Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Наклонения глаголов «Глагол является основой языка.-Найти верный глагол для фразы-это значит дать движение фразе» А.Н.Толстой
Слайд 2
Цели урока:
ознакомить учащихся с наклонениями глагола;
формировать умение различать наклонения;
правильно употреблять
в речи глаголы разных наклонений.
Слайд 3
Наклонения глаголы:
Изъявительное
Условное
Повелительное
Слайд 4
Наблюдал я вчера картину.
Около большой дождевой лужи сидели несколько воробьёв, грелись на солнышке. Временами залезали в лужу, купались, плескались, потом сушили пёрышки на солнце. Но вот проходивший мимо мальчик бросил на асфальт кусочек булки. Воробьи тут же забыли про купание и стали драться из-за этого кусочка. Такой шум подняли!
Слайд 5
Глаголы, обозначающие действия,
которые происходили, происходят
или будут происходить
на самом деле, - это глаголы
в изъявительном наклонении.
Слайд 6
«Кабы я была царица,-
Говорит одна девица,-
То на весь крещёный мир
Приготовила б я пир».
«Кабы я была царица,-
Говорит её сестрица,-
То на весь бы мир одна
Наткала я полотна».
«Кабы я была царица,-
Третья молвила девица,-
Я б для батюшки царя
Родила богатыря».
Слайд 7
Если был бы я девчонкой,
Я бы время не терял!
Я б на улице не прыгал,
Я б рубашку постирал.
Я бы вымыл
в кухне пол,
Сам бы в комнате подмёл,
Перемыл бы чашки-ложки,
Сам начистил бы картошки,
Все свои игрушки сам
Я б расставил по местам!
Отчего я не девчонка?
Я бы маме так помог!
Мама сразу бы сказала:
«Молодчина ты, сынок!»
Слайд 8
Условное наклонение (сослагательное наклонение) обозначает действия, которые желательны или возможны при определённых условиях.
Глаголы в условном наклонении отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЛ(А) БЫ? ЧТО СДЕЛАЛ(А) БЫ?
Образуется оно так:
Глагол в прош. вр.+частица БЫ(Б)
Сказал бы, помог бы
Слайд 9
Берегите друг друга,
Добротой
согревайте,
Берегите друг друга,
Обижать
не давайте!
Берегите друг друга,
Суету позабудьте,
И в минуту досуга
С другом
рядом побудьте!
О. Высотская.
Слайд 10
Глаголы в повелительном наклонении
обозначают такие действия, которые кто-то
приказывает или просит выполнить.
Они отвечают на вопросы ЧТО ДЕЛАЙ(ТЕ)?
ЧТО СДЕЛАЙ(ТЕ)?
Берегите, приходи, выучи, садитесь.
Слайд 11
Смысловые оттенки предложений с глаголами в повелительном наклонении:
Принеси, пожалуйста, тетрадь
Быстро принеси тетрадь!
Принеси-ка тетрадь.
Не мог бы ты принести тетрадь?
- Просьба
- Приказ, требование
- Просьба с оттенком
дружеского пожелания
- Вежливая просьба
Слайд 12
В. Шефнер.
Миг.
Не привыкайте к чудесам,-
Дивитесь им, дивитесь!
Не привыкайте к небесам,-
Глазами к ним тянитесь!
Приглядывайтесь к облакам,
Прислушивайтесь к родникам,-
Ничто не повторится.
За мигом миг, за шагом шаг
Впадайте в изумленье.
Всё будет так – и всё не так
Через одно мгновенье.
Слайд 13
В лесу вы обычно говорите сами с собой, или
поёте, или даже кричите, но вас никто не
слышит.
(Что делаете?) – глагол ………… накл.
За столом говорите тихо, вежливо,
не перебивайте собеседника.
(Что делайте?) – глагол ………….накл.
Вывод: форма говорите одинакова и для
наст. вр. изъявительного наклонения, и для
повелительного наклонения.
Слайд 14
Занимательная задача. В каком наклонении употреблены подчёркнутые глаголы в стихотворении С. Маршака?
Был сынок у маменьки –
Медвежонок маленький.
Мать за ним ухаживай,
Мучайся с сынком,
Мой его, приглаживай
Шёрстку языком.