Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
РЕЧЬ
устная
письменная
звуки
буквы
Слайд 2
Какие науки изучают звуки и буквы?
Фонетика (от греч. phone`— голос, звук)
Графика (от греч. grapho — пишу)
Орфография
[от греч. orthos – правильный
и grapho – пишу].
Слайд 3
Задумайся!!!
Один ученик удивлялся: «Говорят, что букв – 33: 21 согласная и 10 гласных, но это же в сумме 31. Как же так?»
Слайд 4
Объясните, можно ли приведённые предложения считать текстом? Почему?
1. В субботу мы с папой ходили в цирк. Какая там красота! Раздались звуки музыки. На арену вышли слоны. Они кружились под музыку. Потом выступала маленькая собачка. Она прыгала через колесо. Больше всего мне понравились клоуны.
2. Восьмое марта - праздник мам. Бусы красные висят, из кустов на нас глядят. Тихо и спокойно в лесу. В зоопарк привезли маленького тигра. Ласкается кот, выгибается, хвостом виляет.
Слайд 5
Определи тип речи.
Он уже приготовил из тонких сухих прутиков маленький шалашик, положил внутри него клочок газеты и теперь обкладывал это сооружение сухими сучками потолще. Потом он поднёс спичку к бумаге, и огонь сразу же охватил крупные сучья.
Слайд 6
Определи тип речи.
«Люди хотят быть счастливыми – это их естественная потребность. Но где кроется самая сердцевина счастья? Кроется ли она в удобной квартире, хорошей еде, нарядной одежде? И да и нет…»
В.С.Розов
Слайд 7
Определи тип речи.
Пеликан поспешно вылез на берег и приковылял к нашему привалу. Тут он увидел рыбу, разинул клюв, щёлкнул им с деревянным стуком, крикнул «уэк» и начал отчаянно бить крыльями и притоптывать утиной лапой.
(По К.Паустовскому)
Слайд 8
Определи тип речи
Есть у меня кот – серый в чёрных пятнышках, как в бусинках. Зовут его Василий Васильевич. Толстый кот. Уши у него круглые. На каждой лапе по пяти кривых когтей. Да зубы как иголки острые.
Слайд 9
Определить количество букв и звуков в словах и заполнить таблицу
ЗВУКИ=БУКВЫ
БУКВ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ЗВУКОВ
Гусь, утка, лебедь, рожь, овёс, ромашка, пион, тополь, клён, сирень
Объясните, почему в некоторых словах не совпадает количество звуков и букв?
Слайд 10
Прочитайте вслух. Какие особенности их произношения переданы с помощью транскрипции. Перепишите слова, вместо звуков напишите буквы.
М[а]ро[с], гер[п], [з`]делать, [а]кно,
к[а]са`, д[а]ма`, уча[с`н]ик, скв[а]ре[ш]ник
Слайд 11
Перепишите слова в тетрадь и укажите с помощью транскрипции, какие звуки произносятся на месте подчёркнутых букв.
ОБРАЗЕЦ: город – горо[т]; расти – р [а] сти
Сапог, чиж, дорога, груз,
мёд, рукав, сказка, мышь,
стог, дуб, сарай.