Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Александр Степанович Грин
1880 - 1932
Александр Степанович Гриневский
(Грин – его литературный псевдоним) родился 23 августа 1880 года в Слободском, уездном городке Вятской губернии.
А в городе Вятке прошли годы детства и юности будущего писателя.
Слайд 2
Первое слово, которое первенец Саша Гриневский сложил из букв, сидя на коленях у отца, было слово «море»... Саша был сыном участника польского восстания 1863 года, сосланного в провинциальную Вятку. Бухгалтер земской больницы, отец едва перебивался – без радости, надежды и мечты.
Его жена, измождённая и больная, утешалась мурлыканьем песен – в основном скабрезных или воровских. Так и умерла тридцати семи лет… Вдовец, Стефан Гриневский, остался с четырьмя полусиротами на руках: у 13-летнего Саши (самого старшего) тогда были брат и две сестры.
…С чем повезло семье польского ссыльного, так это с книгами. В 1888 году погиб на службе подполковник Гриневский, Сашин дядя. С похорон привезли наследство: три больших сундука, набитых томами. Они были на польском, французском и русском языках.
Тогда-то восьмилетний Александр впервые ушел от реальности – в притягательный мир Жюля Верна и Майна Рида. Эта вымышленная жизнь оказалась куда интересней: бескрайний морской простор, непролазные чащи джунглей, справедливая сила героев навсегда покорили мальчишку. Возвращаться к действительности совсем не хотелось...
Слайд 3
Когда Саше исполнилось девять, отец купил ему ружье – старое, шомпольное, за рубль. Подарок отрешил подростка от еды, питья и на целые дни увёл в лес. Но не только добыча влекла паренька. Он полюбил шёпот деревьев, запах травы, сумрак зарослей. Здесь никто не сбивал с мысли, не портил грез.
В тот же год недоросля отдали в Вятское земское реальное училище. Овладевать знаниями – дело трудное и неровное. Отличными успехами отмечались закон Божий с историей, пятёркой с плюсом – география. Арифметику самозабвенно решал отец-счетовод. Зато по остальным предметам в журнале маячили двойки да колы...
Так и проучился несколько лет, пока не выгнали. Из-за поведения: дернул черт рифмы плести, ну и сварганил стишок о любимых учителях. За вирши и поплатился...
Потом было городское четырёхлетнее училище, в предпоследний класс которого Александра устроил отец. Здесь новый ученик выглядел одиноким энциклопедистом, но со временем опять дважды оказался исключаем – за хорошие за всякие дела...
Последние месяцы Гриневский отучился старательно: узнал, что аттестат об окончании заведения открывает дорогу в мореходные классы.
Слайд 4
Наконец – вот она, дорога в большой, манящий, неизвестный мир! За плечами – шестнадцать лет, в кармане – 25 рублей.
Одесса потрясла юного жителя Вятки: улицы, засаженные акациями, или робиниями, купались в солнечном свете. Увитые зеленью кофейни на террасах и комиссионные магазины с экзотическими товарами теснили друг друга. Внизу шумел порт, напичканный мачтами настоящих кораблей. И за всей этой суетой величаво дышало море. Оно разъединяло и соединяло земли, страны, людей.
Через два месяца, наконец, повезло: Александра взяли юнгой на пароход «Платон». Восемь с половиной рублей за ученичество телеграфом выслал отец. Наука началась от азов: бывалые матросы посоветовали глотать якорную грязь – спасает при морской болезни. Юнга с готовностью повиновался всем, но... Так и не научился вязать узлы, свивать лини, сигналить флажками. Даже «отбивать склянки» не получалось – из-за отсутствия резкого двойного удара в обе стороны колокола-рынды.
Слайд 5
...Ранней весной ему повезло: взяли матросом на корабль «Цесаревич», принадлежащий Русскому обществу пароходства и торговли. Рейс в Александрию оказался единственным заграничным в его жизни.
Жизненная палитра Грина изобиловала мрачными красками. После Одессы он вернулся на родину, в Вятку – опять к случайным заработкам. Но жизнь упорно скупилась на место и занятие для горемыки...
Слайд 6
Искатель чудесного, бредящий морем и парусами, попадает в 213-й Оровайский резервный пехотный батальон, где царили самые жестокие нравы, впоследствии описанные Грином в рассказах «Заслуга рядового Пантелеева» и «История одного убийства».
Через четыре месяца «рядовой Александр Степанович Гриневский» бежит из батальона, несколько дней скрывается в лесу, но его ловят и приговаривают к трёхнедельному строгому аресту «на хлебе и воде».
Грина тянуло на волю, и его романтическое воображение пленила сама жизнь «нелегального», полная тайн и опасностей.
Слайд 7
Пензенские эсеры помогли ему бежать из батальона вторично, снабдили фальшивым паспортом и переправили в Киев. Оттуда он перебрался в Одессу, а затем в Севастополь. Вторичный побег, да еще отягченный связью с эсерами, стоил Гриневскому двухлетнего тюремного срока.
А неудачная
третья
попытка оставить
неволю закончилась бессрочной
сибирской ссылкой...
Слайд 8
«Я был матросом, грузчиком, актёром, переписывал роли для театра, работал на золотых приисках, на доменном заводе, на торфяных болотах, на рыбных промыслах; был дровосеком, босяком, писцом в канцелярии, охотником, революционером, ссыльным, матросом на барже, солдатом, землекопом…»
Долго и болезненно Александр Степанович искал себя как писателя... Он начинал свой литературный путь как «бытовик», как автор рассказов, темы и сюжеты которых он брал непосредственно из окружающей его действительности. Его переполняли жизненные впечатления, вдосталь накопленные в годы странствий по белу свету...
Слайд 9
Выкристаллизовался и псевдоним автора: А. С. Грин. (Сперва были – А. Степанов, Александров и Гриневич – литературный псевдоним был необходим писателю. Появись в печати подлинная фамилия, его сразу же водворили бы в места не столь отдалённые).
С особой любовью вспоминал Грин об уральском богатыре-лесорубе Илье, который обучал его премудростям валки леса, а зимними вечерами заставлял рассказывать сказки. Жили они вдвоём в бревенчатой хижине под старым кедром. Кругом дремучая чащоба, непроходимый снег, волчий вой, ветер гудит в трубе печурки... За две недели Грин исчерпал весь свой богатый запас сказок Перро, братьев Гримм, Андерсена, Афанасьева и принялся импровизировать, сочинять сказки сам, воодушевляясь восхищением своей «постоянной аудитории». И, кто знает, может быть, там, в лесной хижине, под вековым кедром, у веселого огня печурки и родился писатель Грин...
В 1907 году вышла в свет его первая книга – «Шапка-невидимка». В 1909-м напечатали «Остров Рено». Потом были другие работы – более чем в ста периодических изданиях...
Слайд 10
В послереволюционном Петрограде М. Горький выхлопотал писателю-нелегалу комнату в Доме искусств и академический паек...
И Грин был теперь не один: он нашёл подругу, верную и преданную до конца, как в его книгах.
Слайд 11
Ей он посвятил
бессмертную феерию
«Алые паруса» –
книгу, утверждающую силу любви, человеческого духа, «просвеченная насквозь,
как утренним солнцем», любовью к жизни,
к душевной юности и верой
в то, что человек в порыве
к счастью способен своими руками творить чудеса...
Слайд 12
Самое знаменитое произведение Александра Грина «АЛЫЕ ПАРУСА» было написано им в 1920 году.
Грин определил жанр своей удивительной повести – «ФЕЕРИЯ».
Слайд 13
В 1924 году
Грин и его жена Нина Николаевна переехали из Петрограда в Феодосию
...Он всегда мечтал жить в городе у тёплого моря. Здесь прошли самые спокойные и счастливые годы его жизни, здесь были написаны романы «Золотая цепь» (1925) и «Бегущая по волнам» (1926).
Слайд 14
Грин был не только великолепным пейзажистом и мастером сюжета, но и еще очень тонким психологом. Он писал о неизученности и могуществе природы, о самопожертвовании, мужестве – героических чертах, заложенных в самых обыкновенных людях.
Очень немногие писатели так чисто, бережно и взволнованно писали о любви к женщине, как это делал Грин.
Слайд 15
Крымский период творчества Грина стал как бы «болдинской осенью» писателя, в эту пору он создал, вероятно, не менее половины всего им написанного.
Писатель скончался 8 июля 1932 года в Старом Крыму.
Слайд 16
2. Пересказ близко к тексту следующих эпизодов:
- Встречи юных героев
- Эпизод, когда Грэй надевает Ассоль кольцо на мизинец.
- Артур Грэй закупает ткань для алых парусов.
Домашнее задание:
1. Прочитать повесть «Алые паруса».
3. Прочитать стихотворения:
- Сергея Наровчатова «Алые паруса»;
- Натальи Варлей «Ассоль».
4. Индивидуальное задание. Подготовить сообщение:
- Что это за жанр феерия?