Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
метапредметность
Районный семинар учителей истории и обществознания
Рамонского района
25 марта 2014г.
ВАЖНО НЕ КОЛИЧЕСТВО ЗНАНИЙ, А КАЧЕСТВО ИХ.
МОЖНО ЗНАТЬ ОЧЕНЬ МНОГОЕ, НЕ ЗНАЯ САМОГО НУЖНОГО!
Л.Н.Толстой
Слайд 2
В Федеральном государственном образовательном стандарте появился новый термин – метапредметный , который включает:
Слайд 3
Главные особенности метапредметов
Это интегрированное занятие.
Содержание составляют деятельностные единицы, носящие универсальный характер: понятия, модели, схемы, задачи, проблемы и т.д.
Деятельность учащихся организуется не с целью передачи им знаний, а с целью передачи способов работы со знанием.
Ориентация на развитие у школьников базовых способностей.
Слайд 4
История метапредметного подхода
«Мета» – означает «стоящее «за», «через», «над»
Первым и наиболее известным метапредметом является
«Метафизика» Аристотеля.
В переводе с древне-греческого метафизика означает
«то, что после физики».
Это название ввёл не сам Аристотель, а Андроник
Родосский, который собрал труды учёного. Занимательно, что первоначально слово «Метафизика» использовалось им для обозначения тех философских книг мыслителя с рассуждениями о первопричинах бытия, которые буквально располагались после Аристотелевой «Физики».
С тех пор смысл термина сильно изменился и под метафизикой стали понимать учение о началах всего сущего.
Метафизика в её различных толкованиях выступала предметом изучения как зарубежных философов - Фомы Аквинского, Канта, Хайдеггера, так и отечественных учёных - Вл. Соловьёва, П.Флоренского, С.Булгакова, Д.Андреева и др. Например, Вл. Соловьёв разработал метафизику всеединства, согласно которой смысл человека состоит в постижении первоистоков единства важнейших ценностей – истины, добра и красоты.
Слайд 5
Взгляды ученых на метапредметность
Возможности формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий:
• развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
• мыследеятельностная педагогика;
• коммуникативная дидактика;
• эвристическое обучение;
• логико-смыслового моделирования;
• школа М.Щетинина
• технология развития критического мышления и др.
Юрий Вячеславович Громыко — российский психолог, педагог, методолог. Директор НИИ Инновационных стратегий развития общего образования (НИИ ИСРОО) Департамента образования города Москвы. В науке и педагогической практике все больше сторонников находит именно его мыследеятельностная педагогика, которая является продолжением теории развивающего обучения Василия Васильевича Давыдова. Она направлена на формирование столь важного сейчас теоретического мышления и универсальных способов деятельности.
Слайд 6
Учебные метапредметы Совокупность фундаментальных образовательных объектов составляет инвариантное (базовое) метапредметное содержание.
Метапредмет представляет собой предметно оформленную связку образовательных объектов и связанных с ними проблем. Метапредмет – это не особый, деятельностный «срез» предмета, но именно основосоздающая часть предмета. Содержание метапредмета качественно отличается от содержания обычного учебного курса тем, что смысловое поле объектов познания в нём выходит за рамки традиционных учебных дисциплин и располагается как бы на метауровне. Результат познания этих объектов не сообщается ученику в качестве готового материала для усвоения, а добывается каждым учащимся по-своему в ходе организованной эвристической деятельности.
Слайд 7
Традиционный подход Метапредметный подход
1. Знакомство с важнейшими определениями учебного предмета. 1. Промысливание (а не запоминание) важнейших понятий учебного предмета.
2. Осознание понятий и работа с ним в рамках учебного предмета. 2. Переоткрывание процесса возникновения того или другого знания одного учебного предмета.
3. Использование способа переоткрывания знания на разном учебном материале.
Слайд 8
теоретическое мышление обобщение, систематизация, определение понятий, классификация, доказательство и т.п.
навыки переработки информации умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.
критическое мышление умения отличать факты от мнений, определять соответствие заявления фактам, достоверность источника, видеть двусмысленность утверждения, невысказанные позиции, предвзятость, логические несоответствия и т.п.
творческое мышление перенос, видение новой функции, видение проблемы в стандартной ситуации, видение структуры объекта, альтернативное решение, комбинирование известных способов деятельности с новыми
качества мышления гибкость, антиконформизм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.
Основные понятия метапредметности
Метадеятельность - как универсальный способ жизнедеятельности каждого человека определяется уровнем владения им метазнаниями и метаспособами, т.е. уровнем развития личности.
Метазнания - знания о знании, о том, как оно устроено и структурировано; знания о получении знаний, т.е. приёмы и методы познания (когнитивные умения) и о возможностях работы с ним.
Метаспособы - методы, с помощью которых человек открывает новые способы решения задач, строит нестереотипные планы и программы, позволяющие отыскать содержательные способы решения задач.
Метаумения - присвоенные метаспособы, общеучебные, междисциплинарные (надпредметные) познавательные умения и навыки. К ним относятся:
Слайд 9
Согласно введённому в отношении метапредметности
принципу человекосообразности образования именно человек является основным субъектом своего образования.
И смысл образования состоит в выявлении и реализации внутреннего потенциала человека по отношению к себе и внешнему миру.
Связь внутреннего и внешнего в человеке, его микро- и макрокосма, обеспечивается через деятельность, относящуюся к фундаментальными узловыми основаниям мира и человека.
В этих основаниях и заключена метапредметная суть образования. Образование понимается нами буквально – как образовывание человека – созидание, создание им образовательных продуктов, как внутренних, так и внешних. Отсюда цель образования – не освоение учебной деятельности, а именно генерация, продуцирование образовательного результата, имеющего ценность не только для ученика, но и для окружающего его социума, мира, человечества
В этом принципиальное отличие данного ориентира от того, которое заявляется, например, в развивающем обучении. Там цель – развитие ученика, его теоретического мышления, освоение им учебной деятельности. Здесь – самореализация человека необходима ради его продуктивных результатов, сначала образовательных, потом и не только.
Слайд 10
Каким должно быть метапредметное содержание образовательных стандартов?
Каковы основные элементы метапредметного содержания образовательных стандартов с позиций человекосообразного обучения?
Метапредметное содержание образовательных стандартов должно включать в себя: 1) реальные объекты изучаемой действительности, в том числе фундаментальные образовательные объекты; 2) общекультурные знания об изучаемой действительности, в том числе фундаментальные проблемы; 3) общеучебные (метапредметные) умения, навыки, обобщённые способы деятельности; 4) ключевые (метапредметные) образовательные компетенции. Каждый из указанных элементов метапредметного содержания будет иметь в образовательных стандартах двойное присутствие:
во-первых, отдельное концентрированное выражение для каждой возрастной ступени в форме, соответствующей метапредметному содержанию стандартов;
во-вторых, конкретное воплощение в каждом учебном предмете (образовательной области) в форме, тождественной его целям и содержанию.
Слайд 11
По мнению Громыко, блок метапредметов надстраивается над преподаванием традиционных учебных предметов.
В этом блоке у учащихся формируются метазнания и метаспособы.
В качестве метапредметов Громыко Ю.В. были выделены:
«Знание», «Знак», «Проблема», «Задача».
Слайд 12
Метапредметы ( по Ю.В. Громыко)
Метапредмет «Знание» формирование способности работать с понятиями
Метапредмет «Проблема» (формирование у школьников собственной позиции относительно данного события
Метапредмет «Задача» решение школьниками разных задач и освоение способов их решения
Метапредмет «Знак» формирование у школьников способности схематизации
Слайд 13
Примеры метапредметных категорий:
1. Определение и понятие.
2. Рисунок и схема.
3. Знание и информация.
4. Цель и задача.
5. Роль и позиция.
6. Модель и способ.
7. Содержание и форма.
8. Знание и незнание.
9. Порядок и хаос.
10. Изменение и развитие.
11. Простое и сложное.
Слайд 14
ЛЮБОВЬ. Жили-были три сестры - Вера, Надежда и Любовь. Как-то раз гуляли они по белу свету, а Любовь заблудилась в мягких облаках, да и потерялась. Попросила она помощи у Солнца. «А откуда ты родом?» - спросило Светило. Задумалась Любовь. Как она родилась, когда и где? Ничего не помнит. Помоги Любви. Напиши, где и как рождается любовь. СЕМЬЯ. С первого класса знакома нам пословица "Повторение - мать учения". А какое действие или умение можно назвать отцом учения? Братом? Бабушкой? Кем еще? Опиши свою семью учения.
Слайд 15
Тема « Познание» 10 класс
"Я знаю, что ничего не знаю" – эту фразу приписывают древнегреческому мыслителю Сократу.
Говорят, что после этой фразы он добавил "А другие не знают и этого". Перечисли как можно больше того, чего именно ты не знаешь.
Тема «Семья» 7 класс
С первого класса знакома нам пословица "Повторение - мать учения". А какое действие или умение можно назвать отцом учения? Братом? Бабушкой? Кем еще? Опиши свою семью учения.
Слайд 16
Урок – экспромт
Отправная точка – события в Украине
Какие определения приходят на ум, когда мы слышим об этих событиях?
Смута. Переворот. Бунт. Беспредел. Перестройка. Революция.
Давайте разбираться с понятиями.
Придумайте слово « революция» с разными прилагательными.
Что же общего во всех случаях? ( коренное изменение)
Приведите последствия и влияние на общество культурных революций, научно-технических революций.
Предлагая учащимся разные источники, показываю, что это понятие у разных мыслителей предстает по-разному, в основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различений: у Ленина - один, у Платона - другой, у Осипа Мандельштама - третий. И хотя мы имеем в первом случае дело с текстом политика, во втором - философа, а в третьем - поэта, анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений.
Историко-политологическое понимание
Слайд 17
Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык термин вошёл из названия книги Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер», 1543).
Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера — государственный переворот
(например, приведшая к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских; кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в («Великая пролетарская культурная революция»).
И наоборот — иногда этот термин и не применяют к событиям, растянутым во времени, но в итоге приведшим к революционным изменениям в обществе (напр., реформы, проводившиеся в СССР в 1987–1991 гг., т. н. «Перестройка»).
Историко-политологическое понимание
Слайд 18
Революция — коренное преобразование в какой-либо области человеческой деятельности.
Революция (от лат. revolutio — поворот, переворот, превращение, обращение) — радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием. Революцию как качественный скачок в развитии, как более быстрые и существенные изменения, отличают и от эволюции(где развитие происходит более медленно) и от реформы (в ходе которой производится изменение какой-либо части системы без затрагивания существующих основ).
Различают революции
в природе (геологическая,
в развитии общества
экономическом — неолитическая революция, промышленная революция, культурная революция, «зелёная революция», демографическая революция, «революция растущих потребностей»
политическом — социальная революция, политическая революция),
в науке («научная революция» (термин введён в обращение Томасом С. Куном) — физике, биологии, медицине, философии,космологии и технике. Также используется термин «научно-техническая революция». В принципе, революция (как и эволюция) может произойти в любой сфере.
Слайд 19
Революция — радикальное, коренное, «революционное», глубокое качественное изменение, скачок в развитии природы, общества или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.
Революция — в русском разговорном языке означает Октябрьскую революцию 1917 года (например, во фразе «до революции»), тесно сплетённую с Февральской революцией 1917 года.
Революция — в астрономии означает движение небесного тела по орбите вокруг другого тела, «обращение», особенно в значении целого совершённого оборота, то есть возвращения тела в ту же точку орбиты по прохождении полной траектории.
В астрологии также существует предсказательная методика «революций» (или «возвращений»), основанная на анализе астрологической карты момента, когда какая-либо планета возвращается в исходное положение; например, в случае с Солнце — метод «солнечных революций», или «солнечных возвращений».
Слайд 21
Первоначально термин revolution употреблялся в астрологии и алхимии. В научный язык термин вошёл из названия книги Николая Коперника «De revolutionibus orbium coelestium» («О вращениях небесных сфер», 1543).
Иногда «революциями» традиционно называют те или иные социально-политические явления, которые, строго говоря, не носят революционного характера — государственный переворот
(например, приведшая к замене на английском престоле династии Стюартов династией Оранских;
кампанию Мао Цзэдуна по ликвидации своих конкурентов в структурах КПК сверху донизу в 1966—1976 годах («Великая пролетарская культурная революция »).
И наоборот — иногда этот термин и не применяют к событиям, растянутым во времени, но в итоге приведшим к революционным изменениям в обществе (напр., реформы, проводившиеся в СССР в 1987–1991 гг., т. н. «Перестройка»).
Слайд 22
Нормативные правовые акты
1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г.
N 413 г. Москва об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования
Монографическая литература
2. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Знак".- М., 2001.
3. Громыко Ю.В. "Метапредмет "Проблема".- М., 1998.
4. Кузнецов А.А. О школьных стандартах второго поколения / А.А. Кузнецов. //Муниципальное образование: инновации и эксперимент.// - 2008.
5. Лаврентьева З.И. Педагогическое проектирование.
6. Методические рекомендации по использованию информационно-коммуникационных технологий в цикле социально-экономических дисциплин в общеобразовательной школе. // Пермь, ПРИПИТ. 2004 г
Описание электронных ресурсов
7. http://www.eidos.ru/edu/themes/60245/index.htm 8. http://www.ug.ru/?action=topic&toid=2820 9. http://www.sibuch.ru/article.php?no=451 10. http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=824 11. http://imc.tomsk.ru/metod 12. http://www.apkpro.ru/content/view/804/ 13. http://www.ed.gov.ru/ob-edu/noc/rub/standart/
14. http://hrm.ru/db/hrm/pedagogicheskoe-proektirovanie/glossary.
Слайд 23
Периодизация революции (первая русская революция 1905-1907гг).
Слайд 25
Логическая схема
структурно-логическая схема (примеры: причины крушения Римской империи, завоевания арабов, создания государства
Слайд 26
С применением метапредметного подхода предполагается развитие у школьников базовых способностей:
Мышление
Воображение
Целеполагание
Понимание
Действие