящие по смыслу обособленные определения или приложения.
1. Деревья … были совсем молодые.
2. Ветер … и … шевелил молодые листочки.
3. … и … мы вяло тянулись по раскисшей дороге.
4. Корзина … стояла на столе
5. Моя сестра … учится в педагогическом институте.
Слайд 11
Задание: Укажите правильное объяснение пунктуации в предложении
С гор всё дул тёплый ветер (1) пропитанный запахом фиалок (2) и вздыхало вдоль берега (3) вечно тоскующее (4) не знающее спокойствия (5) море.
1) 1,2,3,5 – обособляются причастные обороты;
2) Запятые не нужны: причастный оборот стоит перед определяемым словом;
3) 1,2 – обособляется причастный оборот, 4 – запятая между однородными определениями.
Слайд 12
Задание: Расставьте знаки препинания в данных предложениях
1. Омытый дождями молодой месяц светлой прорезью покоился на западной окраине неба.
2. Лохматый туман лежал по всей извивающейся окраине леса и вился в прибрежных кустах.
3. Дом стоял посреди степи ничем не огороженный.
4. Свет последней зари падал сквозь сетку плюща затянувшего стеклянную дверь на террасе.
Слайд 13
Домашнее задание:
Упражнение 308 и 313
Слайд 14
Подведение итогов урока
1. Что такое обособление?
2. Какие случаи обособления определений и приложений вы знаете? Приведите примеры.
3. Нужна ли интонация при выделении второстепенных членов предложения?