Презентация - Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров

Нажмите для просмотра
Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров
Распечатать
  • Уникальность: 100%
  • Слайдов: 62
  • Просмотров: 5418
  • Скачиваний: 3112
  • Размер: 20.25 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!
Бесплатные баннеры для сайта
Читать онлайн!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 1
Художественная культура XVII века
Смена духовных ориентиров

Слайд 2

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 2
Не токмо за изменение святых книг, Но и за мирскую правду… Подобает душа своя положить. Протопоп Аввакум

Слайд 3

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 3
"Бунташный век"
XVII век- самый противоречивый период истории. Он отмечен многочисленными бунтами, дворцовыми переворотами, годами Смуты и сменой царской династии. России приходилось бороться с внешними врагами (Польша, Швеция), с церковным расколом в самой Руси.
Аввакум
С.Разин

Слайд 4

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 4
Для него характерно начало осознания всем обществом и отдельной личностью своей важной роли в судьбах страны. Как и во многом другом, большую роль в этом сыграли события Смутного времени, войны и продвижение в бескрайние просторы Сибири. Эти эпохальные события, исключительно важные для судеб государства и народа, втянули в свой водоворот огромные массы людей и показали их мощь, вдохнули в них новые представления о “силе земли”, “земского начала”.
XVII век - начало нового периода в истории русской культуры

Слайд 5

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 5
«Старина и новизна перемешалися»: средневековый художественный канон был ещё устойчив, но новое светское начало уже вторглось в творчество иконописцев, писателей, зодчих.
В искусстве XVII в. переплелись самые разные тенденции
В это время началось сближение русской и европейской культур.
Икона Иоанн Богослов, 17 в.

Слайд 6

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 6
Многочисленные потрясения России в начале XVII в., ее вступление в эпоху Нового времени сказалось и на культуре, главной особенностью которой стал отход от церковной каноничности. Во всех областях культуры шла борьба между старыми церковными и новыми светскими формами, которые постепенно побеждали, что привело к дальнейшему усилению реалистических тенденций в искусстве. Новизна- светское восприятие мира, европейское мышление и образ жизни.
Борьба старого и нового

Слайд 7

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 7
Никон Худ.В Шилов
Святейший патриарх Никон (Минов Никита)
Рано лишившись матери и вытерпев много горя от злой мачехи, смышленый мальчик выучился грамоте, приобщился к дарам церковной благодати, возревновал об иноческом служении. Двенадцати лет от роду он тайно ушел в Троицкий Макарьев монастырь и восемь лет пробыл там послушником, готовясь принять монашеский постриг. За это время отрок хорошо изучил церковные службы, в монастырской библиотеке приобрел обширные познания, набрался духовного опыта, удивляя братию силой своего характера и строгостью жизни.

Слайд 8

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 8
Когда Никон был возведён на патриарший престол, он не пытался оградить Русь от чужестранных влияний, грозящих чистоте православной веры. Никон выступил ярым врагом своих обычаев и вызвал церковную реформу, чтобы устранить различия между русскими и греческими церковными обрядами.
Раскол церкви

Слайд 9

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 9
Многие из духовенства, купечества, стрельцов, крестьянства не приняли новую реформ. Дворяне поддержали Никона.
Василий Суриков «Утро стрелецкой казни»

Слайд 10

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 10
«Боярыня Морозова» Фрагмент картины

Слайд 11

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 11
« Культура России в ХVII веке»

Слайд 12

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 12
Русская наука в XVII в. испытывала подъем. Все большее значение приобретали естественные и точные дисциплины. Укреплялись связи с Западной Европой, откуда привозили книги по астрономии, медицине, географии.
Подъём русской науки
Карта мира, 17 век

Слайд 13

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 13
В XVII в. переход к товарному хозяйству, развитие внутренней и внешней торговли, усиление центральной власти и расширение границ страны привели к росту старых городов и возникновению новых на юге и востоке, к постройке гостиных дворов и административных зданий, каменных жилых домов бояр и купцов.
Рост городов
У Мясницких ворот Белого города в 17 веке. А. Васнецов.

Слайд 14

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 14
Каменные стены среднерусских монастырей в то же время теряли свои старые оборонительные устройства, становились более нарядными
Рост городов
Панорама Кирилло-Белозерского монастыря по описи 1601 года.

Слайд 15

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 15
Обучение грамоте. Круг чтения.
Во времена Ивана Грозного, его отца и сына грамотных можно было сыскать преимущественно среди лиц духовного или приказного сословия; в XVII в. их уже немало среди дворян и посадских людей. Даже среди крестьян, крепостных и холопов имелись грамотеи — старосты и целовальники, приказчики и писцы. Но, конечно, основная масса крестьян — люди неграмотные.

Слайд 16

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 16
В первой половине столетия многие городские воеводы из-за неграмотности шагу не могли ступить без дьяков и подьячих, своих подчиненных по воеводской избе — центру уездного управления. Во второй половине столетия на воеводствах сидели люди грамотные; это прежде всего представители думных и московских чинов. Среди уездных дворян грамотных было еще немного. Немало грамотных имелось на посадах. Занятия ремеслом и торговлей, разъезды по делам требовали знания письма и счета. Грамоте посадские и крестьяне учились у “мастеров”из священников и дьяков, дьячков и подьячих, прочих грамотных людей Учили прежде всего элементарной азбуке по печатным и рукописным азбуковникам.
Обучение грамоте. Круг чтения.

Слайд 17

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 17
За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов.
Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных.
Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.
Псалтырь, 17 век

Слайд 18

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 18
В 1634 г. был издан букварь В. Бурцева, и с тех пор, в течение всего столетия, его несколько раз переиздавали.
Первые учебники
Тогда же опубликовали грамматику Мелетия Смотрицкого, украинского ученого. В конце столетия напечатали букварь Кариона Истомина, монаха Чудова монастыря, а также практическое руководство для счета — таблицу умножения
Учебник Смотрицкого

Слайд 19

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 19
Расширение сферы торгово-ремесленной деятельности, рост аппарата власти складывавшегося абсолютизма, усиление внешнеполитических связей России, потребности обороны страны требовали увеличения числа образованных людей. Во второй половине ХVIIв. было создано несколько государственных школ.
Школы и академия
В 1685 г. существовала “школа для учения детям”в городе Боровске, около торговой площади. В Москве, на Никольской улице построили особое здание для школы. Открыли ее в 1665 г. при Спасском монастыре.

Слайд 20

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 20
Открыли в 1687 г. первое высшее учебное заведение. Давало программу образования не только церковного, но и общего. Здесь постигали “семена мудрости”из наук гражданских и церковных — весь школьный цикл от низших до высших классов, начиная с грамматики и кончая философией, этикой и богословием.
Славяно-греко-латинское училище, впоследствии названное академией.

Слайд 21

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 21
Русские славились как мастера обработки металла, литейного дела. Источники часто упоминают о “пищалях винтовальных” — нарезных ружьях, о пищалях с механизированным клиновидным затвором. В 1615 г. русский мастер изготовил первую пушку с винтовой нарезкой.
Научные знания
Книги давали начатки знаний по геометрии и геологии, физике и химии, баллистике и иным наукам. В травниках описывают свойства разных трав, дают рекомендации по лечению ими болезней. Знание астрономии было необходимо для хозяйственной деятельности, для суточного исчисления времени, определения дней переходящих церковных праздников. В России имели хождение рукописи астрономического характера, прежде всего переводы иностранных трудов.

Слайд 22

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 22
Хорошо в России отливали колокола, славился по всей стране их “малиновый звон”. Успешно и надежно владели русские мастера строительной техникой, возведением деревянных и каменных зданий, светских и церковных.

Слайд 23

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 23
Народный дух, нередко критический, здравый, реалистический подход к объяснению действительности прорываются все явственней в литературу.
Литература XVII века
Происходит ломка древнерусских жанров. Даже в церковные произведения (житие святых) проникают элементы жизненности, биографичности. За перо берутся не только монахи, но и бояре, дворяне, посадские люди.
Хожение Даниила,17 век.

Слайд 24

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 24
Фольклорный материал заполняет многочисленные рукописные сборники исторического, церковно-литургического содержания, сборники песен и “крюков”(крюковые ноты), пословиц и поговорок, сказок и преданий, заговоров и свадебных обрядов. Широкое хождение имеют сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении и полководце Скопине-Шуйском, о Ермаке Тимофеевиче, Азовском сидении и Стеньке Разине.
Фольклор

Слайд 25

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 25
Особенно хороши песни о Разине — народном заступнике: Ты взойди, взойди, красно солнышко, Обогрей ты нас, людей бедныих, Добрых молодцев, людей беглыих: Мы не воры, не разбойнички, Стеньки Разина мы работнички.
Фольклор
Гравюра неизвестного художника

Слайд 26

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 26
“Баснями соловья не кормят”, “Взялся за гуж, не говори, что не дюж”. “Аркан не таракан: хошь зубов нет, а шею ест” (об ордынской неволе), “Вот тебе, бабушка, и Юрьев день”(об отмене Юрьева дня).
Фольклор
Сборники пословиц и поговорок этого времени убеждают, что многие из них дожили до нашего времени.

Слайд 27

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 27
По-прежнему русские люди любили читать жития святых. Жития распространялись в тысячах списков. Составляются жития и в XVII в., появляются новые святые подвижники и их жития с описанием подвигов и чудес, с ними связанных. Создаются также жития-биографии не церковных, а гражданских лиц.
Жития святых
Преподобные Антоний и Феодосий Печерские
Н. Рерих Святой Сергий

Слайд 28

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 28
«Житие Аввакума» «Житие А.Невского»

Слайд 29

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 29
Современная старообрядческая икона изображает протопопа Аввакума (Аввакума Петровича Кондратьева), (1620(?)-1682), прославляемого в лике священномученика и исповедника.
Один из наиболее выдающихся русских писателей, противник реформ патриарха Никона XVII века, протопоп города Юрьевца-Поволожского. Ему приписывают 43 сочинения, в том числе «Житие», «Книга бесед», «Книга толкований», «Книга обличений» и др. Его считают родоначальником новой российской словесности, вольного образного слова, исповедальной прозы. Старообрядцы почитают Аввакума святым мучеником, написаны многие его иконы.
икона. Ирина Никольская

Слайд 30

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 30

Слайд 31

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 31
Протопоп Аввакум икона

Слайд 32

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 32
В литературе большое внимание уделялось человеку, его судьбе, передаче его сложного внутреннего мира.
Литература вместе с другими явлениями общественной, духовной жизни ярко отражает рост национального самосознания народа, идейные противоречия, противоборство разных социальных сил. События начала века подвигли взяться за перо князей и бояр, дворян и посадских людей, монахов и священников.
Псалтырь, 17 век.

Слайд 33

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 33
В это время ещё большее распространение получили исторические сочинения — летописные своды, повести, сказания и другие памятники предшествующих столетий. В XVII в. к ним прибавились многие новые летописи и хронографы, повести и сказания.
Историческая литература
Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в XVII в. появляются исторические сочинения нового типа, переходного от летописного жанра к своего рода монографическому или обобщающему.

Слайд 34

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 34
К первому типу можно отнести труд Сильвестра Медведева “Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192, в них же что содеяся во гражданстве”. Это — единый и подробный рассказ о конце правления царя Федора Алексеевича, Московском восстании 1682 г. и начале регентства Софьи Алексеевны. Изложение доведено до 1684 г. Летопись «Новый летописец» А. Лызлов «Скифская история»
Историческая литература
Иннокентий Гизель «Синопсис». В нём дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времен до той эпохи, когда жил и писал его автор. Позднее его переиздавали десятки раз, настолько он стал популярен как пособие для чтения.

Слайд 35

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 35
Авраамий Палицын в “Сказании” подробно повествует о “разбойничестве”первых лет нового века, восстании Болотникова, борьбе с самозванцами и интервентами. Другие авторы: дьяк И. Тимофеев во “Временнике”, И. М. Катырев-Ростовский, родовитый князь, многие известные и анонимные составители повестей и сказаний, слов и видений — взволнованно говорят о Смуте. В объяснении ее причин, наряду с божественным промыслом, указывают на замыслы и поступки людей, порицают их: одних — за нарушение справедливости (например, убийство царевича Дмитрия происками Годунова), других—за “безумное молчание”в связи с этим, третьих (“рабов” господских) — за непослушание и мятеж.
Исторические повести и сказания

Слайд 36

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 36
Участники похода Ермака составили “Казачье написание”. Инициативу похода они отводят самим казакам, а не Строгановым. Федор Порошин, беглый холоп, ставший подьячим Войска Донского, создает в 40-е гг. “Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков”. С её страниц встает эпопея героической борьбы донцов с турками в ходе взятия и защиты Азова.
Исторические повести и сказания
1647 год

Слайд 37

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 37
Это новый литературный жанр XVII века. В бытовых повестях происходит отход от средневековых представлений о "предопределенной" свыше человеческой судьбе. В них жизнь героя зависит во многом от его личных качеств, таких, например, как ловкость и деловитость. Таким образом, наблюдается поворот к освещению личной жизни людей, более того, возрастает интерес к внутреннему миру человека. Вместе с тем, в центре повествований уже не исторические литературные персонажи, а вымышленные, отсюда - создание чисто литературных образов. Бытовая повесть XVII в. обращается к судьбам людей разных социальных сред, прежде всего купечества и дворянства.
Бытовая реалистическая повесть

Слайд 38

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 38
Наиболее значительными произведениями являются "Повесть о Фроле Скобееве", "Повесть о Савве Грудцыне", "Повесть о Горе-Злочастии", "Повесть об Улиании Осорьиной".
Бытовая реалистическая повесть

Слайд 39

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 39
Бытовая реалистическая повесть
"Повесть о Савве Грудцыне"
Это сочинение начинается с рассказа об осаде русскими войсками г. Смоленска в 1632 г. Но неизвестный автор пишет не только военную повесть, но и повесть о частной жизни купеческого сына Саввы Грудцына. Он продал душу дьяволу из-за несчастной любви. Замужняя дама присушила его приворотным зельем, а потом отвергла. Вот и гуляет теперь Савва вместе с бесом по Руси, показывая чудеса храбрости в борьбе с поляками под Смоленском. Однако пришло время расплаты за грехи молодости, и вот теперь Савва, смертельно больной, измученный человек, кается и вымаливает у Богородицы прощение.

Слайд 40

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 40
«Когда началась Божественная Литургия, Савву положили на ковре вне церкви. А когда запели "Херувимскую", раздался голос, подобный грому:       - Савва! Встань, что ты медлишь?! Иди в церковь и будешь здоров. И больше не греши! Царь подивился милосердию Божию и свершившемуся чуду… .       Потом Савва раздал бедным свое имущество все, сколько у него было, а сам ушел в Чудов монастырь. Там он принял монашество и стал жить в посте и молитвах, беспрестанно молясь Господу о своем согрешении. В монастыре он прожил немало лет и отошел ко Господу во святые обители».
"Повесть о Савве Грудцыне"

Слайд 41

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 41
Другим новым жанром литературы XVII в. стали сатирические повести. Большинство из них - "Сказание о куре и лисице", "Калязинская челобитная", "Повесть о Карпе Сутулове", "Повесть о бражнике" - своим острием нацелены на быт и нравы церковников. Едко высмеиваются лицемерие и стяжательство духовенства, пьянство и распутство монахов. Объектом сатиры становится и неправый суд с его продажными судьями и беспринципными решениями. Из произведений этого жанра выделяются "Повесть о Шемякином суде" и "Повесть о Ерше Ершовиче".
Сатирические повести

Слайд 42

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 42
"Повесть о Шемякином суде"
Сатирические повести
Герой совершил три преступления: оторвал хвост у чужой кобылы, пришиб поповского сына, убил соседского отца, правда, произошло это по чистой случайности. И попал герой на суд неправедного Шемяки – известного взяточника.
Во второй части описано, как бедняк показывает неправедному судье Шемяке завернутый в платок камень, который судья принимает за посул — мешок с деньгами, за что и приговаривает богатому брату отдать лошадь бедняку, пока у нее не отрастет новый хвост, попу наказывает отдать попадью до тех пор, пока бедняк не “добудет ребенка”, а сыну убитого старика предлагает также броситься с моста на убийцу. Истцы предпочитают откупиться, чтобы не исполнять решений судьи. Шемяка же, узнав, что бедняк показывал ему камень, возблагодарил Бога: “Яко бы я не по нем судил, а он бы меня ушип”.

Слайд 43

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 43
Авторы сатирических повестей вышли из низших слоев приказной и духовной среды. Отсюда их просторечие, бытовые сцены, критический взгляд на явные противоречия социальной жизни. Таковы “Азбука о голом и небогатом человеке”, “Служба кабаку”, “Сказание о none Саве и великой его славе”. Мздоимство и жадность, пьянство и распущенность бичуются в этих повестях метко и остроумно, живым языком, с пословицами и скоморошьими прибаутками.
Сатирические повести
Мздоимство (устар.) - взяточничество

Слайд 44

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 44
«Повесть о бражнике како вниде в рай»
Сатирические повести

Слайд 45

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 45
Рождение поэзии XVII в.
Приметой новизны культуры «бунташного века» становится рождение поэзии. Стихами литература пыталась говорить и раньше, но это был сказовый стих, не имеющий рифмы. К поэзии было близко храмовое песнопение. С XVI в. стихами стали называть внебогослужебную духовную лирику. В ней звучат мотивы покаяния человека, мольба о прощении грешников. В XVII в. развиваются светские послания, акростихи, -эпистолии.

Слайд 46

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 46
С именем белорусского просветителя Симеона (Самуила) Полоцкого, приглашенного в 1661 году в Москву для обучения царских детей, связано возникновение силлабического стихосложения.
Рождение поэзии XVII в.
С. Полоцкий был милостиво принят и обласкан при дворе царя Алексея Михайловича, стал придворным поэтом.

Слайд 47

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 47
В 1678-1679 гг. появляются два сборника его стихотворений: "Вертоград многоцветный" и "Рифмологион". В творчестве С.Полоцкого воплотился так называемый «стиль барокко».
Стихи его хотя тяжеловесны, но помпезны и нарядны, в них звучат панегирические тона, идеализировавшие самодержавное правление. Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.
Панегирик - литературный жанр, представляющий собой речь, написанную по случаю чьей-либо смерти, затем речи приобретали официальный характер и стали служить предлогом для похвалы живым.

Слайд 48

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 48
Барокко в зодчестве
Храм Казанской иконы Божией Матери , XVII век.
Баро́кко - итал. barocco — «странный», «причудливый»

Слайд 49

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 49
Новоиерусалимский монастырь моск. обл. XVII век

Слайд 50

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 50
Церковь Рождества Богородицы в Путинках конец XVI в.

Слайд 51

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 51
Церковь Покрова Богородицы в филях москва 1690-1693
Гр Никитников церковь живитель Троицы в Никитниках Москва XVII век

Слайд 52

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 52
Рождение поэзии XVII в.
С. Полоцкий свой интеллект вложил в стихотворный перевод Псалтири. Он сделал библейские строки более удобными для пения.
Полоцкому удалось основать первую на Руси типографию. Здесь была издана «Псалтирь рифмотворная» «Повесть о Варлааме и Иосафе» - популярный памятник литературы XVIIв. Благо есть книги святые читати, И полезная оних собирати, Та бо Богови наставляют, Добродетелем удобь научают. (Из наставлений читателю «Повести о Варлааме…»)

Слайд 53

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 53
За вторую половину столетия Печатный двор напечатал 300 тысяч букварей, 150 тысяч учебных Псалтирей и Часословов. Бывало, за несколько дней раскупались тысячные тиражи таких пособий. Однако многие продолжали учиться по рукописным азбукам, прописям и арифметикам. Значительно расширился круг чтения. От XVII столетия сохранилось много книг, печатных и особенно рукописных. Среди них и церковные и светские: летописи и хронографы, повести и сказания, сборники литургического, исторического, литературного, географического, астрономического, медицинского и иного содержания.
Карион Истомин. Букварь. Москва. 1694 г.
Печатание книг

Слайд 54

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 54
В литературе XVII в. появляются новые черты: демократический писатель и читатель, внимание к личности героев, их душевным переживаниям.
Литература XVII века
Рождаются новые жанры — светская повесть, драма, стихи с их бытовыми, сатирическими, любовными мотивами. Но все эти черты означают лишь первые шаги нового. В основном литература продолжает старые традиции; она по-прежнему в основном анонимна.

Слайд 55

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 55
Большой популярностью в народе, как и прежде, пользовались представления скоморохов - бродячих артистов. Скоромошьи "игрища" продолжали во многом еще языческие традиции, хотя в них часто звучало социальное обличение.
Театр в XVII веке
Против них власти боролись. В 1648 г. царская грамота запретила эти "позорища" (зрелища), "хари" (маски) и "бесовские гудебные сосуды" предписывалось ломать и жечь. За ослушание ведено было бить батогами.
Медведь с козой забавляются. Медвежья потеха. Лубочная картина.

Слайд 56

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 56
Однако по-прежнему находились люди, которые "приказывают медведчикам и скоморохам на улицах, торжищах и распутиях сатанинские игры творить, в бубны реветь, в ладоши бить и плясать".
А. Васнецов Медведчики.
Театр Петрушки, 17 век.

Слайд 57

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 57
В XVII в. на Руси новый, профессиональный театр возник при дворе, и он должен был противостоять скоморошьему лицедейству, народному театру Петрушки. Вместо народных сцен показывали пьесы на библейские, историко-героические темы; вместо народного языка, подчас резкого, грубоватого и фривольного,— напыщенный, тяжеловесный язык.
Придворный театр в XVII веке
Царь Алексей Михайлович по инициативе боярина А. С. Матвеева поручил в 1672 г. организацию театра Иоганну Готфриду Грегори, пастеру лютеранской церкви из Немецкой слободы в Москве. Он набрал труппу из 60 иноземцев, вскоре начали играть на немецком и русском языках пьесы на библейские темы.

Слайд 58

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 58
Первоначально труппа театра набиралась из жителей Немецкой слободы, в последующее время появляются русские актеры - из мещан и подьячих. Все роли исполняли мужчины. Разыгрывались в основном пьесы на легендарно-исторические ("Артаксерксово действо") и библейские ("Юдифь") сюжеты. Появляются и светские "комедии": "Комедия о Тамерлане и Баязете", "Комедия о Бахусе с Венусом". Ставились также балетные спектакли. Зрителями были только царь, вельможи и приближённые. После смерти Алексея Михайловича театр прекратил свое существование.
Профессиональный театр в XVII веке
И. Грегори

Слайд 59

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 59
Театр при Алексее Михайловиче
Алексей Михайлович становится весьма частым, по тому времени посетителем театральных представлений.

Слайд 60

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 60
Старое и новое, духовное и светское тесно сплелось в художественной культуре «бунташного века».
А.М. Васнецов Расцвет Кремля в конце 17 века

Слайд 61

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 61
В ХVII в. русская культура сделала большой шаг вперёд. В ней отчётливо проявились новые веяния.
А. Васнецов Книжные лавочки на Спасском мосту в XVII в.

Слайд 62

Художественная культура XVII века - Смена духовных ориентиров, слайд 62
Они создали предпосылки того перелома в русской культуре, который совершился в начале ХVIII в. в результате преобразовательной деятельности Петра.

^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.

Закрыть (X)