Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Теория литературы
8 класс
Классицизм как литературное направление
Слайд 2
Это художественный метод в искусстве, от лат. "classicus" - образцовый.
Возник во Франции в XVII веке.
Теоретик классицизма - Никола Буало.
Классицизм
Никола́ Буало́- Депрео́
(1636 - 1711)
Слайд 3
Классицизм
Направление в литературе и искусстве XVII - начала XIX вв., взявшее за основу образцы античного (классического) искусства.
Для русского классицизма характерна национально-патриотическая тематика, связанная с преобразованиями Петровской эпохи.
Слайд 4
КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия
ода
Высокие
Слайд 5
К высоким жанрам относятся те, что повествуют о выдающихся событиях и выдающихся людях - трагедия, ода, героическая песня.
Герои высоких жанров - это видные деятели искусства и политики, монархи, исторические персонажи, мифологические или библейские герои. О них говорят торжественным, величавым языком высокого стиля.
В высоких жанрах все видные деятели только воспеваются, ибо высмеивать их недопустимо.
Высокие жанры
Слайд 6
Низкие жанры рассказывают о частной повседневной жизни простых людей: буржуа, мещан, крестьян, слуг.
Это может быть комедия, сатира, басня, написанная в разговорном стиле.
Для каждого жанра определялся
языковой стиль, соответственно
высокий или низкий.
Низкие жанры
Слайд 7
Герои произведений классицизма - чаще всего своего рода "шаблоны".
Так, из произведения в произведение переходят образы служанок-помощниц своей госпожи, мужественные герои.
Это так называемые "типические образы".
Герои - носители одной добродетели или одного порока.
Герои
Слайд 8
Характерные черты классицизма
значительность тем и сюжетов;
нарушение жизненной правды: утопизм, идеализация, отвлеченность в изображении;
надуманные образы, схематические характеры;
назидательность произведения, строгое деление героев на положительных и отрицательных;
использование языка, мало понятного простому народу;
обращение к возвышенным героическим нравственным идеалам;
общенациональная, гражданская направленность;
установление иерархии жанров.
Слайд 9
Система амплуа.
Принцип трех единств:
единство времени;
единство места;
единство действия.
Особенности
классицистической пьесы
Слайд 10
подчинение сюжета и композиции правилам «трех единств»:
времени,
места,
действия
Все события происходят в 24 часа, в одном месте и вокруг одной сюжетной линии.
Правило «трех единств»:
Слайд 11
Западноевропейская литература:
П. Корнель (трагедии «Сид», «Гораций», «Цинна»),
Ж. Расин (трагедии «Федра», «Митридат»),
Вольтер (трагедии «Брут», «Танкред»),
Ж.Мольер (комедии «Тартюф», «Мещанин во дворянстве»),
Н. Буало (трактат в стихах «Поэтическое искусство»),
Ж. Лафонтен («Басни»).
Представители
классицизма
Вольтер
(Мари Франсуа Аруэ)
(1694-1778)
Пьер КОРНЕЛЬ
(1606—1684)
Мольер
(Жан Батист Поклен)
(1622-1673)
ЖАН де ЛАФОНТЕН
(1621-1695)
Слайд 12
Русская литература:
М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»),
Г. Державин (ода «Фелица»),
А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»),
Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»),
Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).
Представители
классицизма
Яков Борисович КНЯЖНИН
(1740 —1791)
М.В.ЛОМОНО́СОВ
(1711— 1765)
Александр Петрович
Сумаро́ков
(1717—1777)
Гаврила Державин
(1743 - 1816)
Слайд 13
Денис Иванович Фонвизин
(Фон-Визин, фон Ви́зен, 3 [14] апреля 1745, Москва — 1 [12] декабря 1792, Санкт-Петербург) — русский литератор екатерининской эпохи, создатель русской бытовой комедии.
Слайд 14
9 класс
РУССКИЙ КЛАССИЦИЗМ
Слайд 15
По ходу лекции заполните таблицу
Вопросы Ответы
1. Где и когда сложился классицизм? Черты классицизма
2. Иерархия жанров
3. Принципы русского классицизма
4. Основные отличия русского классицизма от европейского
Слайд 16
Классицизм
Классицизм — европейское культурно-эстетическое направление и стиль XVII — начала XIX в. в литературе и искусстве, которые ориентировались на античное (древнегреческое и древнеримское) искусство, на античную литературу и мифологию как на художественный образец.
Как литературное направление классицизм начал складываться в эпоху Возрождения в Италии, однако как целостная художественная система сформировался во Франции в XVII веке.
Высшая точка его развития пришлась на конец XVIII века — время царствования Людовика XIV.
Получил распространение в Европе.
Слайд 17
Отличительные черты классицизма:
1) правило «трех единств»: единство действия, единство времени, единство места;
2) деление на «высокие» и «низкие» жанры: «высокий»(трагедия, ода) и «низкий» (комедия, басня);
3) противопоставление долга чувству, требование жертвовать личными интересами ради общественного блага.
Слайд 18
Писатели классицизма считали, что произведение искусства нужно создавать по определённым правилам, обязательным для всех. Считалось, например, невозможным смешивать высокие и низкие жанры. Поэтому литературные жанры строго
разграничивали.
Слайд 19
КЛАССИЦИЗМ
сатира
поэма
Строгое деление жанров
Низкие
басня
комедия
песня
трагедия
ода
Высокие
В поэзии - ода,
в прозе — торжественная речь,
в драматургии — трагедия.
Самые высокие жанры
Комическое могло проявиться только в «низких» жанрах: басне, эпиграмме, комедии.
Слайд 20
Высокие Низкие
В них осваивается общественная жизнь, история, действуют герои, полководцы, монархи. Также присутствуют мифологические и библейские сюжеты. Время классицизма — время просвещённого абсолютизма: очень важна идея служения государству, гражданского долга. Обычно писались александрийским стихом, в них не допускалось использование разговорных оборотов, а конкретные названия часто заменялись родовыми (например, вместо волк — зверь). Трагедия, эпопея, ода В них осваивалась повседневная жизнь обычных людей. Допускалось использование прозы или разностопных стихов, бытовых деталей, разговорного стиля речи. Французские классицисты: драматурги Корнель, Расин, Мольер, баснописец Лафонтен, автор трактата «Поэтическое искусство» Буало, Вольтер. Комедия, сатира, басня
Иерархия жанров
Слайд 21
Черты
Конфликты личности и общества, идеала и реальности, чувства и разума свидетельствуют о сложности искусства классицизма.
Художественным формам классицизма свойственны строгая организованность, уравновешенность, ясность и гармоничность образов.
Слайд 22
У каждого жанра существовали характерные для него темы, образы и, конечно, стиль.
Например, в трагедии действующими лицами обычно выступали цари, князья, государственные деятели. Лишь высокие героические чувства должны были здесь привлекать читателей и зрителей.
Основное содержание классицистической трагедии — конфликт между долгом и страстью, между общественным и личным. В драматическом произведении предписывалось соблюдать три единства: единство времени, места и действия. События пьесы должны были развертываться лишь в течение одних суток, в одном и том же месте. Главную интригу нельзя было осложнять другими, дополнительными. Разум провозглашался высшим началом в человеке. Страсть признавалась губительной, если она противоречит разуму. Герои в литературе классицизма чаще всего чётко разделялись на положительных и отрицательных. В характере каждого героя подчёркивалось преимущественно какое-то одно, самое главное качество.
Классицизм привнёс в литературу новые принципы — чёткость, простоту, строгость форм.
Слайд 23
Русский классицизм
Основные признаки русского классицизма:
следование образам и формам античного искусства;
чёткое деление героев на положительных и отрицательных;
сюжет основан, как правило, на любовном треугольнике: героиня — герой-любовник, второй любовник;
в конце классицистической комедии порок всегда наказан, а добродетель торжествует;
соблюдается принцип трёх единств: времени, места, действия.
идеалы
античности
идеалы
собственной русской православной культуры
Простор и рационализм — вот две опорные точки русского классицизма.
Слайд 24
Первый писатель-классицист в России –
Антиох Дмитриевич Кантемир.
Князь Антиох Дмитриевич Кантемир (рум. Antioh Dimitrievici Cantemir;
10 [21] сентября 1708, Константинополь, по другим данным Яссы —
31 марта [11 апреля] 1744, Париж) — русский поэт-сатирик и дипломат,
деятель раннего русского Просвещения. Наиболее крупный русский
поэт силлабической эпохи (до реформы Тредиаковского — Ломоносова).
Отмечают, что его творчество сыграло значительную роль
в развитии русского литературного языка и стихосложения.
Младший сын молдавского господаря (правителя)
Дмитрия Константиновича Кантемира и Кассандры Кантакузен.
Родился в Константинополе (Стамбуле). Дмитрий Кантемир
был союзником Петра по неудачной турецкой кампании и лишился на родине своих владений. В 1711 году семья Кантемира
переехала в Россию, где его отец получил княжеский титул.
Слайд 25
В 1729 году появляется его первая сатира - «На хулящих учение». Сатира имела мощный политический подтекст — после смерти Петра I многие в России выступали против начатых им преобразований. Сатира получила высокую оценку Феофана Прокоповича.
Невежество знание уж местом посело; То под митрой гордится, в шитом платье ходит, Оно за красным сукном судит, полки водит. Наука ободрана, в лоскутах обшита, Из всех знатнейших домов с ругательством сбита.
Всего Кантемир сочинил 9 сатир, последние 4 — за границей. В них, следуя традиции просвещения, он поучает, «что такое хорошо, а что такое плохо», обличает пороки как общественные, так и людские.
Литературную деятельность Кантемир рассматривает как свой гражданский долг: в предисловии ко второй своей сатире он пишет: «На последний же их вопрос, кто меня судьею поставил, ответствую: все, что я пишу, — пишу по должности гражданина, отбивая все то, что согражданам моим вредно быть может».
Вследствие своей злободневности, сатиры Антиоха Кантемира не издавались при его жизни, хотя хорошо были известны в списках. Первое издание его сатир, переведённых на французский язык, вышло в 1749 году в Лондоне. В России его сатиры впервые были изданы только в 1762 году, то есть через 18 лет после смерти автора.
Слайд 26
Русская литература:
М. Ломоносов (стихотворение «Разговор с Анакреонтом», «Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»),
Г. Державин (ода «Фелица»),
А. Сумароков (трагедии «Хорев», «Синав и Трувор»),
Я.Б. Княжнин (трагедии «Дидона»,«Росслав»),
Д. Фонвизин (комедии «Бригадир», «Недоросль»).
Представители
классицизма
Яков Борисович КНЯЖНИН
(1740 —1791)
М.В.ЛОМОНО́СОВ
(1711— 1765)
Александр Петрович
Сумаро́ков
(1717—1777)
Гаврила Державин
(1743 - 1816)
Слайд 27
История возникновения русского классицизма (по В. И. Фёдорову)
1-й период: литература петровского времени; она носит переходный характер; основная особенность — интенсивный процесс «обмирщения» (то есть замена литературы религиозной литературой светской — 1689-1725 гг.) — предпосылки возникновения классицизма.
2-й период: 1730-1750 гг.— эти года характеризуются формированием классицизма, созданием новой жанровой системы, углублённой разработкой русского языка.
3-й период: 1760-1770 гг.— дальнейшая эволюция классицизма, расцвет сатиры, появление предпосылок к зарождению сентиментализма.
4-й период: 1775-1800 гг., последняя четверть века — начало кризиса классицизма, оформление сентиментализма, усиление реалистических тенденций.
Слайд 28
Русский классицизм
Ломоносов вместе с Тредиаковским, Сумароковым, Фонвизиным и другими значительными писателями создал русский классицизм.
В России классицизм носил иной характер, чем на Западе. В нашей культуре не было устойчивой традиции индивидуализма, сложившейся в Западной Европе во время и после эпохи Возрождения. Поэтому классицизм в России смягчал остроту конфликта. Во французской литературе конфликт, например, долга и страсти был непримирим и разрешался трагично, тогда как в русской литературе тот же конфликт мог завершаться примирением ума и страстей или счастливым финалом. Иной была и иерархия жанров. Как известно, главным родом французской литературы была драма, а центральным, наиболее высоким жанром — трагедия. В России на первое место вышел лирический род, а в нем — торжественная, похвальная ода или высокая сатира, близкая философской или нравоучительной оде. Державин даже назвал свое теоретическое сочинение «Рассуждение о лирической поэзии, или об оде», поставив тем самым знак равенства между лирикой и одой.
Слайд 29
Реформы в русском классицизме
Первый этап:
Василий Кириллович Тредиаковский, трактат «Новый и краткий способ к сложению российских стихов с определениями до сего надлежащих званий» (1735).
Михаил Васильевич Ломоносов «Письмо о правилах российского стихотворства», с приложением текста его первой торжественной оды «На взятие Хотина» (1739).
Александр Петрович Сумароков в стихотворном дидактическом послании: напечатанные в 1748 г. отдельной брошюрой «Две эпистолы (в первой предлагается о русском языке, а во второй о стихотворстве)», впоследствии объединённые им под названием «Наставление хотящим быти писателем» (1748).
Второй этап:
Третий этап:
Слайд 30
Прочитайте стихотворение
В. К. Тредиаковского «Стихи похвальные России», которое стало классикой нового русского стихосложения.
Слайд 31
Начну на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Ибо все днесь мне ее доброты
Мыслить умом есть много охоты.
Россия-мати! Свет мой безмерный!
Позволь то, чадо прошу твой верный,
Ах, как сидишь ты на троне красно!
Небо Российску ты Солнце ясно!
Красят иных все златые скиптры,
И драгоценна порфира, митры;
Ты собой скипетр твой украсила,
И лицем светлым венец почтила.
О благородстве твоем высоком
Кто бы не ведал в свете широком?
Прямое сама вся благородство:
Божие ты, ей! светло изводство.
В тебе вся вера благочестивым,
К тебе примесу нет нечестивым;
В тебе не будет веры двойныя,
К тебе не смеют приступить злые.
Твои все люди суть православны
И храбростию повсюду славны;
Чада достойны таковой мати,
Везде готовы за тебя стати.
Чем ты, Россия, не изобильна?
Где ты, Россия, не была сильна?
Сокровище всех добр ты едина,
Всегда богата, славе причина.
Коль в тебе звезды все здравьем блещут!
И Россияне коль громко плещут:
Виват Россия! виват драгая!
Виват надежда! виват благая.
Скончу на флейте стихи печальны,
Зря на Россию чрез страны дальны:
Сто мне языков надобно б было
Прославить все то, что в тебе мило!
1728
Слайд 32
Источник:
Г.Фефилова. Литература. 9 класс. I полугодие
Другие материалы
Выполнила
Бурмистрова Р.А.