Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Биогеоценозы. Экосистемы.
Строение и свойства.
Слайд 2
Термины.
Биоценоз-сложная природная система, комплекс совместно живущих и связанных друг с другом видов («bios»-жизнь, «koinos»-общий). Надорганизменный уровень организации жизни. Биоценоз моховой кочки, разрушающегося пня, луга, болота, леса.
Биотоп-(topos-место) место, занимаемое природным биоценозом.
Биогеоценоз= биоценоз +биотоп.
Экосистема –совокупность организмов и неорганических компонентов, в которой может поддерживаться круговорот вещества.
Средообразователи (эдификаторы)-виды, которые в наибольшей мере влияют на условия жизни в сообществе. Ель в еловом лесу, мхи на болоте, дождевые черви и бактерии в почве.
Слайд 3
Термины.
Цепь питания-последовательный ряд питающихся друг другом организмов в котором можно проследить расходование первоначальной порции энергии.
Сети питания – переплетение пищевых цепей.
Трофический уровень- каждое звено цепи питания.
Экологическая ниша-это свойство вида, отражающее его роль и местоположение в системе многочисленных биоценотических связей.
Ярусность-закономерное распределение видов в пространстве.
Первичная продукция- продукция растений. Биомасса- масса тела живых организмов.
Слайд 6
Основные группы организмов в сообществе.
Слайд 7
Необходимые компоненты экосистемы.
Слайд 8
Цепь выедания и цепь разложения.
Слайд 9
Сеть питания на примере животных тундры.
Слайд 10
Пирамида продукции и поток энергии в экосистемах.
Слайд 11
Задания.
Заполни таблицы :
Цепь питания Характеризующие признаки
Цепь выедания (пастбищная)
Цепь разложения (детритная)
Названия группы Примеры живых организмов
Продуценты
Первичные консументы
Вторичные консументы
Редуценты
Слайд 12
Вопросы.
1.Как соотносятся между собой понятия «биоценоз», «экосистема» и «биогеоценоз»?
2.Какое значение в сообществах имеет способность большинства животных питаться растениями и животными нескольких видов?
3.Сравните сеть и цепь питания.Выявите их сходство и различие, сделайте вывод.
4.Охарактеризуйте значение ярусного расположения для жизнедеятельности растений и животных в биогеоценозах.
5.Какова роль экологических ниш в экосистеме?Охарактеризуйте экологические ниши папоротника, лесной мыши, пчелы, гриба-подберезовика.
6.Почему человек разводит в основном растительноядных животных?
7.Почему пищевые цепи обычно включают не более 3-5 звеньев?
8.Почему биосферу называют глобальной экосистемой?
9.Роль продуцентов, консументов, редуцентов в круговороте веществ.
Слайд 13
Экологическая задача.
Фермер собрал урожай зерна. Через месяц у него в амбаре сильно расплодились мыши и он решил истребить их, посадив в амбар кошку.
Фермер дважды взвешивал кошку: перед посадкой в амбар она весила 3600грамм, а после недельной охоты за мышами кошка весила уже 3705 грамм.
После чего фермер произвел расчёт и узнал, сколько примерно кошка съела мышей, и сколько эти мыши успели съесть зерна. Воспроизведите ход решения этой задачи. Будем считать, что мыши выросли на зерне этого амбара и масса одной мыши 15 грамм.
Слайд 14
Дополнительная информация.
Название «биоценоз» ввел в науку немецкий ученый Карл Мебиус в 1877г.
Учение о биогеоценозе и сам термин создал российский ученый-ботаник, академик Владимир Николаевич Сукачёв.
Учение о биосфере создал В.И. Вернадский.
Понятие «экосистема» ввёл в науку английский ботаник А. Тесли.