Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Древний Египет
Презентация по МХК Субботина О.О.
МКОУ СОШ Чехов-7
Слайд 2
Введение
В то время, когда другие народы находились еще на стадии доисторического развития, египтяне обладали уже высоким и развитым искусством. История архитектуры начинается в Египте. Точные археологические даты установить невозможно: при настоящем состоянии наших знаний приходится классифицировать памятники в порядке следования современных им династий.
Слайд 3
Этапы развития египетской культуры:
Древнее царство (XXXII – XXI вв. до н.э.)
Среднее царство (XXI – XVI вв. до н.э.)
Новое царство (XVI – XI вв. до н.э.)
Позднее время (XI в. – 332 г. до н.э.)
Слайд 5
Верования египтян
Египтяне были «хему» своего царя, то есть его «выражением», «проявлением», его частичкой - точно так же, как многочисленные боги были частями тела породившего их единого бога. Мир воспринимался как единый, целостный организм, в котором живые, «мёртвые» и боги взаимосвязаны и взаимозависимы. Бессмертие считалось само собой разумеющимся. Смерть –нарушение мировой гармонии. Как Осирис возродился, победив смерть, так и любой человек, живущий по заповедям добра, возродится и победит смерть.
Слайд 6
У каждого человека есть душа Ка - его двойник. Обычно Ка живёт в гробнице вместе с телом, но может при желании выходить из неё; Ка не зависит от человека, может свободно передвигаться и жить в любой его оболочке. Ка нуждается в еде и питье, поэтому египтяне следили, чтобы в гробнице было вдоволь подношений. Если еды и питья не было, Ка мог начать бродить по округе и поедать отбросы, запивая их грязной водой, что было недопустимым грехом для семьи умершего. Душа Ба - жизненная сила человека; сокол с человеческой головой. Ба приписывали способность свободно переходить из материальной формы в духовную и обратно. Когда Ба покидает тело, наступает смерть; когда возвращается к мумии - умерший воскресает для вечной жизни - в Дуате. Именно поэтому и нужно бальзамировать мертвое тело. Тело - не душа; но после того, как жрецы омоют мертвое тело водой из Нила, оно станет священным и будет называться Сох. После изготовления из него мумии это уже стопроцентный Сах, и теперь в него может возвращаться Ба. Рен - имя. Зная Рен живого человека, можно причинить ему зло. Достаточно написать имя на папирусе и сжечь его. Это наверняка навлечет на носителя имени беду. Умершему Рен необходим, чтобы Ба, прилетев, мог воссоединиться с остальными частями, а может, и по другой причине. На тот случай, если Сах (мумия) как-то пострадает или погибнет, делали каменное изображение человека и писали под ним имя Рен. Душа Ax - «Сияние». Напоминает собой чистый солнечный луч. Душа Шуит - «Тень». Тесно связана с Ба. Подобно Ка, питается подношениями и передвигается где ей вздумается. Аб - сердце.
Слайд 7
Ка, Ба, Эб, Ах на 70 дней покидали тело. В это время совершался обряд бальзамирования тела.
Один из компонентов души Ба. Астральное тело. Душа. Может переселяться в другое тело. Сны.
Один из компонентов души –КА –двойник умершего. Психическая эрергия
Эб-душа-сердце. Ментальное тело.Знает все о мыслях человека.
Ах-дух. Вечно. Не зависит от воплощений.
Хат-физическое тело
Слайд 8
Обряд мумификации После смерти в течении 70 дней. Тело покойного тщательно омывали, очищали солями натрия, умащали и бальзамировали. Первые, еще несовершенные попытки мумификации тел имели место уже при царях первых династий (начало III тысячелетия до н. э.). Египтяне беспокоились о сохранности тела, особенно – головы («седалища жизни»). Печальной участью считалось обезглавливание или поедание шакалами. Такой участи желали только врагам богов.
Слайд 9
Обряд « отверзания уст»
К устам покойного прикасались жезлом с наконечником в виде головы барана. Умерший вновь обретал способность есть, пить, а главное – говорить. Ведь ему придется называть немало имен и произносить множество заклинаний по пути через Царство Мертвых в Величественный Храм Двух Истин, и там на Загробном Суде выступать с речью.
Завершив обряд “отверзания уст”, жрецы относили гроб в усыпальницу и помещали его в каменный саркофаг. У стен погребальной камеры расставляли канопы: Имсета с печенью у южной, Хапи с легкими – у северной, Дуамутефа с желудком – у восточной и Кебехсе-нуфа с кишечником – у западной.
Слайд 10
Суд Осириса
Путешествия БА
Богиня Амат -пожирательница
Анубис. Обряд «отверзания уст»
Слайд 11
Маска Тутанхамона
Посмертные маски
Для египтян маска саркофага — это запечатленный образ Ка умершего, или его «двойника», который пребывает в гробнице, медленно растворяясь и возвращаясь к истокам живительной энергии рода. Кроме того, маска, изображающая умершего вечно молодым и совершенным
Слайд 14
Гор - бог неба, царской власти, покровитель армий, его воплощением на земле считали фараона
Сетх- олицетворение грозы, молнии, природных стихий, владыка жизненной силы. Бог ярости, песчаных бурь, разрушения, хаоса, войны и смерти
Тот –бог знаний
Хнум - бог творения, воды, вечернего солнца, возрождения и плодородия, создатель людей и владыка опасных Нильских порогов.
Хатхор - хозяйка недр, богиня плодородия, покровительница женщин и ро́дов
Себек -бог рек и озер, пресных вод и плодородия
Слайд 15
Символы Древнего Египта
Цветок Лотоса – символ рождения Гора
Глаз Гора – символ Луны
Поднявшая голову кобра – символ солнцестояния
(уреус) кобра в одежде
Жук-скаробей –символ солнца
Слайд 16
Архитектура Древнего Египта
Слайд 17
Архитектура Древнего Египта
Древний Египет, положивший начало архитектуре, был страной, лишенной строительного леса. Дерева было также мало, как и в других оазисах африканской пустыни, основная растительность — пальмы, дающие дерево плохого качества, и тростник. Все это во многом определило то, что основными строительными материалами были необожженный кирпич-сырец и камень, главным образом, известняк, добываемый в Нильской долине, а также песчаник и гранит. Камень использовался в основном для гробниц и захоронений, в то время как кирпич шел на постройку дворцов, крепостей, зданий в окрестностях храмов и городов, а также вспомогательных сооружений для храмов.
Древнеегипетские дома строили из грязи, добываемой в Ниле. Ее оставляли на солнце, чтобы она высохла и стала пригодной для строительства.
Слайд 18
Многие египетские города не сохранились до наших дней, так как располагались в зоне разливов Нила, уровень которого поднимался каждое тысячелетие, в итоге многие города были затоплены, или грязь, использованная для строительства, становилась удобрением для крестьянских полей. Новые города строились на месте старых, поэтому древние поселения и не сохранялись. Однако засушливый климат Древнего Египта сохранил некоторые сооружения из кирпича-сырца — деревня Дейр эль-Медина, Кахун, город, достигший расцвета в Среднее царство (современный Эль-Лахун), крепостные сооружения в Бухене и Миргиссе. Но тот факт, что многие храмы и сооружения сохранились до наших дней, следствие того, что они находились на недостижимой для нильских разливов высоте и были построены из камня.
Слайд 19
Судя по некоторым сохранившимся колоннам храма в Карнаке египтяне перед укладкой камня кантовали начисто лишь постели и вертикальные швы; лицевая же поверхность камней обтесывалась по окончании постройки здания. Этим приемом пользовались впоследствии греки. Камни клались без раствора и без всяких искусственных связей. В фиванскую эпоху металлические скрепления, по-видимому, совершенно не употреблялись, и лишь изредка использовались деревянные скобы в форме ласточкина хвоста для связи камней между собой (Мединет-Абу, Абидос) или же для скрепления давших трещину монолитов (Луксорский обелиск).
Слайд 20
Внешние и внутренние стены, а также колонны и пирсы, были покрыты иероглифическими и иллюстрированными фресками и резными фигурками, раскрашенными разными цветами. Мотивы украшений египетских зданий символичны, так например — скарабей, священный жук, или солнечный диск, символизировавший бога солнца Ра. Также часто встречаются пальмовые листы, заросли папируса, цветы лотоса. Иероглифы использовались не только в декоративных целях, но и чтобы сохранить исторические события, войны, которые велись, богов, которым поклонялись, быт древних египтян, жизнь и смерть фараонов, правивших древним государством.
Слайд 21
Виды архитектурных сооружений Египта и архитектурные формы
Слайд 22
Храмы и храмовые комплексы Египта
Слайд 24
Карнакский храм верховного божества Амона - Ра
Храм был заложен в 16 веке до н.э. в столице Древнего Египта Фивы на восточном берегу Нила. Это крупнейший храмовый комплекс Древнего Египта и главное государственное святилище Нового царства (XVI—XI вв. до н. э.). В Новом царстве древнегреческий бог солнца (Амон-Ра) считался покровителем столичных Фив. Строительство продолжалось более 1300 лет! И около 30 фараонов внесли свой вклад в создание комплекса. Сегодня на месте древнеегипетской столицы Фив расположена деревня Карнаки в пригородах Луксора. Карнакский и Луксорский храмы соединены мощёной двухкилометровой Аллеей сфинксов, частично реставрированной и восстановленной. В 1979 году эти древние храмы вместе с Некрополем (Долиной мертвых) включены в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Слайд 27
Схема расположения
I пилон (Нектанеб I) 1. Первый двор 2. Храм Рамсеса III 3. Кирпичный пандус 4. Святилище Сети II II пилон (Хоремхеб – Сети I) 5. Большой гипостильный зал (БГЗ) 6. Южная стена БГЗ 7. Северная стена БГЗ III пилон (Аменхотеп III – XIX династия) 8. Обелиск Тутмоса I IV пилон (Тутмос I) 9. Зал Инени 10. Обелиск Хатшепсут V пилон (Тутмос I) 11. VI пилон и Зал анналов Тутмоса III 12. Cвятилище ладьи Филиппа Арридея 13. Святилище Хатшепсут 14. Двор храма Среднего царства 15. Юбилейный храм Тутмоса III 16. Святилище Александра Македонского 17. «Ботанический сад» Тутмоса III 18. Святилище Внемлющего уха 19. Храм Рамсеса II 20. Колоннада Тахарки 21. Ворота Нектанеба I 22. «Двор тайника» 23. Скарабей Аменхотепа III 24. Верхняя часть обелиска Хатшепсут 25. Храм Тахарки 26. Священное озеро VII пилон (Тутмос III) VIII пилон (Хатшепсут) 27. Вход в Музей под открытым небом
Вид на развалины Карнакского храма с юго-востока
Слайд 28
Храм в Карнаке Фото галерея
Слайд 29
Аллея бараноголовых сфинксов (криосфинксы)
Мифические существа с телом льва и головой барана. Их функция – охранять покой некрополей и призывать к молчанию. Баран – воплощение бога Амона. Большая аллея протяженностью 2,7 км. Аллея соединяет Луксорский и Карнакский храмы. По ней путешествовали цари для совершения ритуалов. Назначение аллеи сфинксов состоит в том, чтобы «улавливать» людей, стягивать их на основную ось храма, которая начинается очень далеко перед храмом и кончается святилищем, в которое она ведет. Аллея создана во время правления 30 династии фараонов. В ней находилось (в то время) 1350 фигур.
Слайд 30
Площадь Согласия в Париже. Луксорский обелиск.
Слайд 31
Ворота Луксорского храма
Слайд 32
Фасад храма Рамзеса II в Абу-Симбел ( Новое царство)
Слайд 33
Храм Гора в Эдфу. (Позднее царство)
После завоевания Египта греками происходит неотвратимый, но весьма продуктивный для искусства синтез местной художественной культуры с традициями античности. Своеобразие нового синтезирующего стиля демонстрируют храм Птолемея III в Карнаке, храм Гора в Эдфу и комплекс Исиды на о. Филэ, названный Геродотом «жемчужиной Египта».
Слайд 34
Колонны в Египте
Пальмовидные
Лотосовидные
Хатхоровидные
Колокообразные
Папирусовидные
Слайд 36
Долина царей
Расположена близ города Фив. Горный район, протянувшийся с Востока на Запад. Включен в список культурного наследия Юнеско. Захоронения стали производить в период Нового царства. Гробницы вырубали прямо в скалах. Найдено 64 гробницы. Самая знаменитая –гробница Тутанхамона, которая осталась нетронутой. Также найдено много предметов утвари.
Слайд 37
Пирамиды в Гизе.Внутреннее устройство и этапы строительства
Слайд 38
Пирамиды в Гизе – одно из 7ми чудес света
Захоронения производились в период Древнего и Среднего царства. Внутренняя структура пирамиды довольно проста – две палаты, два входа, расположенных на северной стороне. Один из них находится на высоте пятнадцать метров, а второй — прямо под ним, у основания строения. Пирамида в Хеопса имела высоту 146,5 метров. Длина одной стороны – 232,5 метра. Стороны имеют наклон 51 градус 50 минут. Вес — 6400000 тонн Первоначальная высота пирамиды составляла 143,9 метра, она уступала пирамиде Хеопса 3 метра. В настоящее время высота пирамиды 136,4 метра. Пирамида Хефрена имеет больший наклон стен (52°20’) и меньшую длину основания (первоначально 215,3 метра, в настоящее время — 210,5 метра), что делает её визуально более высокой, чем пирамида Хеопса. Кроме того, она располагается на самой высокой точке некрополя, что усиливает оптический обман[5].Пирамида Микерина была возведена в 2504 году до нашей эры. Она гораздо меньше двух великих пирамид. Высота — 66 метров. В отличие от пирамид Хеопса и Хефрена, его облицовка была выполнена из огромных глыб розового гранита, который привозили в Гизу из Асуана по Нилу. Согласно сохранившимся записям современников, несмотря на более скромные размеры, это сооружение считалось самым красивым в Египте.
Слайд 39
Архитектор пирамиды Хеопса Имхотеп
Слайд 40
Скульптура Египта
Слайд 41
Статуя – тело духа
Бог сходил с посвященный ему храм и воссоединялся со своим скульптурным изображением. И египтянами почиталась не саму статую, а воплощение в ней невидимого бога.
Статуи создавались и для ка покойного. Так как ка должно было ʼʼузнатьʼʼ именно свое тело и войти в него, а сама статуя ʼʼзаменитьʼʼ тело. Лицо статуи наделялось неповторимой индивидуальностью (при общности непререкаемых правил композиций). Так а появляется одно из достижений древнеегипетского искусства - скульптурный портрет.
Дух умершего наделял статуи жизненной силой, после чего они ʼʼоживалиʼʼ для вечной жизни. Статуи делали в натуральную величину, причем покойный изображался исключительно молодым.
В статуях и рельефах человек всегда изображался зрячим, так как именно с глазом было связана символика ʼʼпрозреванияʼʼ покойного и обретения им жизненной силы. Более того, у фигур скульптор делал глаза особенно большими. Οʜᴎ всегда инкрустировались цветным камнем. Ибо глаз для египтян - вместилище духа и обладает могучей силой воздействия на живых и на духов.
Через ноздри ʼʼвдыхаласьʼʼ живительная сила лотоса, символизировавшего магическое оживление, то нос человека обычно изображался с подчеркнутым разрезом ноздрей.
Слайд 42
Канон в скульптуре
Спокойствие и бесстрастие
Симметрия
Портретное сходство, но при этом идеализация изображения.
Чем выше статус – тем больше размер скульптуры
(фараоны изображались огромными.. Изображать фараонов нужно было с отменным физическим здоровьем и красотой .Изображать фарараонов можно было стоящими с выдвинутой вперед ногой, с платком на голове, с царицей, с богами, на коленях)
Слайд 43
Материал и способы изготовления скульптур
Статуи были разных размеров – от нескольких метров до совсем небольших фигурок в несколько сантиметров.
Изображения богов, фараонов, вельмож делались преимущественно из камня (гранит, известняк, кварцит). Стоит сказать, что для небольших фигурок людей и животных чаще всего применяли кость, фаянс. Статуэтки слуг изготовлялись из дерева. Известны только две древнеегипетские скульптуры из меди. Известняковая и деревянная скульптуры были изначально раскрашена. Но излюбленным материалом стала бронза. Из нее изготовлялись изображения богов и фигурки посвященных им животных . Некоторые составлены из отдельно изготовленных частей, дешевые отливались в глиняных или гипсовых формах.
Слайд 44
Скульптуры Карнака
Статуя Рамзеса II c его дочерью Мерит Амон
Слайд 45
Колоссы Мемнона
Фараон Аменхотеп III и его супруга
Слайд 46
Скульптура Древнего Египта
1. Аменхотеп III
2. Писец Каи
3. Скульптурная семейная группа
4. Бюст Нефертити
5. Статуя Рахотепа и его жены
1.
2.
3.
4.
5.
Слайд 47
Жук - скаробей
Это насекомое ассоциировали с богом утреннего рассвета Солнца Хепри. Поэтому он считается символом возрождения, нового начала и светлых перемен, ведь рассвет, по мнению египтян, представляет собой возрождение всего сущего, которое происходит каждый день. Амулет со скарабеем означал новые возможности, придавал силы, энергию жизни в трудные времена и помогал в саморазвитии и обучении.
Слайд 48
Сфинксы
Фигуры львов с бараньими головами являются символами возрождения Осириса, лев – это символ начала возрождения Осириса в зодиакальном созвездии Льва, а голова барана – это символ возрождения Осириса в зодиакальном созвездии Овна. Человеческие фигуры под головой барана изображают потомков Осириса и Гора и являются символами самого Осириса, возрождение которого связано с зодиакальными созвездиями Льва и Овна. Лев с головой барана является символом возрождения, он показывает, что тот, кого изображает фигура между лап льва, возродится, как возродился Осирис.
Слайд 49
Стелла и обелиск
Погребальный камень, называемый "стелой", впервые встречается в начале Древнего Царства. Обычно на немизображали рельефный образ покойного вместе с сопутствующими надписями, в которых указывали его имя и различные заупокойные формулы. Устанавливали стелы, как правило, в гробницах-мастабах.
Египетские обелиски представляют собой четырехгранные сужающиеся столбы. Изготавливали из красного гранита. На всех четырех гранях высекали иероглифические надписи, в которых египтяне восхваляли своих богов, прежде всего – бога солнца Ра, а также фараонов, тоже причисляемых к богам. Многие обелиски украшены пирамидальными вершинами, покрытыми сплавом серебра и золота.
Слайд 50
Живопись Древнего Египта
Остракон с изображением акробатки. Рисунок кистью на известняке. Фивы.
Слайд 51
Тематику картин в Древнем Египте можно назвать религиозно-культовой. Основная цель- увековечить жизнь усопшего. Вся жизнь древних египтян состояла из ритуалов, и это прослеживается в рисунках. Живопись служила для украшения гробниц и религиозных строений, а также зданий, где жили знатные горожане. Произведение живописи посвящены прославлению умерших и высших мистических существ. Художники изображали целые сцены, с участием многих людей и богов с головами животных Живопись Древнего Египта имеет особый стиль, который сложно сравнить с чем-либо другим. Фигуры людей, богов и животных на изображениях, как будто подчинены некой схеме. Лицо принято было изображать в профиль, а саму фигуру – руки, ноги, часть туловища – в анфас. Закрепился так называемый канон изображения. Природа на картинах живописцев Египта также выглядела весьма схематично. Египтяне, в отличие от художников каменного века, делали центром своих произведений человека. Изображения носили магический характер. Изображение закрепляло права граждан, что значило, что в загробной жизни они будут иметь тоже, что и в земной
Слайд 52
Особенности изобразительного искусства
Виды изобразительного искусства Египта
- рельефы
- барельефы
-горельефы
- росписи стен
- скульптуры
погребальные маски
Канон изображения в живописи
Положение тела:
Голова и ноги в профиль плечи в фас, торс –три четверти.
Плоскостное изображение
Двухуровневые росписи
Правила употребления цвета
Слайд 53
Язык цвета
Зеленый цвет был выражением жизненных надежд, цветом нежного папируса, который окрашивал воды реки накануне наводнения. Это был цвет, предвещавший возрождение растительности, молодость. Поэтому Озирис, бог мертвых, в соответствии с данной символикой изображался в зеленых тонах.
Черный цвет символизирует благородный чернозем, несущий в себе питательный ил, он являлся кеми, смертью, отчего это был цвет непреложного сохранения и возвращения к жизни после смерти. Красный был цветом зла, необитаемой и бесплодной земли. Изображенные в этом цвете животные (ослы, собаки) считались вредоносными дьяволами. Кроме того, красной краской писались слова, которые несли недобрые предзнаменования. По этой причине Сет, брат и убийца Озириса, рисовался в красном цвете. Ярко-красный мог символизировать также кровь и жизнь.
Белый цвет является синонимом утренней зари, признаком победы и радости. Этот цвет применялся к короне Верхнего Египта (юг страны) и изображался в виде высокой короны на висках, имеющей форму белого цветка лотоса.
Ярко-желтый цвет был вечностью, нетленной плотью богов; отсюда широкое применение золота во всех видах искусства и ко всевозможным материалам.
Синий и голубой цвета обладали разным значением. Синий, цвета ляпис-лазури, символизировал волосы божеств. Голубой являлся очищающей водой, цветом моря и обещанием новой жизни.
Человеческой фигуре, естественно, тоже назначались некоторые конкретные цвета. Женщина изображалась с бледно-желтым или розовым цветом кожи, в то время как к образу мужчины применялся темно-красный или коричневый цвет.
Нейтральный цвет, применяемый к фону, исключает любую возможность намека на изменения света или тональности в сценах.
Слайд 55
Рельефы,горельефы и барельефы
Рельефные изображения встречались с древнейших времен на бытовых и культовых предметах, колоннах, погребальных стелах, но особенно часто — на стенах храмов и гробниц. Нет четко ограниченного места на стене. Можно было располагать всюду. Иногда рельефы тянулись на сотни метров. Рельеф раскрашивался в подавляющем большинстве случаев. Изображение должно четко следовать канону. Рельеф – углубление в фоне (в стене). Барельеф-выпуклое изображение. Горельеф – сочетание углубления и выпуклости фигур.
Слайд 56
Литература Древнего Египта
Слайд 57
Виды литературы Древнего Египта
Биографические (автобиографические тексты)
Эпистолярный жанр(письмо-послание)
Педагогические наставления, поучения, инструкции
Гимны и песни (в стихотворной форме чаще всего для восхваления власти) (песни о любви)
Доклады о путешествиях
Мифы
Сказки
Ритуальные тексты («Тексты саркофагов», «Книга мертвых» «Тексты пирамид» Носили магическую функцию. Были призваны обеспечить сохранение души в заупокойном мире)
Повествования,пророчества, беседы,(в форме диалога)написаны об исторических и социальных событиях. Сетования на жизнь и предостережения. Можно отнести к политической литературе(политические памфлеты) ("Пророчество Неферти«)
Слайд 58
Литература Древнего Египта вместе с шумерской литературой считается первой литературой мира.
Письмо в Древнем Египте, и иероглифическое и иератическое, впервые появилось в конце 4-го тысячелетия до н. э. в последней фазе додинастического Египта. К периоду Старого царства (XXVI—XXII века до н. э.) в литературное творчество входили погребальные тексты, письма, религиозные гимны и стихи и памятные автобиографические тексты, рассказывающие о карьерах выдающихся вельмож. Только в начале Среднего царства (XXI—XVII века до н. э.) была создана повествовательная литература.
Древнеегипетские тексты выполнены на свитках и пакетах из папируса, известняковых и керамических остраконах, деревянных писчих досках, монументальных каменных зданиях и даже гробах.
Сохранившиеся до наших дней тексты представляют лишь малую часть литературного материала Древнего Египта. Влажный климат поймы Нила не способствовал сохранению папирусов и надписей на них
Слайд 59
Профессия писца- престижная профессия в Древнем Египте (были IIIклассом жреческой касты)
Писец Каи
Привелегированный статус писца
Грамотные люди, как полагают, составляли лишь 1% населения, остальная часть включала неграмотных крестьян, пастухов, ремесленников и других рабочих, а также торговцев, которым нужна была помощь писцовых секретарей. Привилегированный статус писца. Писцы служили в государственных органах. Чиновники пользовались их помощью. Писцам нужно было даже «организовать раскопки озера и строительство кирпичного пандуса, определять число мужчин на транспортировку обелиска и организовать снабжение военной миссии» Писцы также оказывали услуги неграмотным людям в составлении писем, рекламных материалов и юридических документов. Писцы были ответственны за сохранение, передачу и канонизацию литературной классики, а также за написание новых сочинений. Должности писцов могли занимать как мужчины, так и женщины.
Слайд 60
«Будь писцом! Это освободит тебя от податей, защитит тебя от работ всяких, удалит тебя от мотыги... и не будешь ты носить корзину и служить в армии... Не будешь ты под владыками многими и под начальниками многочисленными».
Набор инструментов писца
Должности, которые занимали писцы
главный писец казначейства;
писец-переписчик постановлений;
архивист;
писец при храме;
учётчик подношений;
хранитель царских свитков;
писец отдела кадров;
писец кадастра;
переписчик скота;
секретарь суда;
писец административного здания;
учётчик призывников;
сопровождающий писец;
и др.
Слайд 61
Образование стоило большого труда. Ученики в школе занимались с раннего утра до позднего вечера. Обучение начиналось с 5 лет. Нерадивых жестоко наказывали. Чтобы добиться успехов в учебе, школьники жертвововали мирскими радостями. Вот что можно прочитать в одном из папирусов, как учитель наставляет своего ученика:
"Вставай на свое место! Книги уже лежат перед твоими товарищами. Читай прилежно книгу. Люби писание и ненавидь пляски. Целый день пиши твоими пальцами и читай ночью. Не проводи дня праздно,не пейпиво и не гуляй. Иначе горе твоему телу. Спрашивай совета того, кто знает больше тебя.»
Богиня Сешат. Сестра бога Тота. (бога мудрости) Покровительница писцов
Слайд 62
На чем писали египтяне ?
папирус
Глиняная дощечка
Остракон на камне
Стена Луксорского храма
Слайд 63
Иероглифы
Первоначально египетское письмо было пиктографическим (рисуночным): слова изображались наглядными рисунками, например: — солнце, — бык. Следующим шагом было создание идеографического (смыслового) письма. При помощи знаков этого письма, идеограмм, можно было записывать некоторые отвлечённые понятия, — например, знаком (горы) — горную, то есть чужеземную, страну; (солнце) — слово «день», исходя из того, что солнце светит лишь днём. Идеограммы играют большую роль и впоследствии в развитой системе египетской письменности. Например, все смысловые определители являются идеограммами.Позже появляются звуковые знаки, в которых изображенный рисунок связан уже не со значением слова, а с его звуковой стороной.
Во время Старого, Среднего и Нового царства было приблизительно 800 иероглифов. В период греко-римского правления в Египте их число превышало 6000.
Формальный и декоративный характер иероглифов обусловил то, что они использовались в основном для монументальных надписей и записей священных текстов. Для ежедневных административных и деловых документов и для переписки существовало более простое иератическое письмо, которое, однако, не вытеснило иероглифическое. Иероглифами продолжали пользоваться как в период персидского, так и греко-римского правления в Египте. Однако, до IV века осталось немного людей, способных читать и писать, используя эту сложную систему письма. Греки и римляне особо не интересовались ею, а с принятием христианства иероглифы вышли из употребления. В 391 году византийский император Феодосий I Великий закрыл все языческие храмы. Последняя известная иероглифическая надпись датирована 394 годом (находки на о-ве Филы).
Слайд 64
Тайна иероглифов
Жан Франсуа Шампольон в 1822г.
Разгадать тайну иероглифов удалось благодаря плоской каменной плите из черного базальта размером с поверхность письменного стола, найденной 2 августа 1799 года близ города Розетта в долине Нила. На этом камне было высечено три надписи: вверху — иероглифами, под ней — демотическим письмом, а ниже — на греческом языке! В конце греческой надписи было указано, что оба верхних текста являются ее точным переводом. Долго бились ученые над загадкой иероглифов. Наконец, нашелся человек, который сумел прочесть текст розетского камня. Это был французский лингвист ЖАН ФРАНСУА ШАМПОЛЬОН (1790-1832).
Слайд 67
Спасибо за внимание!