Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 3
Три девицы под окном Пряли поздно вечерком. «Кабы я была царица, — Говорит одна девица, — То на весь крещеный мир Приготовила б я пир». «Кабы я была царица, — Говорит ее сестрица, — То на весь бы мир одна Наткала я полотна». «Кабы я была царица, — Третья молвила сестрица, — Я б для батюшки-царя Родила богатыря».
Найдите имена
числительные.
Слайд 4
В свете есть иное диво: Море вздуется бурливо, Закипит, подымет вой, Хлынет на берег пустой, Разольется в шумном беге, И очутятся на бреге, В чешуе, как жар горя, Тридцать три богатыря, Все красавцы удалые, Великаны молодые, Все равны, как на подбор, С ними дядька Черномор.
Слайд 5
Вставьте пропущенные буквы. Найдите родственные слова.
Б…леть, г…стить, б…льшой,
б…льной, г…далка, гл…зок,
б…льшущий, заб…лел,
г…стиница, гл…зной,
г…дание.
Слайд 6
Собрались у воды родственники. Подводник с Водицей беседуют. Водолаз с Водопадом на солнышке греются. Водитель на гармошке наигрывает. Водомерка с Водорослями разыгралась. Водичка по камушкам на одной ножке скачет. Даже сам Водяной пожаловал. И все старуху Воду ждут.
Вышла мудрая Вода на крыльцо, глянула на гостей, сразу чужака приметила. Велела ему прочь идти, в свою семью.
Внимательно прочитайте текст «Чужак». Найдите чужака.
Кто же оказался чужаком среди родственников Воды?
Слайд 16
Подумайте, как получились такие слова.
грибник
космонавт
тракторист
сосняк
субботник
Слайд 17
Найдите лишние слова.
Лёд, ледок, ледяной, ледник,
сосулька, след.
Лес, лесной, лесочек, лесник,
лестница, лесистый.
Вода, водичка, водит, водный,
жидкость, водопад.
Слайд 18
Родня ли Гусеница Гусю?
– Вы кто такие? – Я гусь, это гусыня, это наши гусята – А ты кто? – А я ваша тетка – гусеница. Есть ли в этом рассказе “родственники”? Петя выписал: гусь, гусыня, гусята, гусеница
(личинка бабочки) Алеша сказал, что гусеница – не родственное слово. А Петя возразил: – Ведь гусеница сама сказала, что она родственница, значит, родственное слово.
– Вы согласны с Петей? Почему?
Слайд 19
______– ягоды, плоды, сваренные в сахаре. ______– горячее жидкое кушанье. ______ – маленький варёный пирожок. ______– мастер по приготовлению пищи. ______ – большая ложка для
разливания жидкой пищи.
Прочитайте однокоренные слова. Напишите их в порядке указанных значений.
Повар, вареник, поварешка, варево, варенье.
Слайд 22
Бывает частенько, что слово одно, Но служит по-разному людям оно. Примеры тут можно найти без труда. Возьмём хоть короткое слово «Вода». Вот был я мальчишкой,
да детство ушло. С тех пор уже много воды утекло.
Найдите фразеологизмы в стихотворении.
Слайд 23
Случалось, что в школе я
правил не знал, Молчал при опросе: воды в рот набрал. Зато болтуну мы заметить не прочь: – Не хватит ли воду в ступе толочь!
Слайд 24
Не прочь и другому сказать невзначай: Довольно лить воду! Ты дело давай! О смелом мы в праве сказать наперёд: Такой сквозь огонь и
сквозь воду пройдёт! А гуси и утки – сухие всегда. Заметили люди: как с гуся вода!
Слайд 25
Лентяй отдыхает, а время идёт, – Под камень лежачий вода не течёт. Лгунишка наврёт,
не поймёшь для чего, – На чистую воду выводят его.
Слайд 26
Работать впустую?.. Что скажут
потом? Не дело, мол, воду носить решетом. Стихи говорим, не жалея труда, Что б вы не сказали:
«В стихах-то – ВОДА!»
Слайд 27
У слова есть корни. И есть родня. Оно не подкидыш под сирым кустом. Когда я слышу: “Защити меня!” – Это значит: “Укрой меня за щитом!” Вслушайся! Вникни! Не позабудь: У слова свой норов. Своё нутро. И если в эту проникнешь суть – Слово тебе сотворит добро.
Какие слова называются однокоренными?
Как пишутся корни в однокоренных словах?
Оцени свою работу на уроке.