Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Ι. Подготовка к выведению нового правила.
Вставьте пропущенные буквы, объясните написание (выделите орфограмму).
Поражаться смелост…, думать о жизн…, мысли о Родин…, направиться к станци…, лечиться в санатори…, идти по лестниц…, любоваться природ…, отвечать по математик…, побывал в Япони…, славиться мужественным геро…, увидеть на обрыв…, норки суслик….
Слайд 2
Проверь себя!
поражаться смелост
и
(3скл., Д.п.)
думать о жизн
и
(3скл., П.п.)
мысли о Родин
е
(1скл., П.п.)
направиться к станци
═
и
(на -ия, Д.п.)
лечиться в санатори
═
и
(на -ий, П.п.)
идти по лестниц
е
(1скл., Д.п.)
любоваться природ
ой
( 1 скл.,Т.п.)
отвечать по математик
е
(1скл., Д.п.)
Слайд 3
побывал в Япони
═
и
(на -ия, П.п.)
славиться мужественным геро
ем
(2 скл.,Т.п.)
увидеть на обрыв
е
(2скл., П.п.)
норки суслик
ов
(мн.ч., Р.п.)
Слайд 4
2.
А.) Запишите звуки, которые обозначают буквы перед Е, Ё, Ю, Я, И в следующих словах:
мёд, слёт, мягкий, тянутся, тюк, трюфель, лето, лес, лиса, тихий.
Как влияют буквы Е, Ё, Ю, Я, И на предшествующие согласные?
Слайд 5
Б.)Что общего во всех этих словах?
Запишите звуки, которые обозначают буквы перед Е, Ё, Ю, Я, И, О, А, Ы в следующих словах:
шёпот, шорох, жёлтый, жор, чёлка, чокаться, щётка, чаща, жизнь, широкий, чудеса, щуриться, цирк, цыплёнок, целый.
В чем особенность употребления букв Е, Ё, Ю, Я, И после шипящих и Ц?
Слайд 6
3. Что такое варианты морфем? Докажите,
что данные ниже пары слов имеют не
разные окончания, а варианты одного и того
же окончания.
плечо - пастбище
овцой – спицей
чижом – сторожем
мудрецов – пальцев - вещей
Слайд 7
плеч - пастбищ (2скл.,ср.р.,ед.ч.,Им.п.)
овц – спиц (1 скл, ж.р.,ед.ч.,Т.п.)
чиж – сторож (2 скл., м.р.,ед.ч., Т.п.)
мудрец – пальц - вещ (мн.ч., Р.п.)
Проверь себя!
е
о
ой
ей
ом
ем
ов
ев
ей
Слайд 8
ΙΙ. Прочитай слова:
храбрецом, солнцем, ключом, плечо, зайцев,
молодцом, пастбище, овцой, чижом, спицей,
сторожем, плащом, мудрецов, встречей,
товарищем, пальцев, вещей, шалашом, тучей,
врачом, чертежей.
Что общего у этих слов?
Слайд 9
Проблема.
Какая трудность может возникнуть при
написании окончаний существительных
после шипящих и Ц? Почему?
Слайд 10
Распределите слова на две колонки:
С буквой О после шипящих и Ц в
окончаниях существительных.
2. С буквой Е после шипящих и Ц в
окончаниях существительных.
О Е
Слайд 11
Распределите слова на две колонки:
С ударным окончанием.
С безударным окончанием
'
Слайд 12
Сравни две таблицы.
Можно ли в данном случае применить правило правописания О-Ё после шипящих в корне слова? Почему?
Попробуйте сформулировать
собственное правило!
Слайд 13
Запомни!
В окончаниях существительных
после шипящих и Ц под ударением
пишется та буква, которая «слышится»;
без ударения пишется Е.
Слайд 14
Сравни полученное правило с тем, которое предлагает учебник.
В чем разница? Какое правило имеет преимущества?
Слайд 15
Поздравляем молодых
ученых
с научным открытием!