Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Республика Марий Эл История малой родины Бекмансурова Альфия
Слайд 2
Респу блика Мари й Эл (луговомар. Марий Эл Республик , горномар. Мары Эл Республик) — республика на востоке европейской части России, субъект РФ, входит в состав Приволжского федерального округа. Согласно конституции Республики Марий Эл, является республикой (государством) в составе Российской Федерации. На севере и востоке граничит с Кировской областью, на юго-востоке — с Республикой Татарстан, на юго-западе — с Республикой Чувашия, на западе — с Нижегородской областью. Столица — город Йошкар-Ола.
Слайд 4
Численность населения республики составляет 690 349чел. Плотность населения — 29,53 чел./км 2 . Городское население — 64,33 % (2013). Национальный состав: В городском населении Йошкар-Олы и Волжска преобладают русские. В сельской местности преобладает марийское население, в Горномарийском районе — горные марийцы, по языку и культуре отличающиеся от луговых марийцев. В Звениговском районе расположено несколько чувашских сёл. Татары проживают в основном в Йошкар-Оле, Волжске и компактно в Звениговском, Мари-Турекском, Медведевском, Моркинском, Параньгинском районах. Действует общество татарской культуры, Республиканский центр татарской культуры.
Слайд 5
РМЭ состоит из 3 городов республиканского подчинения и 14 муниципальных районов.
Городские округа Республики Марий Эл: Городской округ «Город Йошкар-Ола» Городской округ «Город Волжск» Городской округ «Город Козьмодемьянск» Районы Республики Марий Эл:
1. Волжский район
2. Горномарийский район
3. Звениговский район
4. Килемарский район
5. Куженерский район
6. Мари-Турекский район
7. Медведевский район
8. Моркинский район
9. Новоторъяльский район
10. Оршанский район
11. Параньгинский район
12. Сернурский район
13. Советский район
14. Юринский район
Слайд 6
Этноисторическая справка
Марийцы (прежнее официальное название - черемисы ), аборигенное население республики, исторически сформировались к концу X века, принадлежат к финно-угорской языковой семье народов. Тогда же они оказались в зависимости от Хазарского каганата, а затем последовательно - от Волжской Булгарии, Золотой Орды и Казанского ханства. В течение длительного времени территория, занимаемая марийцами, была ареной борьбы между славянами и тюрками, христианством и исламом. В середине ХVI века Марийский край был присоединен к Русскому государству. До Октябрьской революции марийцы не имели своей государственности и были разбросаны в составе Казанской, Вятской, Нижегородской, Уфимской и Екатеринбургской губерний. И сегодня из 670 тысяч марийцев только 324,3 тысячи проживает в РМЭ. Исторически сложилось так, что 51,7 % мари проживают вне пределов своей республики
Слайд 7
История
Финно-угорские племена населяли территорию современной европейской части России с доисторических времен. На территории республики Марий Эл сохранились археологические источники, относящиеся к первому тысячелетию до н. э. Черемисы (современное название — марийцы) впервые достоверно упоминаются в X веке в письме хазарского кагана Иосифа. Предки современных марийцев между V и VIII веком взаимодействовали с готами, позднее с хазарами и Волжской Булгарией, которая находилась на территории современного Татарстана и была в 1236 году уничтожена наступавшими на Русь монгольскими войсками хана Батыя. С образовавшейся после этого Золотой Ордой марийцы, по-видимому, состояли в союзнических отношениях. С XIII по XVI век марийцы входили в состав Золотой Орды и Казанского ханства. С IX века марийцы вошли в контакт с продвигавшимся на восток славянским населением, основавшим города Ростов, Галич, Ярославль, Суздаль, Владимир и Нижний Новгород. Так марийцы попали в сферу влияния Древнерусского государства.
Слайд 9
В Средние века обычным делом стали русско-татарские столкновения на марийских землях. В 1551 году земли горных мари попали под контроль Москвы, в 1552 году царские войска взяли Казань, и луговые мари начали платить дань. Начался 30-летний период черемисских войн, который завершился воздвижением городов-крепостей (в 1583 - Козьмодемьянск, в 1584 году — Царевококшайск ) и последующим русским заселением региона. Принудительная христианизация привела к тому, что марийцы ушли в леса, оставляя пустыми целые деревни. После Октябрьской Революции, 4 ноября 1920 года, была образована Марийская автономная область. В 1920-е годы были установлены две равноправные языковые литературные нормы: луговомарийский язык и горномарийский язык. 5 декабря 1936 года Марийская автономная область преобразована в Марийскую АССР. 22 октября 1990 года — Марийская Советская Социалистическая Республика (МССР). 9 декабря 1992 года — Республика Марий Эл.
Слайд 10
Возможно, так выглядели марийские воины во время черемисских войн
Слайд 11
Марийская Традиционная Религия Основывается на вере в силы природы, которую человек должен почитать и уважать. До начала распространения монотеистических учений марийцы почитали многих богов известных под названием Юмо, признавая при этом главенство Верховного Бога (Кугу Юмо). В XIX веке возродился образ Единого Бога Тÿҥ Ош Кугу Юмо (Единый Светлый Великий Бог). Бытование в течение многих веков и широкое распространение Марийской Традиционной Религии подтверждают как исторические, так и современные источники. Упоминания о ней в различных формах встречаются в русских летописях XVI - XVII веков. О культе предков, бытовавшем у марийцев, русский учёный Н. П. Рычков писал в 1770 г.: «Сие есть лучшее из всех размышлений: ибо уподобляться своим предкам, сохранять их непорочные нравы похвально и для других народов».
Слайд 12
Марийская Традиционная Религия Последователи Марийской Традиционной Религии осуществляют религиозные ритуалы, массовые моления, проводят благотворительные, культурно-просветительские мероприятия. Они обучают и воспитывают подрастающее поколение, издают и распространяют религиозную литературу. Молитвенные собрания и массовые моления проводятся в соответствии с традиционным календарем, при этом всегда учитывается положение луны и солнца. Общественные моления проходят, как правило, в священных рощах (кÿсото). Молением руководит онаеҥ, карт (карт кугыза). Дополнительная информация:
Слайд 13
Священные рощи Марийские священные рощи (мар. кӱсото ) — уникальные историко-культурные и ландшафтные памятники народа мари. Располагаются недалеко от деревень на возвышенных местах посреди полей в виде зелёных островков. Нередко эти рощи достигают 0,3-0,5 га, а иногда могут занимать площадь до одного гектара. Марийцы рассматривают священную рощу как место временного обитания богов, как сакральную территорию, в пределах которой возможен контакт человека с Богом. Здесь нельзя ломать ветки, убивать животных (не жертвенных), жечь костры (опять же, не ритуальные), справлять нужду, женщинам запрещено заходить с непокрытой головой. Запрещены пьянство и мусор. По рассказам, бывали случаи, когда за сломанную в роще ветку человек наказывался тяжелой болезнью. Перед входом в рощу необходимо сполоснуть лицо и руки, считается, что таким образом человек очищает себя от дурных мыслей и входит в рощу с чистой душой и светлыми
Слайд 15
Священные рощи В зависимости от объекта почитания различаются рощи, посвященные отдельному Богу (божеству или духу); в основном, это семейные и родовые рощи, деревья, и святилища, в которых моления проводятся одновременно многим высшим (небесным) богам и духам. В святилищах, предназначенных для совершения молений многим божествам и духам, в честь каждого божества выбирается свое дерево «онапу» (липа, береза или дуб). Здесь совершаются главным образом коллективные моления от имени верующих нескольких деревень, районов или даже всего марийского народа. Молениями руководят карты. Жрецами-картами назначаются те, кто лучше других знает, как и кому нужно молиться. Потом приносится жертва. В некоторых деревнях в качестве главной жертвы приносят жеребенка. В других — гуся, петуха, барана. Марийские боги любят белый цвет. Если нет белого животного, другое животное покрывали белой тканью.
Слайд 17
Особо охраняемые природные территории Национальный парк Марий Чодра, Государственный природный заповедник Большая Кокшага 8 заказников регионального значения; 38 памятников природы регионального значения; Ботанический сад Мар ГТУ.
Слайд 18
Заповедник Большая Кокшага
В марийской тайге в 1993 году был создан государственный заповедник площадью 21,5 тысяч гектаров. Название заповеднику дала одна из чистейших рек европейской части России, левый приток Волги - Большая Кокшага. Здесь нет крутых оврагов и высоких холмов, по заболоченным лесам пробираются к Кокшаге тихие бобровые ручьи. В здешних лесах уникальные места, значение которых в охране природы переоценить невозможно. Одно из них - дубравы в пойме реки Большая Кокшага. Заповедник "Большая Кокшага" - маленький островок нетронутой природы в Республике Марий Эл, ее гордость и богатство. http://
Слайд 20
Национальный парк Марий Чодра Расположенный на Кленовой горе Национальный парк "Марий Чодра", представляет собой интереснейший природно-территориальный комплекс. На его территории построен санаторий "Кленовая гора", находятся такие популярные у туристов места, как родник Зеленый Ключ, озера Яльчик, Мушан-ер, Глухое, Конан-ер, протекают реки Илеть, Юшут, Петъялка. Здесь сохранился старейший экземпляр дуба, получивший название Пугачевского. По преданию, под сенью этого дуба останавливался на ночлег со своим отрядом Е. И. Пугачев. Дуб резко отличается своими размерами среди древостоя. Это исполинское дерево с мощным стволом, диаметр которого составляет 159 см, входящее в состав верхнего яруса. Уже сам по себе взятый в отдельности Пугачевский дуб представляет собой ценный памятник природы.
Слайд 22
По легенде, отряд предводителя крестьянского восстания Емельяна Пугачёва останавливался здесь на ночлег перед походом на Казань летом 1774 года. Когда же пугачёвские войска были разбиты и отступили, сам Пугачёв с вершины дуба смотрел на зарево казанского пожара. Так же существует легенда, что эти места хранят несметные сокровища, награбленные пугачёвцами в Казани и спрятанные при отступлении. Возраст дуба 413 лет. Дуб расположен в 60 км от Йошкар-Олы близ посёлка Кленовая гора Волжского района Марий Эл. Дуб Пугачёва
Слайд 23
Г. Волжск Волжск ( Юлсер-Ола ) —второй по величине город республики. В народе известен как хоккейная столица Марий Эл основан в 1940 году специально для работников Марийского целлюлозно — бумажного комбината. К этому времени на прилегавших к комбинату территориях уже проживало более 15000 человек. В годы Великой Отечественной войны в город был эвакуирован Рязанский авиационный завод и другие мелкие предприятия. К 1995 году в городе была полная разруха: денег не было, зарплата не выплачивалась годами. В декабре 1999 года в городе на длительное время были отключены все коммунальные услуги, и жителям приходилось буквально выживать. Сегодня социальное положение в городе заметно улучшилось. В ближайшем будущем планируется сделать из Волжска главный промышленный центр республики Марий Эл
Слайд 24
Волжск частично лежит ниже отметки уровня Волги до создания Чебоксарской ГЭС, неустранимые неполадки на которой привели бы к затоплению почти всего города, кроме одного микрорайона Волжск на юге и востоке граничит одновременно с Чувашией и Татарстаном и является крайней южной точкой республики Марий Эл. Волжск — самым маленький город России, имеющий хоккейную команду («Ариада»), которая играет на общероссийском уровне.
Слайд 27
Волжский район Озеро Морской глаз ( Мӱшыл ер ). Расположено около деревни Шарибоксад Волжского района Республики Марий Эл. Озеро интересно своим местоположением на склоне горы, большой глубиной при небольших размерах и необычным зелёным цветом воды. По происхождению карстовое. Имеет связи с подземными пустотами, которые до сих пор не изучены. Легенды Морского глаза Легенда 1. В старые времена ехал по этим местам свадебный кортеж. Жених с моркинской стороны брал невесту из этих мест. И вот когда свадебный поезд возвращался назад по прежней лесной дороге, не заметили веселившиеся люди, что земля провалилась на их пути. Ушли в глубину вековые деревья. Весь свадебный кортеж ушел в пучину озера, возникшего на месте глубокого провала. До сих пор, согласно легенде, по ночам иногда можно услышать над озером тихие звуки свадебных песен и перезвон колокольчиков. Легенда 2. Сохранилась другая легенда, согласно которой, давным-давно в озере марийские крестьяне находили останки древнего морского корабля. Как будто бы вода на дне озера как морская - солёная. Легенда 3. Теныз шинча. Утверждают, будто бы в нижних слоях озера есть морские бархатные водоросли, которые и придают воде озера её неповторимый изумрудный цвет.
Слайд 29
Г. Козьмодемьянск В городе действует Козьмодемьянский музейный комплекс: художественно-исторический имени А. В. Григорьева (полотна Айвазовского, Кандинского, Коровина) этнографический музей под открытым небом предлагает экспозицию, демонстрирующую быт и культуру горных марийцев; музей Остапа Бендера содержит инсталляции и предметы быта, так или иначе касающиеся событий романов Ильфа и Петрова «12 стульев» и «Золотой телёнок»; музей купеческого быта, демонстрирующий интерьер (мебель, предметы быта) купеческого дома. В городе сохранилась так называемая Стрелецкая башня — часовня, построенная в 1697 году. Историческая территория Козьмодемьянска занимает 120 га. Здесь расположены 150 памятников, в том числе 12 — федерального значения и 40 — республиканского. В последние десятилетия велось большое строительство в нагорной части города, и теперь Козьмодемьянск предстает в двух ипостасях: древней и современной.
Слайд 30
Вид на город с р. Волги
Слайд 32
Этнографический музей под открытым небом
Слайд 33
Этнографический музей под открытым небом
Слайд 34
В Козьмодемьянске ежегодно с 1995 года проводится юмористический фестиваль «Бендериада», названный в честь героя романов Ильфа и Петрова Остапа Бендера. Некоторые литературоведы считают, что прообразом для описанного в романе «Двенадцать стульев» города Васюки послужил именно Козьмодемьянск, что оспаривается жителями расположенного выше по течению Васильсурска.
Слайд 36
Горномарийский район Административный центр – г. Козьмодемьянск В X—XI вв. сложилась устойчивая территория расселения марийцев. К этому времени они прочно освоили правый (горный) и левый (луговой) берега р. Волги. Выделились две территориальные группы: горные и луговые. В XIII—XIV вв. связь между ними стала ослабевать. В XV—XVI вв. уже четко фиксировались две группы мари. Горных марийцев объединяет общность происхождения, культуры, языка, социально-экономической истории, менталитета, ярко выражено этническое самосознание.
Слайд 37
Звениговский район Административный центр – Звенигово На территории района располагается часть территории Национального парка «Марий Чодра» С. Кокшайск –одно из древнейших поселений, в 1574 году для подавления сопротивления луговых марийцев был построен Кокшайск — первый на территории Марийского края., а сейчас это туристический центр республики.
Слайд 39
Килемарский район является самым лесистым районом Марийской республики, он почти весь занят лесами. На его территории образован Государственный природный заповедник «Большая Кокшага» На территории района сохранилось много священных для марийцев мест:священные рощи (оты), озера и другие места поклонений своим богам (йымы). Названия этих святынь в большинстве своем стерлись, но особо почитаемые места известны: Карак-оты - Воронья роща, Цанга-оты - Галочья роща в окрестностях Карачурипа и Отар. Священные источники у бывшего села Отары посещаемы и сейчас. В с. Кумья есть епархиальный мужской монастырь Богородице-Сергиева Пустынь
Слайд 40
епархиальный мужской монастырь Богородице-Сергиева Пустынь
Слайд 41
Куженерский район В районе два комплексных природных заказника регионального значения "Горное Заделье" и "Каменная Гора", 8 памятников археологии рубежа I и II тысячелетия нашей эры, 30 ландшафтных памятников, много памятников истории, архитектуры, градостроительства. Природный заказник "Каменная Гора" находится на одной из возвышенностей Вятского увала на высоте приблизительно 150 м над уровнем моря. Заказник создан для сохранения уникального горного ландшафта со штольнями и каменоломнями и сохранения редких видов растений. На территории заказника в естественных условиях произрастает один из четырех видов орхидеи- Венерин башмачок, произрастающих в России, он занесен в Красную книгу РФ.
Слайд 43
Мари-Турекский район Окрестные марийцы называют эти места "эрвел" - утренняя сторона, восток, а коренных жителей - "эрвел мари", восточные мари. Название села, давшего название району, происходит от марийского слова "тур" - край, окраина. Изначальное название этого селения – Турек - свидетельствует, что здесь начинается марийская земля. Яркое выражение народное творчество находило в музыкальной культуре. Марийцы предусматривали использование национальных музыкальных инструментов в религиозных обрядах и ритуалах, в течение длительного времени сохраняли волынку (шувыр) и барабан (тумыр), гусли (кусле), музыкально-сигнальную трубу (тотрет пуч, удыр пуч, пайрем пуч), свирель (шиалтыш). По древним традициям каждая марийская девушка должна была уметь играть на гуслях, струны которых раньше изготовлялись из особым способом обработанных кишок ягнят.
Слайд 46
Церковь святых Петра и Павла
Слайд 47
Медведевский район Является наиболее экономически развитым районом Республики. Ежово-мироносицкий монастырь –самый древний на территории республики. Мироносицкая пустынь была основана в 1649 году на месте явления Чудотворной Мироносицкой Иконы Божией Матери и по праву считается памятником русского зодчества 17 века. Неподалёку находится святой источник с купелью.
Слайд 48
История Ежово-Мироносицкого монастыря (Мироносицкая пустынь) началась 1 мая 1647 г. с явления чудотворного образа Богоматери и святых жен Мироносиц
Слайд 49
Медведевский мини-зоопарк
Слайд 50
Моркинский район Сведения о первых поселениях людей на территории района относятся к 3 — 2 тысячелетию до нашей эры. Археологами изучены две стоянки первобытных людей на территории Моркинского района: Старомазиковская и Барскокужерская. около 50 мелких озер. Три из них охраняются государством - Ергешьер (Круглое), Кужьер (Долгое), Шучьер (Черное). В 2002 году на территории района был организован биологический заказник регионального значения "Моркинский" . Район богат родниками и ключами, которых насчитывается 33 шт. На территории района располагается часть территории Национального парка «Марий Чодра»
Слайд 51
Гора Карман-Курык. Она овеяна легендами и преданиями. Тут раньше водились марийские ведьмы - Овды, и судя по историческим справкам - племена одо-мари (предки современных удмуртов). Местным жителям (д. Абдаево - Одасола) хорошо известна легенда, где Овда прокляла жителей деревни Посянур, которая потом полностью вымерла и прекратила существование.
Слайд 52
Новоторъяльский район Уроженцем района является создатель первой марийской оперы Эрик Сапаев, имя которого гордо носит марийский государственный театр оперы и балета
Слайд 53
Марийский государственный театр оперы и балета им. Э. Сапаева
Слайд 54
Оршанский район Археологические находки кремниевых и каменных предметов (наконечников, дротиков, тесел, скребков и др.) эпохи неолита возле деревень Чирки, Солонер, Косареве, сел Марково и Великополье, раскопки на Чирковской стоянке (памятник волосовской культуры) свидетельствуют о том, что первые люди в этой местности появились более пяти тысяч лет тому назад. Первые археологические памятники древних мари на территории Оршанского района (Ернурское и Старосельское городища) датируются VI-VII веками. На территории района – самое глубокое и чистое озеро республики – оз. Табашино
Слайд 56
Параньгинский район После падения Казани часть беглого татарского населения была принята марийцами на своей территории, вследстие чего татары составили около половины населения района. Параньгинский район был образован по просьбе татарского населения в соответствии с проводимой в стране национальной политикой согласно Постановлению Президиума ВЦИК. До 8 июля 1932 года район назывался Татарским. Ежегодно район становится центром проведения национального татарского праздника Сабантуй Сабантуй переводится с тюркских языков как «свадьба (торжество) плуга». Первоначальная цель этого обряда, вероятно, заключалась в задабривании духов плодородия с тем, чтобы благоприятствовать хорошему урожаю в новом году
Слайд 58
Борьба на кушаках - куреш
Слайд 59
Сернурский район Сернурский район РМЭ – история и достопримечательности Уроженцы района: Н. А. Заболоцкий. Русский поэт-философ XX в., самобытный художник слова, талантливый переводчик мировой поэзии, автор авангардистских произведений и создатель так называемого «ребусного» стиха, написал около половины своих произведений московского периода. А. Ф. Конаков. Родился в 1887 г. в д. Куп-Сола Сернурского района. Марийский писатель - просветитель и педагог. Имя А. Ф. Конакова носит Сернурский историко-литературный музей. Йывын Кырля (К. И. Иванов). Родился в 1909 г. в д. Купсола Сернурского района. в 1936 г. стал актером Марийского драмтеатра. Известен и как поэт. Основные произведения - сборник стихов «Мы - ударники» (1931), сборник стихов и воспоминаний «От радости пою» (1931), «День рождения» (1935) и др. Репрессирован в 1937 г.
Слайд 60
Водяная мельница в деревне Желонкино Еще лет сто назад крутились повсеместно жернова, перемалывая зерна в муку. Водяные, ветряные мельницы делали потихоньку свою работу. Водяная мельница в деревне работает более 200 лет. Она ломалась, чинилась, горела, перестраивалась, отстраивалась заново – и продолжала работать. Живописный пруд, питаемый ключами (рядом деревня с говорящим названием Большие Ключи) с чистейшей, холодной водой заканчивается четырехметровой высоты запрудой, с которой с шумом падает вода
Слайд 61
Водяная мельница в деревне Желонкино
Слайд 62
Советский район На территории района 31 священная роща (кӱсото), где марийцы-язычники устраивали массовые моления с жертвоприношениями Поселок Ургакш расположен на ровном высоком месте с уклоном к речке Ургашке. Выпускники Республиканского лицея-интерната в п. Ургакш каждый год поступают в Ниж ГМА.
Слайд 63
Юринский район Юринский район Республики Марий Эл, расположенный в месте слияния трех больших судоходных рек Волги. Ветлуги и Суры, вблизи высокоразвитых регионов Поволжья и крупных промышленных городов, является одним из экологически чистых районов Поволжья и Центральной России. Главными туристическими объектами с. Юрино являются усадьба Шереметьевых, построенная в стиле владельческого города, с главным домом, парком и комплексом построенных сооружений, Михайло-Архангельский Собор, построенный в середине ХХ века и здания старинной застройки XYIII – XIX века.
Слайд 65
Строительство усадьбы в пос. Юрино связано с именем известных в Нижегородской губернии помещиков – Шереметьевых, купивших в 1812 году земли Юринской волости у вдовы действительного камергера двора Его величества А. А. Жеребцова. В первой половине Х1Х века Сергеем Васильевичем Шереметьевым, были очерчены пределы будущей усадьбы. К разработке проекта Шереметьевы приглашали известных архитекторов, преимущественно иностранцев (Р. К. Мюллер, А. А. Барланд, А. В. Корш). С 1905 года к работе над проектом был приглашен известный русский зодчий П. П. Малиновский. В 1874 году Василий Петрович Шереметьев приступает к строительству «каменного замка». Величественное здание возводили поколения юринских мастеровых Морозовых, Тезиковых, Беляковых, Балакиных и других. Усадьба Шереметьевых
Слайд 66
Усадьба Шереметьевых Период строительства усадебного комплекса соответствует расцвету эклектики в архитектуре, соединившей элементы различных стилей, смешение стилей – западноевропейская и восточная готика, древнерусская и романская архитектура отразилось на формах и декоративном убранстве Юринского замка. Стены замка возведены из красного и черного кирпича качественного обжига (черный кирпич образует контрастные горизонтальные полосы по фасадам). В сочетании с широко используемыми белокаменными деталями (карнизами, оконными наличниками, балконными балясинами и др.) стены являются нарядным фоном сложной ритмической игры окон, башен, зубчатых парапетов, металлических кровель, высоких дымоходных труб с различными по форме дымниками, громоотводами и флюгерами. Окна самых различных форм и размеров: прямоугольные, арочные, одиночные и спаренные, с деревянными переплетами и переплетами, вырезанными из камня.
Слайд 67
усадьба Шереметьевых
Слайд 68
Мари –это очень своеобразный, самобытный народ, который ценит и хранит свою историю и обычаи. Богатства марийского края – это его природа и национальные традиции. Автору презентации очень хотелось рассказать о своей малой родине, незнакомой для многих Надеюсь, это было не очень утомительно
Слайд 72
Приезжайте в гости! В презентации есть ссылки на реальные сайты, где можно найти интересную дополнительную информацию, например, виртуальные экскурсии по музеям