Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Константин Паустовский Рассказ «Старый повар»
Опыт комментированного чтения произведения
Слайд 2
Цели урока: представить значение музыки в жизни людей; на основе литературного произведения – рассказа К.Г.Паустовского - показать воздействие музыки на человека.
Задачи урока: развивать умение анализировать прочитанное, понимать авторский замысел; способствовать развитию читательской наблюдательности и воображения; содействовать воспитанию у учащихся интереса к чтению литературы и интереса к классической музыке, эстетического вкуса.
Слайд 3
В один из зимних вечеров 1786 года на окраине Вены в маленьком деревянном доме умирал слепой старик — бывший повар графини Тун... это был даже не дом, а ветхая сторожка, стоявшая в глубине сада. Сад был завален гнилыми ветками, сбитыми ветром. При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пёс. Он тоже умирал, как и его хозяин, от старости и уже не мог лаять.
Несколько лет назад повар ослеп от жара печей...
Слайд 4
Какие чувства посещают вас при чтении начала рассказа?
- Подберите эпитеты, метафоры, характеризующие ваши настроения?
Щемящая грусть,
сдавливающая грудь тоска,
ощущение безысходности,
печаль одиночества и забытости,
страх приближения смерти,
сочувствие
Слайд 5
Какими образами создаётся атмосфера рассказа?
- Найдите ключевые слова в их обрисовке.
Приведите объединяющие их ассоциации.
Повар:
- бывший
слепой старик
умирал
Дом:
даже не дом, а ветхая сторожка в глубине сада;
на окраине Вены
Сад:
гнилые ветки, сбитые ветром
Пёс:
тоже умирал от старости,
тихо ворчал,
не мог лаять
Смерть,
бессмысленность, бесполезность и ненужность,
отчуждение ото всего и забытость
Слайд 6
Вместе с поваром жила его дочь Мария, девушка лет восемнадцати.
Всё убранство сторожки составляли кровать, хромые скамейки, грубый стол, фаянсовая посуда, покрытая трещинами, и, наконец, клавесин — единственное богатство Марии.
Клавесин был такой старый, что струны его пели долго и тихо в ответ в ответ на все возникавшие вокруг звуки. Повар, смеясь, называл клавесин «сторожем своего дома». Никто не мог войти в дом без того, чтобы клавесин не встретил его дрожащим, старческим гулом.
Клавесин - струнный
клавишно-щипковый инструмент, предшественник фортепиано
Слайд 7
Как образы клавесина и Марии связаны с предыдущими и какой поворот настроений,мыслей создают?
Найдите словесные переклички.
Мария:
юность,
продолжение отца, нить с его прошлым, любовью;
единственное богатство отца
Клавесин:
старый,
дрожащий, старческий гул
струны пели,
ответ в ответ,
встретил гулом,
сторож своего дома,
единственное богатство Марии
Жизнь,
вечные ценности
Слайд 8
Когда Мария умыла умирающего и надела на него холодную чистую рубаху, старик сказал:
— Я всегда не любил священников и монахов. Я не могу позвать исповедника, между тем мне нужно перед смертью очистить свою совесть.
— Что же делать? — испуганно спросила Мария.
— Выйди на улицу, — сказал старик, — и попроси первого встречного зайти в наш дом, чтобы исповедать умирающего. Тебе никто не откажет.
— Наша улица такая пустынная… — прошептала Мария, накинула платок и вышла.
Слайд 9
Как автор рисует приближение смерти?
Сравните состояние Марии и её отца.
Описание обряда омовения - физического очищения тела, облачения в чистые одежды («холодная чистая рубаха» как холодные объятия приближающейся смерти)
Глаголы речи, сопровождающие реплики героев в диалоге:
Мария – испуганно спросила, прошептала;
отец – сказал, сказал.
Слайд 10
Как эпизод помогает нам представить личность повара?
Повар:
честность,
строгость, требовательность к самому себе,
независимость, гордость,
неприятие лицемерия и фальши,
жажда душевной чистоты,
спокойствие перед лицом смерти
Слайд 11
Мария долго ждала и прислушивалась. Наконец ей показалось, что вдоль ограды идёт и напевает человек...
Мария схватила его за руку и дрожащим голосом передала просьбу отца.
— Хорошо, — сказал человек спокойно. — Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.
Слайд 12
Тревожное долгое ожидание девушки прерывает напев.
Дрожащему голосу Марии противопоставлена спокойная речь незнакомца.
Статика сменяется динамикой («Хотя я не священник, но это всё равно. Пойдёмте.»)
Как автору удаётся снять возникающее напряжение?
Слайд 13
Он был ещё очень молод, этот незнакомец. Совсем по-мальчишески он тряхнул головой, поправил напудренный парик, быстро придвинул к кровати табурет, сел и, наклонившись, пристально и весело посмотрел в лицо умирающему.
— Говорите! — сказал он. — Может быть, властью, данной мне не от бога, а от искусства, которому я служу, я облегчу ваши последние минуты и сниму тяжесть с вашей души.
Слайд 14
«очень молод», «по-мальчишески тряхнул головой», «весело посмотрел в лицо умирающему»
Как меняется атмосфера рассказа и в связи с чем?
БОДРОСТЬ, ЭНЕРГИЯ, РАДОСТЬ, СВЕТ, ЖИВОСТЬ
Слайд 15
— Я работал всю жизнь, пока не ослеп, — прошептал старик. — А кто работает, у того нет времени грешить. Когда заболела чахоткой моя жена и лекарь прописал ей разные дорогие лекарства.., я украл из сервиза графини Тун маленькое золотое блюдо, разбил его на куски и продал. И мне тяжело теперь вспоминать об этом и скрывать от дочери: я её научил не трогать ни пылинки с чужого стола.
— А кто-нибудь из слуг графини пострадал за это?
— Клянусь, сударь, никто, — ответил старик и заплакал. — Если бы я знал, что золото не поможет моей Марте, разве я мог бы украсть!
Слайд 16
Грех повара.
Грех?
Цель кражи –
корысть, обогащение лёгким способом
Цель поступка повара – спасти жизнь жены.
Жажда раскаяния, мучения совести, стыд перед собой и дочерью
Слайд 17
— Как вас зовут? — спросил незнакомец.
— Иоганн Мейер.
— Так вот, Иоганн Мейер, вы невинны перед людьми. То, что вы совершили, не есть грех и не является кражей, а, наоборот, может быть зачтено вам как подвиг любви.
— Аминь! — прошептал старик.
— Теперь скажите вашу последнюю волю.
— Я хочу, чтобы кто-нибудь позаботился о Марии.
— Я сделаю это. А еще чего вы хотите?
Тогда умирающий неожиданно улыбнулся и громко сказал:
— Я хотел бы ещё раз увидеть Марту такой, какой я встретил её в молодости. Увидеть солнце и этот старый сад, когда он зацветет весной. Но это невозможно, сударь. Не сердитесь на меня за глупые слова. Болезнь, должно быть, сбила меня с толку.
Слайд 18
- Что нового в облике старого героя открывает его исповедь?
Повар:
искренность,
любовь к близким,
сознание ценности любви, семьи,
чуткость к красоте,
жизнелюбие
Слайд 19
— Хорошо, — сказал незнакомец ... подошёл к клавесину и сел перед ним на табурет... внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков.
— Слушайте,- сказал незнакомец. — Слушайте и смотрите.
Он заиграл.
Слайд 20
- Какое ощущение создаётся при чтении эпизода?
- Какие приёмы способствуют этому?
Ожидание чуда, волшебства:
умолчание , сравнение «сел перед ним на табурет... внезапно быстрый звон рассыпался по сторожке, как будто на пол бросили сотни хрустальных шариков»;
слова гостя, звучащие уверенно, повелительно: «Слушайте и смотрите».
Слайд 21
Клавесин пел полным голосом впервые за многие годы. Он наполнял своими звуками не только сторожку, но и весь сад. Старый пёс вылез из будки, сидел, насторожившись, тихонько помахивал хвостом. Начал идти мокрый снег...
— Я вижу, сударь! — сказал старик и приподнялся на кровати. — Я вижу день, когда я встретился с Мартой и она от смущения разбила кувшин с молоком. Это было зимой, в горах. Небо стояло прозрачное, как синее стекло, и Марта смеялась. Смеялась, — повторил он, прислушиваясь к журчанию струн.
Слайд 22
Незнакомец играл, глядя в чёрное окно.
— А теперь, вы видите что-нибудь?
— Неужели вы не видите, что ночь из чёрной сделалась синей, а потом голубой, и тёплый свет уже падает откуда-то сверху, и на старых ветках ваших деревьев распускаются белые цветы. По-моему, это цветы яблони, хотя отсюда, из комнаты, они похожи на большие тюльпаны. Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел её, и от неё поднимается пар. А небо делается всё выше, всё синее, всё великолепнее...
— Я вижу всё это! — крикнул старик.
— Нет, сударь, — сказала Мария, — эти цветы совсем не похожи на тюльпаны. Это яблони распустились за одну ночь.
Слайд 23
— Открой окно, Мария, — попросил старик.
Холодный воздух ворвался в комнату. Незнакомец играл очень тихо и медленно.
Старик упал на подушки, жадно дышал и шарил по одеялу руками. Мария бросилась к нему. Незнакомец перестал играть. Он сидел у клавесина не двигаясь, как будто заколдованный собственной музыкой.
Слайд 24
Что за чудо произошло?
- Что его сотворило?
МУЗЫКА
ВОЗВРАЩЕНИЕ ОЩУЩЕНИЯ СЧАСТЬЯ, РАДОСТИ, ДУШЕВНОЙ ЧИСТОТЫ И СВОБОДЫ
Слайд 25
Старик сказал, задыхаясь:
— Я видел всё так ясно, как много лет назад. Но я не хотел бы умереть и не узнать… имя. Имя!
— Меня зовут Вольфганг Амадей Моцарт.
Мария отступила от кровати и низко, почти касаясь коленом пола, склонилась перед великим музыкантом.
Слайд 26
- В чём величие музыканта и за что перед ним склоняются?
Гений Моцарта:
- феноменальные способности: абсолютный слух и музыкальная память,
- в 3 года под руководством отца научился играть на клавесине,
- с 5 лет сочинял музыкальные произведения,
- за 35 лет своей жизни написал более 600 произведений.
Слайд 27
Когда она выпрямилась, старик был уже мёртв. Заря разгоралась за окнами, и в её свете стоял сад, засыпанный цветами мокрого снега.
Как музыка помогает человеку?
Успокаивает, радует, исцеляет, заставляет думать, очищает сердце, показывает все движения души, показывает естественное, истинное и доброе в этом мире. Музыка пробуждает в нашей груди любовь к человеку и к миру.
Слайд 28
1. Воздействие искусства на человека
2. Совесть
3. Раскаяние, чувство вины, грехи
4. Воспоминания
5. Любовь
6. Счастье
7. Талант, гений
Проблематика рассказа К.Г.Паустовского «Старый повар»