Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Итоговое сочинение
по тематическому направлению
« Дружба и вражда»
Работа учителя русского языка и литературы
Репиной Екатерины Кирилловны (Москва)
Слайд 2
Дружба и вражда.Базовое сочинение
Данное сочинение является базовым по данному направлению, так как конкретные темы ИТОГОВОГО сочинения будут известны по всем регионам только за 15 минут до начала работы.
По каждому направлению будет дана одна конкретная тема. Всего будет 5 тем.
Готовясь к данной работе, выпускник должен тренироваться и написать 3-4 сочинения по каждому тематическому направлению. И тогда всё получится!
Слайд 3
1.Вступление к сочинению
Дружба и вражда…Что же это такое? Это постоянные спутники
человека в жизни.
Каждый из нас, взрослый или ребёнок, нуждается в друге. Настоящая дружба-награда редкая и драгоценная. Дружба-это бескорыстные
личные взаимоотношения между людьми, основанные на полном
доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.
ДРУЖБА - ВРАЖДА
Слайд 4
Основная часть. Раскрываем тему сочинения
В мировой художественной литературе, в том числе и в русской, можно найти немало примеров, раскрывающих тему «Дружба-вражда».
Так, в романе Александра Сергеевича Пушкина «Дубровский» мы видим двух старых друзей- Кирилу Петровича Троекурова и Андрея Гавриловича Дубровского. Когда-то они были товарищами по службе. Дубровский отличался гордостью и решительностью характера. За это его и уважал Троекуров. Андрей Гаврилович был интересным собеседником, и в его отсутствии Троекурову было скучно.
Слайд 5
Основная часть.Раскрываем тему.
Автор объяснил их дружбу тем, что оба они были ровесниками, получили одинаковое воспитание, рано овдовели и воспитывали по одному ребёнку. Все соседи завидовали их согласию. Но в их отношениях наступила пора раздора, вражды, когда Парамошка, слуга Троекурова, во время осмотра псарни оскорбил Дубровского, «нечаянный случай всё расстроил и переменил». Оставив Покровское, Андрей Гаврилович потребовал слугу на его суд. Но своенравный Троекуров решил унизить друга.
Почему же дружба помещиков оказалась непрочной?
Слайд 6
Дубровский и Троекуров
Слайд 7
Основная часть. Раскрытие темы.
Троекуров начал изливаться в оскорблениях. Удовлетворённый жаждой мести, Троекуров понимает, что он натворил. Он едет к Дубровскому, которого довёл до сумасшествия. Читая роман, мы понимаем, что настоящие друзья так не поступают. Смерть Дубровского заставляет нас задуматься над самыми важными вопросами. В чём же заключатся ценность человеческой дружбы? Знать меру следует в дружбе и вражде.
Читая роман Пушкина, мы ещё раз убеждаемся в том, что вражда не делает добра.
Слайд 8
Основная часть.Раскрытие темы
В романе Михаила Юрьевича Лермонтова «Герой нашего времени» мы тоже видим пример дружбы-вражды в отношениях между Печориным и Грушницким. Они сверстники, сослуживцы. Печорин заявляет: «В дружбе один раб другого». В душе герои не питают тёплых отношений друг к другу. Печорин по отношению к Грушницкому безжалостен, не умеет прощать слабости. Григорий Александрович-человек уверенный, рассудительный, эгоистичный, язвительный. Он насквозь видит Грушницкого и смеётся над ним. « Я его понял, и он за это меня не любит, хотя наружно мы в самых дружеских отношениях».
А Грушницкий – совсем другой человек: восторженный, многословный, мягкотелый, не обладает яркими чертами характера. Завистливый, злобный, тщеславный. «Говорит он скоро и вычурно». Грушницкий- юнкер, ему двадцать один год.
О чём мы можем размышлять, читая страницы произведения Лермонтова, показывающие отношения этих двух героев? Как мы можем назвать эти отношения? Это очень интересный вопрос! Встречаются они как старые приятели. Их противостояние автор показывает в главе «Княжна Мери».
Слайд 10
Основная часть. Раскрытие темы.
Когда же отношения между героями дали трещину? Когда княжна Мери увлекается Печориным,
пропасть в отношениях приятелей становится шире, обстановка сильно накаляется,
неприязненные отношения растут…Дуэль является развязкой отношений. Печорин убивает
бывшего приятеля и уходит. Смерть бывшего приятеля не вызывает в нём никаких чувств и
эмоций. Правильно ли понимал дружбу Печорин? На мой взгляд, конечно, неправильно. Что ему
мешало? Никаких рабских отношений в дружбе быть не может! Дружба существует только на
доверии и на взаимопонимании. Главное в дружбе-поддержка, искренность, стремление помочь,
а не рабские отношения. А мешало ему прежде всего своеобразное отношение к людям. Читая
роман Лермонтова, мы приходим к выводу, что человек должен сам готов быть другом, что
дружбу надо ценить, что только тёплые человеческие отношения способны укреплять дружбу, а не превращать её во вражду.
А у Печорина этого нет, поэтому и не было у него настоящих и преданных друзей.
Слайд 11
Заключение.Выод
Какой вывод можно сделать? К чему привели меня рассуждения по этой теме?
Дружба, безусловно, является драгоценным даром в жизни. И человек, который умеет ценить дружбу, умеет преодолевать конфликты, не желает сеять вражду, достоин этого дара. Знать меру следует во всём и везде. В дружбе главное-закон человечности. Дружба строит, а вражда только разрушает. Дружба-дело святое. И очень хочется верить в то, что среди людей, живущих в наше время, будет процветать культ святой дружбы.