Презентация - Биология – наука о живой природе


Биология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природеБиология – наука о живой природе
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Биология – наука о живой природе « Самое удивительное в природе- это то, что мы можем её понять» А. Энштейн

Слайд 2

План : 1 . Общая биология - комплексная наука. 2 . Определение терминов «жизнь» и «живая система» 3. Общие признаки и свойства живых систем. 4. Уровни организации живой природы.

Слайд 3

Общая биология Ботаника Зоология Микробиология Микология Вирусология Биохимия Цитология Гистология Анатомия Физиология Генетика Экология Эволюционное учение Биогеография Палеонтология - комплексная наука об общих закономерностях живых организмов. 1. Общая биология - комплексная наука

Слайд 4

ОТРАСЛИ ОБЩЕЙ БИОЛОГИИ: Название отрасли биологии Объект изучения Молекулярная биология ДНК, РНК, белки, жиры, углеводы Генетика Гены Цитология КЛЕТКА Гистология ТКАНЬ Ботаника Растения Микология ГРИБЫ Зоология Животные Анатомия и физиология СТРОЕНИЕ ОРГАНОВ Экология Окружающая среда Эволюционная теория ЭВОЛЮЦИОННЫЙ ПРОЦЕСС 1. Общая биология - комплексная наука

Слайд 5

Задание : сформулируйте определение понятия «жизнь». Жизнь — это «питание, рост и одряхление» организма (Аристотель); Жизнь как «химическая функция» (Лавуазье); жизнь есть «стойкое единообразие процессов при различии внешних влияний» (Г. Р. Тревиранус) Жизнь есть способ существования белковых тел, существенным моментом которого является обмен веществом и энергией с окружающей средой (Ф. Энегельс) 2. Определение терминов «жизнь» и «живая система»

Слайд 6

Единство химического состава 3. Общие признаки и свойства живых систем

Слайд 7

Единство химического состава. Все живые организмы состоят из 6 основных химических элементов: С, Н, О, P, N, S. Единство клеточного строения 3. Общие признаки и свойства живых систем

Слайд 8

Свойства живых организмов Единство химического состава Обмен веществ и энергии Рост и развитие Размножение Наследственность и изменчивость Раздражимость Саморегуляция Дискретность и целостность Ритмичность Энергозависимость

Слайд 9

Обмен веществ и энергии Процесс обмена — основное свойство живого . В цитоплазме клеток органов и тканей постоянно идет процесс синтеза сложных высокомолекулярных соединений и одновременно с этим — их распад с выделением энергии и образованием простых низкомолекулярных веществ — углекислого газа, воды, аммиака и др.

Слайд 10

Рост и развитие Рост - количественное увеличение биомассы организма за счёт увеличения размеров и массы отдельных его клеток благодаря их делению. Развитие - качественные преобразования тканей и органов многоклеточного организма, которые протекают как за счёт увеличения размеров, так и за счёт дифференцировочных процессов

Слайд 11

Размножение присущее всем живым организмам свойство воспроизведения себе подобных, обеспечивающее непрерывность и преемственность жизни. Разные способы размножения подразделяются на два основных типа: бесполое и половое. Для организмов, обладающих клеточным строением, в основе всех форм размножения лежит деление клетки.

Слайд 12

Наследственность способность организмов передавать свои признаки, свойства и особенности развития из поколения в поколение. Наследственность обеспечивается стабильностью ДНК и воспроизведением ее химического строения с высокой точностью. Материальными структурами наследственности, передаваемыми от родителей потомкам, являются хромосомы и гены.

Слайд 13

Изменчивость способность организмов приобретать новые признаки и свойства; в ее основе лежат изменения материальных структур наследственности. Это свойство как бы противоположно наследственности, но вместе с тем тесно связано с ней.

Слайд 14

Раздражимость свойство живых организмов реагировать на различные воздействия (раздражители) соответствующими изменениями на уровне клетки, ткани или всего организма. Раздражимость связана с приспособлением организма к изменяющим ся условиям внешней среды.

Слайд 15

Дискретность и целостность Все системы в биологии включают в себя в большей или меньшей степени обособленные составляющие, которые тем не менее находятся в тесной взаимосвязи и постоянном взаимодействии между собой.

Слайд 16

Ритмичность периодические изменения интенсивности физиологических функций и формообразовательных процессов с различными периодами колебаний (от нескольких секунд до года и столетия).

Слайд 17

Выделяют следующие их классификации с точки зрения взаимодействия среды и организма. Ритмы адаптивные (биоритмы) - это колебания, совершающиеся с периодами, близкими к важнейшим геофизическим циклам. Их роль состоит в адаптации различных организмов к изменениям внешней среды, которые периодически происходят. Частота их стабильна. Ритмы физиологические (рабочие) - колебания, которые отражают деятельность физиологических систем того или иного организма. Частота их существенно варьируется и зависит от состояния данного организма.

Слайд 18

Саморегуляция (авторегуляция) способность живых организмов поддерживать постоянство своего химического состава и интенсивность физиологических процессов (гомеостаз). Саморегуляция осуществляется благодаря деятельности нервной, эндокринной и некоторых других регуляторных систем.

Слайд 19

Энергозависимость Биологические системы являются «открытыми» для поступления энергии. Под «открытыми» понимают динамические, т.е. не находящиеся в состоянии покоя системы, устойчивые лишь при условии непрерывного доступа к ним веществ и энергии извне. Живые организмы существуют до тех пор, пока в них поступают из окружающей среды энергия и вещества в виде пищи .

Слайд 20

Движение - изменение положения тела или частей тела в пространстве. Пример: фототропизм, геотропизм,

Слайд 21

Уровни организации живой материи Биосферный Биогеоценотический Популяционно-видовой Органный Организменный Клеточный Тканевый Молекулярно-генетический

Слайд 22

Уровни организации жизни: Молекулярный Клеточный Организменный Популяционно-видовой Биогеоценотический Биосферный

Слайд 23

«Что вы не понимаете, то не принадлежит вам.» И. Гёте 1 2 3 4 5 6 7 8

Слайд 24

Вопрос №1 Расставьте по возрастанию степени сложности структурные уровни организации жизни: биосферный, клеточный, молекулярный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический. 1.молекулярный; 2.клеточный; 3.организменный; 4.популяционно-видовой; 5.биогеоценотический; 6.биосферный.

Слайд 25

Вопрос №2 Строение и функции органоидов клетки изучает наука: а.генетика; б.цитология; в.физиология; г.селекция.

Слайд 26

Вопрос №3 О каком уровне организации живой природы идёт речь при упоминании о берёзовой роще а.организменном; б.молекулярном; в.биогеоценотическом; г.биосферном.

Слайд 27

Вопрос №4 Специфичное проявление организмов на изменения окружающей среды: а.адаптация; б.раздражимость; в.энергозависимость; г.дискретность.

Слайд 28

Вопрос №5 Рыбы имеют обтекаемую форму тела, у птиц полые кости и тело покрыто перьями, на задних конечностях лягушки между пальцами развиты перепонки. О каком свойстве организмов идёт речь: а.развитии; б.дискретности; в.раздражимости; г.адаптации.

Слайд 29

Вопрос №6 Соцветие подсолнечника в течение светового дня поворачиваются вместе с солнцем с востока на запад. О каком свойстве идёт речь: а.раздражимости; б.обмене веществ; в.росте; г.развитии.

Слайд 30

Вопрос №7 В течение жизни в организме и в поведении волка происходят изменения: он увеличивается в размерах, учится охотиться на животных и т.д.. О каком свойстве идёт речь: а.росте; б.индивидуальном развитии; в.историческом развитии; г.раздражимости.

Слайд 31

Вопрос №8 Изучением молекулярного уровня занимается: а.микробиология; б.биохимия; в.цитология; г.экология.

Слайд 32

Домашнее задание 1. 1-3 2. Уметь давать характеристику свойств живых организмов и уровней организации живой природы. 3. Подготовить сообщения о роли биологических знаний в жизни современного общества. 4. Вспомнить о методах изучения биологии, привести примеры.

Слайд 33

Методы биологических исследований Метод наблюдения Эксперимент Сравнительный метод Исторический метод Метод моделирования

Слайд 34

Контрольные вопросы. Назовите основные черты отличия между методами наблюдения и эксперимента? На каком уровне организации проявляются свойства живого? Ответ объясните Раскройте основное значение биологии как науки.