Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Первые
русские
книги
Слайд 2
Основным материалом, на котором писали первые рукописные книги является пергамен. Пергамен (от названия города Пергам в Малой Азии) - особо выделанная телячья кожа. В Древней Руси этот материал называли «харатья» (от греческого «хартион») или «телятина». Слово «пергамен» (перкомент) проникло на Русь уже в XVI веке из польского языка.
До второй половины XIV века книги писали исключительно на пергамене. Затем пергамен сменила бумага, сначала привозная. Уже в XV веке пергамен употреблялся для написания лишь самых ценных книг, потому что он был гораздо дороже бумаги, но и долговечнее ее. Русские рукописи XV-XVII веков были написаны почти исключительно на иностранной бумаге французского, немецкого, польского и голландского производства. Первые попытки завести свое бумажное дело на Руси относятся к XVI веку, но бумага получалась низкого качества. Массовое производство русской бумаги началось лишь в XVIII веке.
Листы бумаги были разных размеров: один 20х30 см, другой - вдвое больше 40х60 см, он назывался александрийским листом. Лист бумаги поступал в продажу сложенным вдвое. Рукопись, написанная на раскрытых листах, называлась на Руси «в дестный» (в большой) лист, на листах, сложенных вдвое - «в лист», или «в десть». Листы вторично согнутые пополам, давали рукопись «в четверку», если листы перегибали еще раз - «в осьмушку», еще раз - в шестнадцатую долю и т.д. карманные женские молитвенники имеют формат в 1/32 и 1/64 долю листа. В большой, «дестный» лист написаны роскошные рукописи XVI века - 12 томов «Великих Четьих-Миней» митрополита Макария, «Царственная книга». Особенности бумаги дают историкам возможность весьма точно датировать рукописи. На бумаге имеются филиграни (водяные знаки), обозначавшие фабрику-производителя, сорт бумаги и ее стоимость.
Слайд 3
Первые книги на Руси появились после создания Кириллом и Мефодием славянского письма (азбуки). Книга в Древней Руси почиталась как величайшая ценность, собрание всемирной мудрости.
Древнерусский книжник в «Повести временных лет» восклицал: «Велика ведь бывает польза от учения книжного!.. Это - реки, наполняющие вселенную, это источники мудрости, в книгах ведь неизмеримая глубина!».
Число сохранившихся рукописных книг XI-XVII веков насчитывает десятки тысяч. Но даже эта цифра не может дать приблизительного представления о числе книг, написанных и обращавшихся на Руси в то время. Многие уникальные памятники погибли при нашествиях половцев, татар, в огне междоусобных войн и частых пожаров.
Наиболее древние из сохранившихся рукописных книг относятся к первой половине XI - началу XII веков.
КНИГА
Книга - важнейшая форма закрепления и передачи информации в человеческом обществе.
Слайд 4
Сюжеты для изображений выбирались самые разные: звери, птицы, кувшины, гербы. Водяные знаки постоянно менялись, через год-два рисунок терял первоначальные очертания, а новый знак, как правило, имел свои особенности.
Материал для письма служили чернила и краски. Чернила были железистые (с коричневым оттенком) и постоянно выцветали. Для заглавных букв употреблялась красная краска - киноварь. Иногда в летописях киноварью выделяли обозначение года.
В качестве орудий письма древние писцы использовали гусиные перья, способ приготовления которых не изменился вплоть до XIX века. Для написания заглавных букв применялись кисточки.
Рукописные книги были разного формата. Как и сейчас, в древности книги состояли из отдельных тетрадей, которые сшивались вместе. Часто тетради раздавались разным писцам, каждый из которых писал свою часть книги.
Рукописи обычно переплетались: корешок тетради прошивали веревками, концы которых прикреплялись к деревянным доскам. Внешняя сторона доски покрывалась в зависимости от возможностей заказчика, тканью, бархатом, кожей.
Слайд 5
Часто переплеты украшались металлическими «угольниками» на углах переплетных досок, они предотвращали переплет от порчи. В особых случаях делался и еще и металлический оклад. Обязательны были застежки, чтобы книга не теряла свою форму. Древнейший сохранившийся переплет - к Мстиславову Евангелию 1135 года.
В разное время отличалось и начертание букв. Древнейшее русское письмо XI-XII веков, отличавшееся геометрическим начертанием букв, называется «устав». Буквы устава вписывались в строку, их нижние и верхние концы не должны были выходить за ее пределы, фразы писались почти без разделения на слова.
Постепенно устав терял геометрические очертания, вместо прямых линий появились округлые и кривые - писцы стремились упростить письмо, сделать его более быстрым.
Поздний устав переходит в полуустав - сначала в деловых документах, а с XII века - в рукописных книгах. Основные черты полуустава: более мелкое написание букв, появление наклона, лигатур (связанного написания двух стоящих рядом букв).
Слайд 6
На рубеже XIV-XVI веков в деловом письме появляется скоропись - это беглое письмо со слитным написанием многих букв в словах, сокращениями слов. Своим появлением она обязана большому объему работы писцов в государственных учреждениях. В рукописные книги скоропись проникает к концу XVI века.
Одна из особенностей древнерусских рукописей - применение вязи, декоративного письма, для которого были характерны сокращение деталей букв, лигатуры, буквенные и межбуквенные украшения. Вязью писали заголовки. Название книги или главы писцы пытались уместить на одной строке, поэтому буквы вязи высокие и узкие. Рукопись также украшали инициалами (красиво написанными заглавными буквами) и заставками в начале книги или перед каждой статьей. Были распространены и рисунки на полях рукописи - «полевые цветы».
Самым древним орнаментом в русских рукописях был так называемый старовизантийский, или геометрический. Он состоял из кругов, прямоугольников, треугольников. Иногда в геометрические фигуры вписывались изображения растений - трилистник, цветок, ветка, почки.
Слайд 7
Иван Федорович Москвитин
(около 1510 - 5 (15).12.1583 гг.)
Основатель книгопечатания в России.
В 1550 - х гг. был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. В те же годы работал в т.н. анонимной типографии в Москве, где 19 апреля 1563 года - 1 марта 1564 года вместе с Петром Мстиславцем напечатал первую точно датированную русскую книгу - Апостол.
В 1565 году Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили два издания Часовника (Часослова) и вскоре покинули Москву.
Иван Фёдоров
Слайд 8
В 1633-1642 гг. при Печатном дворе существовала самостоятельная типография Василия Фёдорова Бурцова (Протопопова). В ней было напечатано 17 изданий, среди которых первая из сохранившихся до наших дней московская Азбука (или Букварь). С 1620-х гг. Печатный двор стал сложной мануфактурой с глубоким разделением труда, необходимыми специалистами и мастерскими. Центром Печатного двора была «Правильная» палата, в которой сотрудники типографии, называемые «справщиками», а также чтецы и писцы готовили оригиналы для набора и правили набранные тексты для тиражирования. Новые издания сначала раздавались для реализации в московские торговые ряды и развозились сотрудниками Печатного двора по разным городам. В 1632 г. на Печатном дворе появилась своя лавка. На Московском Печатном дворе была создана одна из самых крупных библиотек, в составе которой сохранились сотни древнейших памятников славяно-русской книжной культуры. В 1721 г. Московский Печатный двор был передан Синоду и стал называться Синодальной типографией. При Московском Печатном дворе в 1680-х гг. была создана одна из первых профессиональных российских школ – Типографская школа иеромонаха Тимофея.
Слайд 9
Московский печатный двор – первая государственная типография, просветительный, культурно-политический центр России и славянских стран 2-й пол.XVI-нач.XVIII вв. Создан по инициативе царя Ивана IV Грозного при активном участии митрополита Макария. На Московском Печатном дворе вышла первая книга, имевшая в послесловии подробные сведения о выходе – Апостол (1564 г.), напечатанный Иваном Фёдоровым и Петром Мстиславцем.После отъезда Ивана Фёдорова книгопечатание в Москве возобновили мастера Никифор Тарасиев и Андроник Тимофеев Невежа. Последним в 1587-1602 гг. издано 10 книг, в т.ч. первое московское издание Служебника. Его дело продолжил Иван Андроников Невежин, начавший самостоятельную работу в 1603 г. Одновременно в 1606-1610гг. в Москве работал Анисим Михайлов Радишевский, издавший в 1606 г. первое московское Евангелие. В период смутного времени в 1611 г.
Печатный двор сгорел и печатание книг было перенесено в палаты Кремля. В 1620 г. Печатный двор был восстановлен на прежнем месте (Никольская ул. Китай – города). Все издания на Московском Печатном дворе печатались только по указам царя и патриарха.
Московский печатный двор
Слайд 10
Пробыв там около 10 лет, Мефодий принял монашество в одном из монастырей на горе Олимп в Малой Азии.Константин обучался вместе с будущим византийским императором Михаилом у лучших константинопольских учителей, в том числе у будущего патриарха Фотия. За свой ум и выдающиеся познания он получил прозвание Философа. По окончании учения он принял сан иерея и был назначен хранителем патриаршей библиотеки при храме св. Софии в Константинополе. В 851 г. Константин был включён в византийское посольство в арабские страны. После этого Константин удалился к своему брату Мефодию в монастырь на горе Олимп.
В 862 г. по просьбе моравского князя Ростислава и приказанию императора Михаила, Константин начал работу над переводом на славянский язык текстов Священного Писания.В 863 г. с помощью брата Мефодия и учеников Горазда, Климента, Саввы, Наума и Ангеляра он составил славянскую азбуку- кириллицу и перевел на славянский язык «служебные» книги: Евангелие, Апостол, Псалтирь.
Кирилл и Мефодий положили начало особому направлению в христианстве-кирилло-мефодиевской традиции, которая совмещает в себе черты различных христианских учений.
Братьев нарекли «учителями словенскими». День памяти святых равноапостальских Кирилла и Мефодия: 24 (11) мая. В этот же день во многих славянских странах отмечается Праздник славянской письменности и культуры.
Слайд 11
Кирилл (до принятия им монашества в нач.869 г.-Константин) (ок. 827-14.02.869гг.) и Мефодий (ок. 815-6.04.885гг.) – просветители, создатели славянской азбуки, осуществившие перевод Священных книг на славянский язык, проповедники христианства, создатели независимой от германского епископата славянской церкви, православные святые.
Кирилл и Мефодий
Братья происходили из знатной греческой семьи, жившей в Солуни. Мефодий был старший из семи братьев, Константин – младшим. Имея военное звание, Мефодий был правителем в одной из подчинённых Византийской империи славянских княжеств и изучил славянский язык.
Слайд 12
1.03.1564 года вышел Апостол - первая датированная русская печатная (богослужебная) книга.
В послесловии к книге Иван Федоров и Петр Мстиславец сообщали: «Начали печатать впервые эту святую книгу Деяния Апостольские и послания соборные в год 7071 (1563), апреля 19-го. Окончены же были в год 7072 (1564) марта в 1 день при архиепископе Афанасии, митрополите всея Руси».
Книгу открывает фронтиспис с ксилографией евангелиста Луки. Перед каждым разделом книги - заставки на черном фоне (всего 48), отпечатанные с 20 досок. В тексте много оригинальных, мастерски гравированных концовок и узорных инициалов - буквиц и украшений. В орнаментике Апостола использованы образцы растительного стиля рукописных книг Троицко-Сергиевского монастыря.
Московский Апостол 1564 года - произведение во многом новаторское. Его оформление - шаг вперед по сравнению с анонимными изданиями, подражавшими рукописным книгам. Новаторством стала и технология двухцветной печати, была усовершенствована графика шрифтов. Послесловие носит светский характер и считается первым печатным публицистическим произведением в истории русской литературы.
Апостол
Слайд 13
Азбука - (от названия двух первых букв славянского алфавита «аз» и «буки») книга для начального обучения грамоте.
Древнейшей славянской азбукой считается глаголица. В IX веке Кириллом (Константином Философом) была создана другая азбука - кириллица. Порядок расположения букв и их названия в глаголице и кириллице были одинаковыми. Кроме звукового, буквы имели и цифровое значение.
Одними из древнейших сохранившихся до наших дней записей славянской азбуки являются граффити соборов св. Софии в Киеве и Новгороде и берестяные грамоты. Представление о порядке расположения букв славянской азбуки дает «Азбучная молитва», составленная Константином Философом в форме акростиха, но дошедшая до наших дней только в списках XIV века.
Азбука
Слайд 14
Встречаются денежные документы и завещания. Некоторые тексты можно назвать литературными. Одна из находок - грамота с русской азбукой. В азбуке 36 букв, расположенных в обычном порядке. Тысячная грамота содержит изображение святой Варвары и подпись «Мученица Варвара».
Береста использовалась для письма и более позднее время. В XVII-XVIII веках в Сибири и на Камчатке на ней переписывали богослужебные и учебные книги, а также вели служебную переписку. Рукописные книги XVIII века на бересте хранятся в Российской государственной библиотеке.
Слайд 15
Берестяные грамоты - памятники письменности XI-XV века.
Буквы продавливались на специально подготовленной березовой коре, называемой «берёсто», острым, хорошо отполированным костяным или металлическим стержнем («писало»). Первые берестяные грамоты были найдены археологической экспедицией под руководством А.В. Арциховского в Новгороде Великом в 1951 году. В 1952 году грамоты обнаружены в Смоленске, в 1958 году - в Пскове, в 1959 году - в Витебске, затем в Рязани, в Старой Руссе и других древних русских городах. Во время новгородской археологической экспедиции 2000 года найдена тысячная грамота.
Берестяные грамоты
По содержанию берестяные грамоты весьма разнообразны. Большинство представляют собой частные письма, в которых затрагиваются бытовые и хозяйственные вопросы.
Слайд 16
Глаголица (старослав. «глагол» - слово) - одна из двух, наряду с кириллицей, славянских азбук. Возможно создана на основе греческого письма.
По поводу времени создания и авторства глаголического алфавита существует несколько точек зрения. Сторонники одной считали, что она создана Кириллом (Константином Философом) в IXвеке, другие исследователи временем создания глаголицы называли V-VI века. У юго-западных славян существовала легенда о создании славянского алфавита в V веке христианским проповедником Иеронимом (ум. в 420 г.).
Известный в настоящее время глаголический алфавит состоит из 40 букв. 39 букв служили для передачи тех же звуков, что и буквы кириллицы, а буква дервь»,отсутствовавшая в кириллице, предназначалась для передачи мягкого согласного «г» (ангел).
Форма букв глаголицы чрезвычайно сложна и замысловата. Она включает в себя черты, петли, овалы и полуовалы.
Глаголица
Слайд 17
«Домострой», «Книга глаголемая Домострой» - памятник русской литературы середины 16 века.
Автором «Домостроя» традиционно считается священник Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр.
«Домострой» - это свод правил домашнего устройства, которые касались духовной жизни, отношений внутри семьи и ведения домашнего хозяйства. «Домострой» регламентировал поведение человека как в государственной, так и в семейной жизни.
Домострой
Слайд 18
Кириллица - одна из двух, наряду с глаголицей, древнейших славянских азбук. Создана в IX веке на основе греческого алфавита просветителем Кириллом (Константином Философом). Первоначально кириллица состояла из 38 букв. Позднее учениками Кирилла были добавлены еще 5 букв. Из 43 букв кириллицы 25 заимствованы из византийского устава (так назывался один из видов греческого шрифта), а 18 построены самостоятельно для передачи отсутствующих в греческом языке звуков славянской речи. К древнейшим из сохранившихся памятников, написанных кириллицей, относятся: надпись на горшке, найденная в Гнездовских курганах под Смоленском и датируемая началом X века, новгородское «Реймское Евангелие» (первая половина XI века), берестяные грамоты (XI век), а также обнаруженные в 2000 году в Новгороде археологической экспедицией академика В.Л. Янина библейские тесты на вощенных дощечках.
Кириллица
Слайд 19
Глаголические буквы в полном их составе не имеют сходства ни с одной из известных азбук. Но в кириллистических начертаниях букв для обозначения специфически славянских звуков как согласных, так и гласных прослеживается родство с глаголическими начерками, причем преемственность буквенной графики развивалась в направлении от глаголицы к кириллице.
Древнейшая сохранившаяся глаголическая надпись относится к 893 году и сделана в церкви болгарского царя Симеона в Преславе. К X веку относятся «Киевские глаголические листки». Глаголическим шрифтом была выполнена первая печатная славянская книга, католический Миссал, предназначенный для южных славян римско-католического вероисповедания, вышедшая в 1483 году.
Слайд 20
Буквы кириллической азбуки имеют кроме звукового еще и числовое значение. Девять букв служили для обозначения единиц (от 1 до 9), девять - для десятков (от 10 до 90) и девять - для сотен (от 100 до 900).Для указания, что буква обозначает число, использовалась система обозначений: с обеих сторон буква выделялась точками и над ней ставился знак «титло». Цифровое значение в кириллице имели только буквы, заимствованные из греческого алфавита. Исключение составляли числа 6, 90, 900, обозначенные соответственно буквами «Зело», «Червь» и «Цы» (З, Ч, Ц).
Первая печатная кириллическая азбука была издана в 1574 году во Львове Иваном Федоровым. В ее основу было положено полууставное письмо.
Алфавитный состав и графика кириллицы неоднократно менялись.
Буквы кириллицы имели названия, происхождение которых не вполне ясно: аз, буки, веди, глаголь, добро, живете, зело, земля, иже, и, како, люди...
Уставное письмо с XIV века было вытеснено более простым и беглым в написании полууставом. В конце XIV века в бытовой и канцелярской переписке получила распространение скоропись, а в книжных заставках - орнаментальная вязь.
Слайд 21
Выполнили:
учащиеся 10 – б класса Бобровской СОШ №2
Никитина Полина, Корнева Эльвира
Учитель: Грудинкина В.П.
2004 г.
Урок – презентация по МХК
Первые русские книги.