Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Лекция № 3 «Драматургическое мастерство А.Н. Островского». «Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина».
Слайд 2
«Все порядочные люди живут или идеями, или надеждами, или, пожалуй, мечтами; но у всякого своя задача есть. Моя задача – служить русскому драматическому театру».
Александр Николаевич Островский
(1823 - 1886)
«Национальный театр есть признак совершеннолетия нации, так же, как академия, университеты, музеи».
Слайд 3
«Самый памятный для меня день в моей жизни – 14 февраля 1847 года. С этого дня я стал считать себя русским писателем и уже без сомнений и колебаний поверил в свое призвание».
Слайд 4
Творческая периодизация А.Н. Островского:
Ранний, 1847-1851. Вступление в большую литературу пьесой «Свои люди - сочтемся».
«Москвитянский», 1852-1854. Создаются народные комедии «Не в свои сани не садись» и «Бедность не порок».
Предреформенный, 1855-1860. Окончательно определяется самостоятельная литературная и мировоззренческая позиция Островского, создаются пьесы «В чужом пиру похмелье», «Доходное место», «Воспитанница», «Гроза».
Пореформенный, 1861-1886. «На всякого мудреца довольно простоты», «Горячее сердце», «Бешеные деньги», «Лес», «Волки и овцы».
Слайд 5
Вклад А.Н. Островского в русскую драматургию.
Островский - первоклассный художник-реалист:
семейная жизнь купцов с её деспотизмом и
самодурством;
грубость и невежество в общественном и
домашнем быту;
бесправное положение женщины;
обрядовая сторона жизни;
предрассудки и суеверия;
народный говор
Окончательно порвав с шаблонами классицизма и романтизма и сделав свои многочисленные произведения «пьесами жизни», Островский довершил в драматургии дело Фонвизина, Грибоедова, Пушкина и Гоголя и навсегда утвердил в России торжество реалистической драмы.
Слайд 6
Персонажи пьес Островского:
чиновники;
приказчики;
свахи;
актёры;
коммерсанты новой формации;
дворяне;
бедные труженики-интеллигенты;
генералы;
крестьяне и т. д.
Это целая энциклопедия быта и нравов эпохи со всеми их положительными и отрицательными сторонами.
Вклад А.Н. Островского в русскую драматургию.
Речь персонажей в пьесе.
Герой пьесы должен говорить так, как говорил бы человек его характера, образа мыслей, настроений, культурного уровня и общественного положения или профессии.
Следовательно, образ героя в пьесе только тогда может получиться типичным и выразительным, когда речь его типична для этого образа.
В пьесах Островского более тысячи действующих лиц, и каждое из них говорит языком, соответствующим своему духовному облику и профессии.
Слайд 7
Вклад А.Н. Островского в русскую драматургию.
Мастер диалога.
Искусное использование языковых богатств народной поэзии: песен, пословиц, поговорок и т. п. – «Не так живи, как хочется», «Не в свои сани не садись», «Свои люди - сочтёмся», «Бедность не порок», «Правда хорошо, а счастье лучше», «Старый друг лучше новых двух» и т. п.
Особенность композиции в пьесах – действие его пьес развёртывается обычно медленно, спокойно, в соответствии с тем устойчивым, малоподвижным бытом, который в них изображается.
Присутствие элемента комического в пьесах – юмор при изображении маленьких, забитых жизнью, честных людей; обличительный, сатирический смех, направленный против деспотизма самодуров.
Слайд 8
Вывод:
Важнейшее достоинство творчества Островского:
глубокий реализм, выразившийся в широком, правдивом освещении русского быта;
в создании типичных образов из различных общественных классов;
в замечательной характеристике изображаемой среды;
в естественности построения пьес.
Слайд 9
«Своеобразие сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина»
Объектом сатиры Салтыкова-Щедрина был весь уклад русской общественной жизни второй половины XIX века. Щедрин высмеивал не «пороки» человека вообще, а изъяны общественно-политической системы, социальную психологию классов и сословий. Его сатира носила социально-политический характер.
1826 - 1889
Слайд 10
Адресаты сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина:
а) Самодержавие. Это один из главных объектов сатиры Щедрина. В самодержавии писатель видел крайнее выражение отживших, реакционных социально-политических отношений России. Самодержавный строй враждебен всякой свободе, просвещению, его характеризует бессмысленная жестокость, тупость, инстинктивное тяготение ко всякого рода «злодействиям» (сказки «Медведь на воеводстве», «Орел-меценат», «История одного города»).
б) Дворянство. Щедрин показывал дворянство как отживший класс, не имеющий никаких исторических перспектив, социально и нравственно вырождающийся. В произведениях Щедрина - разные дворянские типы:
поместное дворянство («Дикий помещик»),
служилое дворянство («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил»),
либеральное дворянство («Коняга», «Либерал», «Премудрый пескарь»)
Наиболее же развернутое изображение дворянства, обреченного на нравственное и физическое вырождение, Щедрин дал в романе «Господа Головлевы».
в) Народ. При всем глубоком сочувствии народу как единственному достойному уважения сословию Щедрин видел и отрицательные его стороны, сложившиеся исторически:
низкий уровень самосознания,
полную покорность «властителям»,
рабскую психологию.
Поэтому и народ (в первую очередь мужик) также подвергается сатирическому осмеянию в таких произведениях Щедрина, как «Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил», «Коняга», «Богатырь» и в особенности в «Истории одного города».
Слайд 11
Основные средства сатирического изображения
а) гипербола — художественное преувеличение, доходящее до неправдоподобия. Применяется в сказках «Дикий помещик», «Богатырь», в романе «Господа Головлевы», в котором отрицательные черты дворянства («пустомысли», пустоутробие и запой») усилены до крайних пределов;
б) фантастика—безусловное неправдоподобие, изображение того, чего в жизни не бывает. Используется в сказках «Повесть о том, как один Мужик двух генералов прокормил», «Дикий помещик», в «Истории одного города» и других произведениях;
в) гротеск — соединение фантастического с реальным часто предельно конкретным и бытовым. Используется в сказках «Медведь на воеводстве», «Здравомысленный заяц».
Формы сатирического изображения позволяли Салтыкову-Щедрину,
во-первых, усилить и заострить отрицательные стороны изображаемых явлений,
и во-вторых, сделать сатиру более смешной, едкой, даже издевательской.
Слайд 12
Вывод: Как писатель-сатирик Салтыков-Щедрин во многом унаследовал традиции А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя и других русских сатириков, но в то же время был исключительно самобытен и сам создавал традицию, на которую опирались впоследствии такие русские сатирики, как Аркадий Аверченко, Владимир Маяковский, Михаил Зощенко и др.