Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Творческие искания русских художников
«Мир искусства»
«Мы горели желанием послужить всеми нашими силами родине, но при этом одним из главных средств такого служения мы считали сближение и объединение русского искусства с общеевропейским, или, точнее, общемировым»
А. Бенуа.
МБОУ «Петровская школа №1» Республика Крым
Учитель МХК Шеховцова О.Р.
Слайд 2
«Мир искусства»
Свои идейные и художественные принципы, свое понимание роли изобразительного искусства в жизни молодые художники выражали на страницах созданного ими журнала «Мир искусства»
1898 год –вышел первый номер
Отрицали: 1.ненавистный академизм
2.Не пользовалось уважением
«типичное передвижничество»
3.Пропаганда русского искусства в России и за рубежом
4.Просветительская деятельность. Организация
выставок.
Слайд 4
Борис Кустодиев. «Групповой портрет членов объединения „Мир искусства“».
Мир искусства — художественное объединение, сформировавшееся в России в конце 1890-х годов. Под тем же названием выходил журнал, издававшийся с 1898 года членами группы.
Одним из организаторов и главных вдохновителей объединения, а впоследствии журнала «Мир искусства» - был Александр Бенуа.
Слайд 5
Портрет работы Леона Бакста. 1898 год.
«Александр Бенуа — неповторимый мастер в картинах и в театральных постановках. Бенуа — редкий знаток искусства, воспитавший целое поколение молодежи своими убедительными художественными письмами».
— Николай Рерих
Слайд 6
А. Н. Бенуа. «Утро помещика. (Конец XVIII и начало XIX вв.)» — 1912
Слайд 7
Возникали разного рода художественные объединения, ставившие перед собой различные задачи, но преимущественно просветительского характера, в чем сказывалось влияние традиций передвижничества. Одним из таких объединений являлось «Мир искусства» (1898-1904 гг.), в которое входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников.
Бенуа Александр Николаевич, Прогулка короля.
Слайд 8
Возникали разного рода художественные объединения, ставившие перед собой различные задачи, но преимущественно просветительского характера, в чем сказывалось влияние традиций передвижничества. Одним из таких объединений являлось «Мир искусства» (1898-1904 гг.), в которое входили в разное время чуть ли не все передовые русские художники: Л. Бакст, А. Бенуа, М. Врубель, А. Головин, М. Добужинский, К. Коровин, Е. Лансере, И. Левитан, М. Нестеров, В. Серов, К. Сомов и др. Всех их, очень разных, объединил протест против официального искусства, насаждаемого Академией, и натурализма художников-передвижников.
Бенуа Александр Николаевич, Прогулка короля.
Слайд 9
Какую же мысль высказал художник?
Люди малы, ничтожны, бренны.
Искусство же величественно и бессмертно!
Слайд 10
А. Бенуа «Медный всадник»
Черная полоса разорвала мрачное небо. Темнота.
Строгие здания. Ощущение трагедии. Чувством ужаса охвачена
маленькая фигурка убегающего Евгения. Как неумолимый рок,
настигающий свою жертву, изображен Медный всадник.
Как верно передано настроение! Налицо две любимые темы мироискуссников:
Петербург и Пушкин – певец Петербурга.
Слайд 11
Сравним. Петербург у А. Бенуа и у Мстислава Валериановича Добужинского.
М. Добужинский
Казанский собор
Слайд 12
Мстисла́в Валериа́нович Добужи́нский — русский художник, мастер городского пейзажа, участник творческого объединения «Мир искусства», художественный критик, мемуарист.
Кукла. 1905
Слайд 13
"Уголок Петербурга. Двор."
Слайд 15
М. Добужинский Петербург, Белые ночи
Слайд 16
М. Добужинский Петербург в 21-году.
У М. Добужинского Петербург – воплощение города как механизма,
убивающего душу человека.
Слайд 17
Особой страницей в графическом творчестве М. Добужинского 1900-х годов является его участие в сатирических журналах «Жупел» и «Адская почта» . Наряду с Серовым и Билибиным он выполнил наиболее политически острые произведения, которые стали поводом для запрещения этих журналов. Среди них нужно отметить знаменитую «Октябрьскую идиллию» — одну из самых сильных работ русской революционной графики 1905—1907 годов.
«Октябрьская идиллия»
Слайд 18
М.В. Добужинский. Человек в очках. Портрет поэта Константина Александровича Сюннерберга (1871-1942). 1905-1906 годы. Бумага на картоне, уголь, акварель, белила. Третьяковская галерея.
Слайд 19
Что же мы видим на картине?
Наш взгляд скользит по
непривлекательному пейзажу
окраины Петербурга: пустырь,
огороды, вдалеке – ряд домов и
дымящиеся фабричные трубы.
От пейзажа веет какой-то
механической усталостью и
серостью.
А что же человек?
Человек наглухо замкнут в жесткую оболочку респектабельного платья, он ушел в себя. Его глаза, заслоненные от мира стеклами очков, почти не видны. Вся фигура словно зажата в немыслимо тесном пространстве. Человек одинок в этом мире. Ему враждебен огромный капиталистический город, который стирает его индивидуальность. Образ города, созданный М. Добужинским близок Петербургу Ф. Достоевского.
Слайд 20
Серге́й Па́влович Дя́гилев — русский театральный и художественный деятель, антрепренёр, один из основоположников группы «Мир Искусства», организатор «Русских сезонов» в Париже и труппы «Русский балет Дягилева».
Слайд 21
Сезоны Дягилева — особенно первые, в программу которых входили балеты «Жар-птица» , «Петрушка» и «Весна священная» — сыграли значительную роль в популяризации русской культуры в Европе и способствовали установлению моды на всё русское. Например, английские танцовщики Патрик Хили-Кей, Элис Маркс и Хильда Маннингс взяли русские псевдонимы (соответственно Антон Долин, Алисия Маркова и Лидия Соколова) , под которыми и выступали в труппе Дягилева. Популярность его сезонов привела и к увлечению европейцев традиционным русским костюмом и породила новую моду — даже супруга короля Великобритании Георга VI выходила замуж в «платье, перефразирующем русские фольклорные традиции.
Слайд 24
Портрет Сергея Дягилева кисти Валентина Серова (1904)
Портрет Сергея Павловича Дягилева с няней кисти Леона Бакста
Слайд 25
Угадать, определить в 1906 году Дягилева начала 1910-х оказалось под силу только Баксту. Изобразив Сергея Павловича у самого края холста в «пол-оборота» Бакст изображает элегантную внешностиь портретируемого, а с другой стороны - приоткрывает пространство дальнего плана и дает возможность рассмотреть интерьер петербургской квартиры. Там, в глубине освещенного кабинета можно увидеть мольберт и картины на стене, что сразу вызывает цепь ассоциаций: за плечами Дягилева – «Мир искусства», историко-художественная выставка русских портретов в Таврическом дворце. А он рвется к новой деятельности, его ждут зарубежные театральные триумфы.
Слайд 26
Сомов Константин Андреевич, Дама в голубом. Портрет Е. М. Мартыновой.
Серов Валентин Александрович, Петр II и цесаревна Елизавета на псовой охоте.
Слайд 27
Никола́й Константи́нович Ре́рих — русский художник, философ, мистик, писатель,
путешественник, археолог, общественный деятель, масон, поэт, педагог.
"Гонец. Востал род на род"
Слайд 28
"Заморские гости". Серия "Начало Руси. Славяне".
Слайд 29
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
Слайд 30
«Мы горели желанием послужить всеми нашими силами родине, но при этом одним из главных средств такого служения мы считали сближение и объединение русского искусства
А. Бенуа.
ЗАДАЧА, ПОСТАВЛЕННАЯ ПЕРЕД СОБОЮ
МИРОИСКУССНИКАМИ» ВЫПОЛНЕНА?
Докажите это.