Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Древнегреческая цивилизация создана одним этносом: греками(эллинами)
Индоевроп. яз. семья)
Эллин (внук Прометея)
(Фессалия)
Дор Ксуф Эол
(о-ва Киклады) ( изгнан из (Фессалия)
Фессалии в
Аттику)
Ахей Ион
(Афины (Аттика) (Аттика)
отвоевал
Фессалию)
Слайд 3
Хронология истории Древней Греции: (стр 52)
Слайд 4
Крито-Микенская Греция 3-2 тыс до н.э.- 12 в. до н.э.
Слайд 7
1. Крито-Микенская Греция 3-2 тыс до н.э.- 12 в. до н.э.
Самой древней цивилизацией Европы была критская. В греческой мифологии Крит упоминается часто. Там родился и скрывался от отца Зевс, туда же он привез Европу; дворец на острове строил Дедал, сделавший крылья для себя и сына Икара; здесь герой Тесей расправился с чудовищем Минотавром, но, возвращаясь, ненароком погубил своего отца Эгея. Крит предстает в этих историях отдаленным и таинственным, могущественным и опасным, подчиняющим своей власти окружающие земли.
В начале ХХ века англичанин Артур Эванс обнаружил развалины гигантского дворца в Кноссе, запутанностью переходов и уровней напоминавший мифический лабиринт. В наши дни в разных концах Крита найдены уже четыре дворца с хозяйственными постройками вокруг них, и ни один не был огорожен стеной. Это позволило ученым предположить, что на острове проживал единый народ, подчинявшийся одному правителю. По имени легендарного царя Миноса Эванс назвал их минойцами. Он же первым отыскал образцы критской письменности – так называемое Линейное письмо А. Ученые до сих пор не установили родственную связь минойцев ни с одним из известных древних народов и языков.
Критская цивилизации начала складываться еще в III тысячелетии до н. э. Тем удивительнее уровень удобств во дворцах и совершенство их построек. В кносском дворце были проложены водопровод и канализация, он был сверху донизу пронизан колодцами, пропускавшими в нижние этажи солнечный свет и свежий воздух. В подвалах размещалось множество складов для хранения зерна, вина, масла, оружия. Рядом располагались небольшие постройки для людей, обслуживавших обитателей дворца. На Крите не было найдено крепостных сооружений. Возможно, его безопасность обеспечивал сильный флот. Точно установлено, что минойцы поддерживали связи с Египтом.Искусство древнейшего Крита уникально. Минойские мастера создали легкий, нарядный и безмятежный мир праздничных процессий, гирлянд цветов, водорослей, рыб, дельфинов, играющих обезьянок, жриц в священных танцах, «игр с быками». Даже правителей они изображали с цветами, а не с оружием. На фресках Крита не найдено ни одной сцены завоеваний, подавления противника, нет и следа подчинения художника строгим правилам изображения – канонам.
В XV веке до н. э. какая-то природная катастрофа разрушила все постройки на Крите. Скорее всего, это было извержение вулкана на острове Фера к северу от Крита (ныне Санторин). Оно сопровождалось землетрясением и вызвало волну высотой с многоэтажный дом. Память о страшных событиях породила миф об Атлантиде.
Ослабленное государство, еще не успевшее прийти в себя после катастрофы, было захвачено многочисленными племенами греков-ахейцев.
Слайд 8
Микены
В начале III тысячелетия до н. э. территорию Греции населяли негреческие племена. Античные историки называли их пеласгами.
Во II тысячелетии до н. э. на Балканы пришли первые греки, называвшие себя «ахайой» – Ахейцы. Древнейшее население либо было вытеснено, либо смешалось с завоевателями.
Ахейцы основали крупные и в отличие от Крита хорошо укрепленные поселения на холмах. Башни и стены их сложены из огромных камней. Греки были уверены, что на строительстве этих крепостей трудились циклопы. Раскопки ахейских дворцов и гробниц первым начал Генрих Шлиман. Археологи раскопали дворцы в основном в Пелопонесе – в «златообильных» Микенах, «крепкостенном» Тиринфе, но также в Средней Греции – вАфинах и Фивах. Каждое поселение было отдельным государством со своим хозяйством, царем-басилевсом во главе, со своими особенностями и традициями. Главным среди ахейских царств, очевидно, были Микены. Гомер называл их «пышновенчанными», а владыку Микен Агамемнона именовал царем царей. Массивные «Львиные ворота» Микен сохранились до наших дней. По имени города новая цивилизация получила в науке название «микенской». Культура ахейцев складывалась под влиянием угасавшего Крита, поэтому их принято объединять вместе и называть крито-микенской цивилизацией.
В Кноссе найдены таблички, написанные на искаженном греческом языке, – так называемое линейное письмо Б, которое удалось расшифровать. Ученые видят большое сходство крито-микенской цивилизации с восточными государствами бронзового века – Египтом, Вавилонией, с их сильной единоличной властью, сбором налогов с подданных, штатом чиновников и распределением продуктов и вещей между ними.
Искусство микенского периода лишено беззаботности и легкости критского – оно сурово и монументально. Очевидно, ахейским владыкам приходилось много воевать с соседями. Воспоминанием об одном или нескольких подобных военных походах ахейских государств стали мифы о Троянской войне, послужившие основой для поэм Гомера « Илиада» и «Одиссея».
Слайд 10
Микены
Агамемнон.
Слайд 11
Одно из четырех основных греческих племен. В начале своей истории проживали на севере Греции. В греческой мифологии родоначальником их считался Дор, сын Эллина и нимфы Орсеиды. По преданию, они жили сначала у горы Олимп. На рубеже XIII–XII вв. до н.э. стали переселяться на юг, вовлекая в свое движение соседние племена. Вторглись на территорию Средней Греции и на полуостров Пелопоннес, уничтожив центры ахейской цивилизации – Микены, Тиринф, Пилос. Это событие получило название «дорийское завоевание». Колонизовали острова Крит, Родос, Феру,берега Малой Азии.
Наиболее известный дорийский полис – Спарта.
«Темные века» 11-9вв.до н.э.
нашествие дорийцев
«Гомеровский период»
Слайд 12
На смену обширным дворцовым хозяйствам пришли небольшие бедные общины в долинах гор.
Жизнь в Греции этого периода помогают представить поэмы Гомера. Исследования их текстов в наши дни показали, что они были созданы не в тот период, когда ахейские герои пускались в плавание к берегам Трои, а позднее – в IX–VIII веках до н. э. Поэтому многие подробности и бытовые детали взяты из действительности, окружавшей самого Гомера и его современников. Мы узнаем, что власть правителей была ограничена народным собранием всех воинов, которые могли спорить с вождями (выступление Терсита и его осуждение Агамемнона в «Илиаде»). Быт гомеровских вождей прост и мало отличается от образа жизни простых людей (герой «Одиссеи» – царь Итаки – умел пахать землю и сам построил себе корабль, а царская дочь Навсикая пришла на берег стирать белье). Рабов у них гораздо меньше, чем упомянуто в табличках ахейских архивов. Ремесленники «демиурги» редки и бродят от деревни к деревне в поисках заказов, потому что практически все необходимое производится самими общинниками.
Слайд 13
Главные процессы времени архаики: образование полисов, великая колонизация, возникновение денежного обращения, социальные и политические конфликты в полисах. В искусствоведении архаику делят на раннюю, зрелую и позднюю. Греческая скульптура этого периода — застывшие фигуры юношей (куросы) и задрапированные в раскрашенные одежды девушки (коры) со знаменитой «архаической улыбкой». Наиболее знамениты коры Эрехтейона на Акрополе. В живописи возникла чернофигурная вазопись. Возникновение греческой натурфилософии
(стр55. )
Архаическая Греция 8-6вв до н.э.
«интеллектуальная революция» греческой культуры
Слайд 14
Эрехтейон
коры
Акрополь
Афины
Слайд 15
Аполлон убивает Пифона,
преследовавшего его мать Лето
( титанида)
Рядом с храмом находились священный источник, Кастальский, в котором паломники совершали омовение. Кастальский ключ считался источником поэтического вдохновения. Позже появился место стали называть «Парнас» ( мир поэтов и поэзии). Среди множества святынь в храме Аполлона хранился камень метеоритного происхождения — омфал, считавшийся пупом земли. В сокровенную часть храма, где находился оракул, не имел права входить никто, кроме жрицы-вещательницы (пифии).
Дельфы
Слайд 16
Олимпия
Храм Зевса
Священный огонь
Храмовая статуя Зевса. Фидий
(одно из чудес света)
Слайд 17
Ойкуме́на (др.-греч. «населяю, обитаю») — освоенная человечеством часть мира.
При основании колонии из метрополии перевозился огонь священного очага и изображения местных богов. Жители колоний всегда сохраняли тесные связи с метрополией, вплоть до оказания помощи при необходимости. Несмотря на это, колонии изначально выводились как самостоятельные полисы, поэтому при столкновении интересов метрополии и колонии оба полиса могли перейти от мирных дружественных и братских отношений к открытым конфликтам друг с другом. Колонисты, участвовавшие в выведении новой колонии, должны были автоматически получить землю для обработки и гражданство в новом полисе. Организацией выведения колонии занимался выбранный человек —ойкист. Благодаря колониям греческим полисам удалось ликвидировать перенаселение континентальной Греции, значительно увеличить объём торговли и создать предпосылки для господства греческих торговцев в Средиземноморье, а также расширить сферу распространения греческой культуры. (Милет основал до 90 колоний )
Слайд 18
Монеты Юноны
МОНЕТА- денежный знак, изготовленный из металла определенной формы, веса и достоинства. Юнона Монете- ( лат. moneo – предостерегать) римская богиня покровительница семьи. Супруга громовержца Юпитера. Считалось, что она предупреждает римлян о землетрясениях и
нападении врагов.
На римском Капитолии возле храма Юноны Монеты размещались мастерские, где отливались и чеканились римские деньги, названные
в честь могущественной покровительницы монетами.
У лидийцев( Малая Азия /Кир,Крез,Солон) в VII веке греки заимствовали чеканку монет.
Слайд 19
Греческая архитектура не подавляла человека, несмотря на монументальность.
Слайд 20
Полис- город-государство, созданный на основе общины граждан, обладающих правом собственности на его территорию (земли).
Типичная форма полиса - городское или крупное сельское поселение как центр полиса и близлежащая территория (хора).
Признаки полиса : (стр.56-58)
Коллектив свободнорожденных мужчин
Владение земельным участком
Взаимообусловленность права собственности на землю и гражданского статуса, гарантирующего политические права
Совпадение политической и военной организации: гражданин –собственник одновременно и воин
Полис-высшее благо, гарантирующее свободную, достойную жизнь
Слайд 21
В зависимости от политического строя
демократические аристократические (олигархические).
По основным занятиям населения
аграрные (сельскохозяйственные – Спарта)
торгово-ремесленные
(Коринф).
Полис - город- государство
аграрно-ремесленные (Афины)
Слайд 22
АФИНЫ
594г.до н.э. реформы Солона
- земельных участков были сняты закладные долговые камни
- государственный счет выкупались проданные на чужбину афиняне
- установил предельную максимальную норму землевладения и ввел свободу завещания
- по закону Солона, сыновья могли не обеспечивать родителей в старости, если те в свое время не обучили детей какому-нибудь ремеслу.
- вместо прежних сословий Солон ввел новое соц. деление, основанное на имущественном цензе
- Высшими государственными органами отныне были ареопаг, буле (совет 400) и Народное собрание (экклесия), гелиэя ( суд) голосования посредством остракизма( суд черепков)
Свободное население полиса составляли аристократы (знать) и демос (простой народ). Несвободное –метеки. Власть находилась в руках аристократического Ареопага. «Вся земля была в руках немногих», – так писал Аристотель Из-за малоземелья и плохого качества земли крестьяне разорялись и, задолжав землевладельцам-аристократам, попадали в рабство.
В те же годы в результате великой греческой колонизации другие представители демоса – удачливые ремесленники, торговцы – богатели, приобретали самоуважение и требовали допустить их к управлению полисом.
К VI веку до н. э. противостояние демоса и аристократов в Афинах обострилось настолько, что грозило перейти в вооруженную борьбу.
Слайд 23
Тиран - греч.- «властитель, повелитель». Форма государственной власти в Греции, установленная насильственным путем и основанная на единоличном правлении.
В 538 году до н. э. к власти пришел тиран Писистрат. «Пусть народ занимается своими делами, а я позабочусь об общественных».
Установление тирании
Слайд 28
Спартанских детей подвергали разным испытаниям с младенчества. Колыбельки, в которых дети спали, были очень грубыми и жёсткими.
В семь лет мальчиков отправляли в специальные военные лагеря. Там они учились выживать. Те, кто не справлялся — погибали. Спали они на соломенных подстилках, а одежду носить им разрешалось только с 12 лет. Некоторые мальчики клали в свои подстилки крапиву, чтобы она, обжигая их, согревала. Мальчики усиленно занимались физическими упражнениями, упражнялись во владении мечом, метании копья. Пропитание они должны были искать себе сами — воровать, грабить, а если приходилось, то и убивать.
Им разрешалось иногда «развлекаться», то есть устраивать так называемые криптии — мальчики бегали в соседние деревни (илотов) и грабили их, а самых сильных мужчин убивали. Также убивали скот и грелись в их внутренностях.
В 17 лет, когда юные спартанцы должны были возвращаться домой, их ждало последнее испытание — им нужно было попасть в храм Артемиды, находившийся очень высоко в горах. Добравшись туда, спартанец должен был «принести жертву». Жрецы храма привязывали юношу над большой жертвенной чашей и начинали хлестать его мокрыми розгами до первых капель крови. Так было, если юноша не издавал ни одного звука, но стоило ему издать хоть звук, его колотили ещё сильней, до тех пор, пока он будет молчать. Так могли заколотить до потери сознания и даже до смерти. Таким образом отсеивались слабые. Девочки в Спарте через эту систему не проходили, но их заставляли много заниматься спортом, а иногда учили пользоваться оружием.
Слайд 30
Лаконичная речь
Однажды спартанка, вручая сыну щит, внушала ему: "Или с ним, сын мой, или на нем».
Ксеркс, царь Персии прислал к Фермопилам гонца с двумя словами: «Сложи оружие». Леонид ответил тоже двумя словами: «Приди, возьми».
Слайд 31
Во время войн спартанцы носили одежды красного цвета:
во-первых, они считали этот цвет более мужественным,
а во-вторых, им казалось, что кроваво-красный цвет должен нагонять ужас на не имеющих боевого опыта противников. Кроме того, если кто из спартанцев будет ранен, врагам это будет незаметно, так как сходство цветов позволит скрыть кровь
Слайд 32
Специализация ремесла
Железные орудия позволяли обрабатывать каменистые почвы, строить мосты, дороги и корабли.
Медные рудники давали материал для литья бронзовых статуй.
Красноватая глина Аттики и зеленоватая – Коринфа, шла на изготовление художественной керамики.
В Милете научились делать шерстяную пурпурную ткань не хуже финикийской.
Усовершенствование перевозки.
Греки стали строить большие торговые суда, легкие триеры, изобрели якорь.
Причины роста социального неравенства в полисах
Слайд 33
Для облегчения контактов и убыстрения обмена с VII века до н. э. начали применять деньги в виде небольших слитков с твердо установленным весом и эмблемой государства
монеты ( драхмы).
Был создан на основе финикийского был создан греческий алфавит с гласными буквами.
Использование денег
Создание греческого алфавита
Слайд 34
Гоплит- (греч. «щит», «панцирь»)-
тяжеловооруженный .
Появление железного вооружения (мечей, наконечников копий и стрел, панцирей, шлемов) привело к перевороту в военном деле.
Теперь ударной частью войска стала не колесница, как в ахейские времена, а пехота, состоявшая из тяжеловооруженных воинов.
Поскольку железное вооружение было дешевле, его могли купить люди среднего достатка. Основой греческого войска стали гоплиты. На поле боя они выстраивались в фалангу, укрепленную с флангов отрядами всадников.
Формирование греческого войска
Слайд 35
Боевой порядок античного войска в виде плотно сомкнутого строя гоплитов. Классическая (например, спартанская или афинская) – сплоченные и тесные шеренги воинов от 8 до 25 рядов, в одной руке у них большой круглый щит (гоплон), в другой – копье. В фаланге невозможно было поменять место. Если воин был ранен или убит, его место занимал сосед. Сражались только два первых ряда, а задние оказывали давление для усиления натиска и заменяли павших. Слабым местом для боевых действий фаланги считалась пересеченная местность из-за невозможности маневрирования. Незащищенные фланги прикрывали легковооруженные воины с пращами.
Фаланга (греч. «ствол, обрубок».)
Слайд 36
Трехсотлетняя греческая колонизация недаром названа великой: она изменила весь греческий мир. Спрос на ремесленные изделия, вино и оливковое масло привел к расширению их производства в Греции и обогащение демоса; люди стали лучше питаться и одеваться. Греки расширили свои знания о мире, о других народах и землях. Они ощутили себя единым народом – эллинами. И хотя гордые греки противопоставляли себя чужакам, называя их варварам, в колониях неизбежно происходила встреча и взаимопроникновение разных культур.
Великая греческая колонизация
Слайд 37
Дискобол. Мирон
Спор Афины и Посейдона . Мирон
Идеалом греческой культуры был
гармонично развитый человек,
достойный гражданин полиса. Понимание красоты
связано с телесностью. Скульпторы стремились
изобразить человека, захваченного эмоциями,
в движении.
Классическая Греция 5в.-338г.до н.э.
Слайд 38
"Ведь природа сложила человеческое тело так, что лицо от подбородка до верхней линии лба и начала корней волос составляет десятую долю тела, так же как и вытянутая кисть от запястья до конца среднего пальца; голова от подбородка до темени – восьмую, и вместе с шеей, начиная с ее основания от верха груди до начала корней волос – шестую, а от середины груди от темени – четвертую. Что до длины самого лица, то расстояние от низа подбородка до низа когтей составляет его треть, нос от низа ноздрей до раздела бровей – столько же, и лоб от этого раздела до начала корней – тоже треть. Ступня составляет шестую часть длины тела, локтевая часть руки – четверть, и грудь – тоже четверть, а у остальных частей есть также своя соразмерность, которую тоже принимали в расчет знаменитые древние живописцы и ваятели и этим достигли великой и бесконечной славы. Если провести круг из человеческого пупка как центра, когда человек распростерт на земле с максимально раскинутыми ногами и руками, то окружность пройдет как раз через крайние точки всех конечностей. Канон «золотого сечения»
«Дорифор»-Копьеносец. Поликлет
Слайд 39
Система образования стр.63-64.
Античная философия стр.64.
Причины кризиса античного полиса стр.65-66
Имя философа Основные идеи
Сократ Предпосылка любого знания- познание человеком самого себя. Поиск истины осуществляется с помощью наводящих вопросов ( сократический метод)
Каждый может достичь мудрости, а через мудрость – добродетели.
Платон Реальность составляют идеи, находящиеся вне конкретных вещей и явлений ( идеализм). Существование человека вне определенной социально-политической системы невозможно.
Сформулировал принципы идеального государства.
Аристотель Человек- « политическое существо»
Учение о формах и « неподвижном перводвигателе». «Существует что-то, что вечно движется безостановочным движением, а таково — движение круговое; и это ясно — не только как логический вывод, но и как реальный факт. Следовательно, существует и нечто, что (все) приводит в движение. А так как то, что движется и (вместе) движет, занимает промежуточное положение, поэтому есть нечто, что движет, не находясь в движении, нечто вечное и являющее собой сущность и реальную активность».
Бог.
Слайд 40
Государство является выражением идеи справедливости.
Правитель-философ не моложе 50 лет в течении которых он совершенствует свою особую любовь. В его лице мудрость должна объединиться с властью.
В государстве Платона введена общность имущества, частная собственность запрещена. Даже женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Труд распределяется согласно способностям
Население состоит из трёх сословий :
Высшее сословие: только мудрые могут нести заботу о правильном образе жизни всех граждан. По Платону во главе государства должны стоять философы (сословие воспитателей).
Сословие стражей: на этом сословии лежит забота о внутренней и внешней безопасности государства (сословие воинов).
Сословие прочих граждан (ремесленники, дельцы, крестьяне): их задача обеспечить снабжение государства необходимым (сословие кормильцев).
Типы государств (от наилучшего к худшему):
Аристократия — справедливая власть меньшинства, лучших граждан;
Тимократия — несправедливая власть меньшинства, военных вождей, уважаемых граждан;
Олигархия — несправедливая власть меньшинства, богатых людей;
Демократия — справедливая и, одновременно, несправедливая власть большинства (даёт сатирический образ демократа как разбогатевшего кузнеца, лысого и приземистого, который недавно вышел из тюрьмы ;
Тирания — несправедливая власть одного человека.
Слайд 42
А.Македонский (356-323гг до н.э.) сын Филиппа2 и дочери эпирского царя Олимпиады. Вел свое происхождение от Геракла, а по материнской линии от Ахилла. Большое влияние в воспитании имела мать. Учителями были шут Лисимах, Аристотель и родственник матери Леонид, последний прививал навыки спартанского воспитания. Александр не отличался хорошим здоровьем, поэтому к физическим упражнениям и телесным радостям относился равнодушно, однако был крайне честолюбив. В 10 лет укротил Буцефала от которого отказался даже отец. В 16 лет подавил восстание фракийцев. В Коринфе посетил Диогена, в Дельфах пифию « Ты непобедим , сын мой». Умер в Вавилоне в 33 года.
Эллинизм.
Культура эллинизма 4-2 в. до н.э.
Стр.69-71.
Слайд 43
Смерть Лаокоона и его сыновей.
Скульпторы Агесандр, Полидор, Афинодор.
предп. Александр Антиохийский
Венера Милосская.
Ника Самофракийская.
Фаюмский портрет .
Египет