Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Тема урока: «Спряжение глагола» Поэт, в плену возвышенных идей, Не игнорируй прозу средней школы; Чтобы «глаголом жечь сердца людей», Необходимо твердо знать глаголы. С. Шевцов
Слайд 2
Словарный диктант
Знакомиться, здравствуй, чувствовать, воображение, преодолевать, ненавидеть, недоразумение, прийти вовремя, Россия, помощник, гуманизм, знаменитый, просвещение
Слайд 3
Утро И.С. Никитин
Звезды меркнут и гаснут. В огне облака.
Белый пар по лугам расстилается.
По зеркальной воде, по кудрям лозняка
От зари алый свет разливается.
Дремлет чуткий камыш.
Тишь-безлюдье вокруг.
Чуть приметна тропинка росистая.
Куст заденешь плечом – на лицо тебе вдруг
С листьев брызнет роса серебристая.
Потянул ветерок, воду морщит – рябит.
Пронеслись утки с шумом и скрылися.
Слайд 4
Цель урока:
уметь определять спряжение глагола;
знать алгоритм определения спряжения глагола;
научиться изменять по лицам и числам разноспрягаемые глаголы;
знать перечень окончаний глаголов первого и второго спряжения
Слайд 5
Алгоритм определения спряжения глаголов с безударным личным окончанием:
Поставить глагол в инфинитив.
Ко II спряжению относятся:
1) все глаголы на ИТЬ (кроме стелить, брить, зиждется)
Например: клеить – клеишь, клеит, клеим, клеите, клеят
2)Одиннадцать глаголов – исключений:
7 на ЕТЬ (смотреть, видеть, обидеть, ненавидеть, зависеть, вертеть, терпеть)
и 4 глагола на АТЬ (слышать, дышать, держать, гнать)
Все остальные глаголы, включая
стелить, брить, зиждиться,
относятся к I спряжению.
Слайд 6
Образец рассуждения при выборе безударного личного окончания глагола
Серд…шься (что делаешь?) что делать? сердиться глагол на ИТЬ;
значит, это глагол II спряжения, пишу - ишь – сердишься
Наден…т (что сделает?) что сделать надеть
глагол на ЕТЬ (не исключение):
значит, это глагол Iспряжения, пишу – ет - наденет
Слайд 7
Спиши, вставляя в безударных окончаниях глаголов – е – или – и; укажи спряжение глаголов
Труд человека корм…т, а лень порт…т. Человек от лени боле…т, а от труда здорове…т. Скаж…шь – не ворот…шь, напиш…шь – не сотр…шь, отруб…шь – не пристав…шь. Словами, что листьями стел…шь, а стеблем в глаза кол…шь. Днем раньше посе…шь – неделей раньше пожн…шь. Хмурыми осенними днями не только не вид…шь, но и не чувству…шь солнца. Что было, то вид…м, что будет, то увид…м
Слайд 8
Разноспрягаемые глаголы:
Хотеть,
бежать
Слайд 9
Переписать, ставя глаголы в нужной форме настоящего времени, выделить окончания глаголов. Определить спряжения
1.Сосны вершины (махать) приветливо.
2. Лиловая занавеска чуть-чуть (колыхаться) от ветра.
3. (Сыпать ) спелые орехи мне орешник в кузовок.
4. Не пениться море, не (плескать) волна.
5. Мороз слегка (щипать) мне щеки.
Слайд 10
По неизвестным причинам дельфины иногда сами выбрасываются на берег. Рыбаки говорят, что они увлекаются погоней за рыбой и садятся на мель. Дельфины погибнут, если им не помогут люди. Но помочь дельфинам трудно. Они тяжелые, скользкие, сильно бьются. Многие из них так ослабевают, что тонут, если их опустить в воду. Задание 1. Выделить глаголы, определить спряжение, вид. 2. Второе предложение разобрать по частям речи. 3. Построить схему второго предложения
Слайд 11
Домашнее задание
Параграф 82
Упражнение на выбор:
№635, №637