Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
МОНАШЕСТВО
Родиной монашества почитается Египет, а основоположником – прп. Антоний Великий. Прп. Антоний был отцом отшельнического иночества, которое состояло в том, что иноки жили отдельно друг от друга в хижине или в пещере, предаваясь посту, молитве и трудам на пользу свою и бедных (плели корзины, циновки и проч.). Но все они находились под руководством одного начальника или наставника – аввы (что значит «отец»).
Слайд 3
МОНАШЕСТВО
Еще при жизни Антония Великого появился другой род иноческой жизни. Подвижники собирались в одну общину, трудились каждый по своей силе и способностям на общую пользу и подчинялись одним правилам, одному порядку (уставу). Такие общины назывались киновиями или монастырями. Аввы монастырей стали именоваться игуменами и архимандритами. Основателем общежительного иночества считается прп. Пахомий Великий.
Слайд 4
МОНАШЕСТВО
Из Египта иночество скоро распространилось по Азии, Палестине и Сирии, а потом перешло в Европу. У нас на Руси иночество началось почти одновременно с принятием христианства. Основателями иночества на Руси были прп. Антоний и прп. Феодосий, жившие в Киево-Печерском монастыре.
Слайд 5
МОНАШЕСТВО
Троице-Сергиева лавра
Александро-Невская лавра
Киево-Печерская лавра
Большие монастыри, с несколькими сотнями насельников, стали называться лаврами. Каждый монастырь имеет свой распорядок жизни, свои правила, т.е. свой устав. Все монахи должны обязательно выполнять различные работы (послушания).
Слайд 6
МОНАШЕСТВО
Монашество могут принимать не только мужчины, но и женщины, дающие те же иноческие обеты. С древности существуют женские монастыри.
Слайд 7
МОНАШЕСТВО
Желающие вступить в иноческую жизнь должны прежде испытать свои силы (пройти искус) и тогда уже дать невозвратные обеты. Люди, проходящие предварительные испытания, называются послушниками. Если они в течение испытания оказываются способными стать монахами, то их облекают в неполное одеяние инока, с установленными молитвами, что называется рясофором, т.е. право ношения рясы и камилавки, чтобы в ожидании полного иночества они еще больше утверждались на избранном пути. Послушник после этого называется рясофорным.
Слайд 8
МОНАШЕСТВО
Самое иночество заключает в себе две степени – малый и великий образ(образ ангельского жития), которые по-гречески называются малая и великая схима. При вступлении в иночество над послушником совершается последование малой схимы, в которой он дает обеты иночества и получает новое имя. Когда наступает момент пострижения, будущий монах трижды дает игумену ножницы в утверждение своего твердого решения. Приняв в третий раз из рук постригаемого ножницы, игумен с благодарением Богу крестообразно постригает ему волосы во имя Пресвятой Троицы, посвящая этим постриженника всецело на служение Богу.
Слайд 9
МОНАШЕСТВО
Параманд
Подрясник
Пояс
Мантия
Клобук
Четки
На принявшего малую схиму надевают параманд (небольшой четырехугольный плат) с изображением Креста Господня и орудий Его страданий), подрясник и пояс; затем постригаемый покрывается мантией – длинным платом без рукавов. На голову надевается клобук. В руки даются четки – шнур, на котором навязаны узелки для подсчета молитв и поклонов.
Слайд 10
МОНАШЕСТВО
Одежды имеют символическое значение и напоминают монаху о его обетах. Затем в руки новопостриженному даются крест и свеча, с которыми он стоит всю Литургию до самого Святого Причастия.
Слайд 11
МОНАШЕСТВО
Монахи, принимающие великую схиму, дают еще более строгие обеты. Им еще раз меняют имя. В облачении также есть изменения: вместо параманда надевают аналав (особый плат с крестами), вместо клобука – куколь, покрывающий голову и плечи.
Слайд 12
МОНАШЕСТВО
Если монах поставляется в игумены, то ему дается жезл (посох). Жезл есть знак власти над подчиненными, знак законного управления братией (монахами).
Слайд 13
МОНАШЕСТВО
Когда игумен возводится в архимандриты на него надевают мантию со скрижалями. Скрижалями называются четырехугольники из материи красного или зеленого цвета, нашитые на мантию спереди, два наверху и два внизу. Они означают, что архимандрит руководит братией по заповедям Божиим.
Кроме того, архимандрит получает еще палицу и митру. Обычно из архимандритов поставляются на высшую степень священства – в епископы.
Слайд 14
МОНАШЕСТВО
Послушник
Мантийный монах (малая схима)
Схимник (великая схима)
Слайд 15
МОНАШЕСТВО
Святитель Феофан Затворник говорит: «Иноки – это жертва Богу от общества, которое, предавая их Богу, из них составляет себе ограду. В монастырях в особенности процветает священнослужение чинное, полнейшее, продолжительнейшее. Церковь является здесь во всей красоте своего облачения».