Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Игорь Эммануилович Грабарь
Слайд 2
Грабарь Игорь Эммануилович (25 марта 1871 — 16 мая 1960) — русский советский художник,
искусствовед, просветитель, музейный деятель.
Грабарь Игорь Эммануилович
Слайд 3
Родился в семье Эммануила Ивановича Грабаря, галицко-русского общественного деятеля, депутата австрийского парламента, в Будапеште.
Грабарь Эммануил Иванович
Слайд 4
В 1876 году семья переехала в Российскую империю.
С 1882 по 1889 Игорь Грабарь учился в Москве в лицее цесаревича Николая (лицей М. Н. Каткова), затем — на юридическом факультете Санкт-Петербургского университета, который окончил в 1893 году.
Игорь предпочёл карьеру художника и в 1894 году поступил в петербургскую Академию Художеств, где его руководителем некоторое время был Илья Репин.
Слайд 5
Лето 1895 года во время каникул, Грабарь путешествует по Европе, посещает Берлин, Париж, Венецию, Флоренцию, Рим, Неаполь. Его настолько восхищают творения величайших художников эпохи Возрождения, что он решает путешествовать дальше и просвещать себя.
Слайд 6
Вернувшись в 1901 году в Россию, художник был вновь потрясен красотой русской природы. Его восхищение Россией после долгой разлуки выразилось в картинах: «Белая зима», «Мартовский снег», «Февральская лазурь» и многих других.
Белая зима
Февральская лазурь
Мартовский снег
Слайд 7
Белая зима
«В деревне Шестове, — рассказывал художник, — верстах в двух от усадьбы, я заметил красивые плакучие берёзы, усеянные шапками грачиных гнезд. Мне давно хотелось написать такую березу в зимний серебристый день, без солнца. Я взял старую избенку, со срубом цвета оксидированного серебра, занесенную снегом, а рядом с нею берёзу. Хотелось передать эффект белого снега на белом небе, с белой березой. Эта белизна, без белильности, кажется, удалась... »
Грабаревское «кажется, удалась» подтвердили Валентин Серов, мнение которого наш герой особенно ценил. «Трудная задача, а вышла у вас, — сказал он ему, увидев «Белую зиму» на выставке. — Зима — действительно белая, а белил не чувствуешь».
Впечатления «белильности без белил» в «Белой зиме» Грабарю удалось достигнуть, по его собственному признанию, «способом не смешения красок на палитре, а смешения их на холсте».
Слайд 8
Мартовский снег
Пейзаж «Мартовский снег» был написан в деревне Чурилково, неподалеку от имения Дугино. Грабарь, как и Левитан в картине «Март», пишет снег на первом плане. Все пространство холста «покрывает» снегом, «разрезая» снежное поле фигурой деревенской женщины с коромыслом. Грабарь движением женской фигуры подчеркивает сиюминутность изображённого мотива. В живописи этой фигуры он собирает все цвета, использованные в палитре произведения, концентрируя силу их звучания на тон темнее. Поэтому, несмотря на уплощенное, словно приподнятое пространство (мы не видим линии горизонта), фигура живет и свободно движется в пространстве.
Слайд 9
Писал свою "Февральскую лазурь" И. Грабарь зимой-весной 1904 года, когда гостил у друзей в Подмосковье. Во время одной из своих обычных утренних прогулок он был поражен праздником пробуждающейся весны, и впоследствии, будучи уже маститым художником, очень живо рассказывал историю создания этого пол отца. "Я стоял около дивного экземпляра березы, редкостного по ритмическому строению ветвей. Заглядевшись на нее, я уронил палку и нагнулся, чтобы ее поднять. Когда я взглянул на верхушку березы снизу, с поверхности снега, я обомлел от открывшегося передо мной зрелища фантастической красоты: какие-то перезвоны и перекликания всех цветов радуги, объединенные голубой эмалью неба. Природа как будто праздновала какой-то небывалый праздник лазоревого неба, жемчужных берез, коралловых веток и сапфировых теней на сиреневом снегу". Неудивительно, что художнику страстно захотелось передать "хоть десятую долю этой красоты".
Февральская лазурь
Слайд 10
В "Февральской лазури" И. Грабарь достиг предельной цветовой насыщенности, писал этот пейзаж чистым цветом, нанося мазки плотным слоем. Именно такие мельчайшие мазки выявили и объемы стволов деревьев, и узоры ветвей, и бугорки снега. Низкая точка зрения открыла перед художником возможность передать все градации голубого цвета - от светло-зеленого внизу до ультрамаринового наверху.
Слайд 11
Грабаря называли (и сам он не отрицал этого) последним из пленэристов России. Но, освоив лучшие достижения импрессионизма, он нашел свой художественный стиль в искусстве - неповторимый и своеобразный. Природа России приобрела в его пейзажах совершенно новый облик, заискрилась радужными красками, наполнилась ощущением простора и света.
Слайд 12
В период с 1913 по 1925 год художник возглавляет Третьяковскую галерею. Здесь Грабарь произвел реэкспозицию, разместив и систематизировав все произведения искусства в исторической последовательности.
Слайд 13
С 1924-го и до конца 1940-х годов Грабарь вновь возвращается к живописи, особое внимание уделяет портрету, изображая своих близких, ученых и музыкантов. Среди его знаменитых портретов «Портрет матери», «Светлана», «Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа», «Портрет сына», «Портрет академика С. А. Чаплыгина». Широко известны и два автопортрета художника «Автопортрет с палитрой», «Автопортрет в шубе».
Слайд 15
Портрет дочери на фоне зимнего пейзажа
Слайд 17
Ещё живы-здоровы были очевидцы разговоров Ленина с командующими фронтами в дни Гражданской войны. «Узнав все подробности, — рассказывает И.Э. Грабарь, — я принялся компоновать эскиз. Побывал в том коридоре Совнаркома, который примыкает к кабинету Владимира Ильича. В нём в 1918—1921 годах стоял аппарат Бодо, в нескольких шагах от дверей ленинского кабинета».
Слайд 18
В советское время Грабарь увлекся творчеством Андрея Рублёва и И. Е. Репина. В 1937 году он создал двухтомную монографию «Репин». Эта работа принесла Грабарю Сталинскую премию. С 1944 Грабарь является директором института истории искусств Академии наук СССР.
Слайд 19
Умер Игорь Эммануилович 16 мая 1960 года в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище.