Презентация - Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953

Нажмите для просмотра
Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953
Распечатать
  • Последний IP: 213.180.203.85
  • Уникальность: 100%
  • Слайдов: 59
  • Просмотров: 2287
  • Скачиваний: 1539
  • Размер: 8.01 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 1
Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953 «Выньте Бунина из русской литературы, и она потускнеет, лишится живого радужного блеска и звездного сияния». М. Горький

Слайд 2

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 2
Иван Алексеевич Бунин pодился 23 октябpя 1870 года (10 октябpя по стаpому стилю) в Воpонеже, на Двоpянской улице. Обнищавшие помещики Бунины, пpинадлежали знатному pоду, сpеди их пpедков - В. А. Жуковский и поэтесса Анна Бунина. В 1874году семья переезжает на хутор Бутырки Елецкого уезда. В1881- 86годах учился в Елецкой гимназии Гимназию он не окончил, учился потом самостоятельно под pуководством стаpшего бpата. Изящный человек, худой, тонкий, барин средней России (Б. Зайцев), ...один из последних лучей какого-то чудного русского дня (Г. Адамович).

Слайд 3

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 3
В1888году в еженедельнике «Родина» было напечатано первое стихотворение Бунина «Нищий» С 1889 года началась его литературная карьера В 1891году выходит первая книга стихов Отец pазоpился, в 1890 году продал имение в Озеpках. В 1893 году пеpеехал в Кменку к сестpе. Ждать молодому поэту помощи было неоткуда. 1895год- переломный в судьбе Бунина. Он знакомится с известными писателями: Л. Толстым, А. Чеховым, М. Горьким, В. Брюсовым. Участвует в литературном кружке «Среда»

Слайд 4

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 4
Жизненные изломы 1901год-присуждение Пушкинской премии 1909год-Бунин избран почетным Академиком изящной словесности 1914-1915год- период расцвета дореволюционного творчества, много путешествует по Европе и Востоку. Октябрьскую революцию не принял, в мае 1918года выехал в Одессу, а в 1920году пароход «Спарта» увозит писателя из России Художественный дневник «Окаянные дни» -1918-1919год Жизнь в эмиграции-33года (Франция) В творчестве основные «вечные» темы: о любви, о смысле жизни, о смерти, о предопределенности своей судьбы и судьбы России. В1933году за роман «Жизнь Арсеньева» писателю была присуждена Нобелевская премия. В1953году Бунин тихо скончался в эмиграции

Слайд 5

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 5
1 этап (1880-90 годы)–главная тема: гармония человека и природы, тема распада и вырождения дворянских гнезд, дворянского уклада . («Антоновские яблоки», «Суходол», «Эпитафия», «Новая дорога», «Сосны», «Мелитон») 2 этап (1900-1910 годы) – расширяется тематика бунинской прозы: в центре социально-исторические и философские проблемы.(« Деревня», «Сны Чанга», «Господин из Сан-Франциско», «Чаша жизни») 3 этап (1920-40 годы, период эмиграции)Бунин-художник весь в прошлом - в дореволюционной Москве, в усадьбах, которых уже нет, в провинциальных городках. Но повествовательная манера усложняется, утончается, проза этого периода отличается глубоко субъективным видением мира .(«Митина любовь», «Солнечный удар», «Тень птицы», роман «Жизнь Арсеньева», цикл рассказов «Темные аллеи»)

Слайд 6

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 6
Поэзия - дар, данный свыше Ищу я в этом мире сочетанья Прекрасного и вечного. Вдали Я вижу ночь: пески среди молчанья И звездный свет над сумраком земли Лирические миниатюры напоминают стихотворения в прозе. Описания природы в них сливаются с размышлениями героев о жизни, ее смысле, о человеке. И. Бунин особняком стоял в литературе своей эпохи. Я не портной, чтобы прилаживаться к сезонам , – писал Бунин Н. Телешову (1900). И тут же: Как ни кинь, всё тяжко одиночество... Одиночество... А ведь это, пожалуй, основное состояние лирического героя И. Бунина. «Одиночество» – именно так называется известное стихотворение поэта, датированное 1903 годом. По свидетельству В. Муромцевой-Буниной, написал его поэт летом того года: Лето было урожайное, он написал 33 стихотворения. Особенно имело успех «Одиночество», посвящённое художнику Нилусу .

Слайд 7

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 7
Одиночество И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой... Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один - без жены... Сегодня идут без конца Те же тучи - гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила - и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить.

Слайд 8

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 8
И только ночью, когда бушует Осенний ветер, всё чуждо снова... И одинокое сердце тоскует: О, если бы близость сердца родного! («Как всё спокойно...», 1902) ...и веет на вершине Дыханьем смерти, холодом пустыни. («Кондор», 1902) Усадьба по-осеннему молчала. Весь дом был мёртв в полночной тишине... («Проснулся я внезапно, без причины...», 1903) «Запустение» : Нам жутко здесь. Мы все в тоске, тревоге... Пора свести последние итоги. .............................................. Я изнемог, и мёртвый стук часов В молчании осенней долгой ночи Мне самому внимать нет больше мочи! Состояние лирического героя кризисное. И всё же отчётливо проступает желание избавиться от этой удручённости, прорваться в мир света, надежды, обрести утраченную гармонию с самим собой и миром : И сердце жаждет блеска дня и счастья. («Запустение»)

Слайд 9

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 9
Одиночество И ветер, и дождик, и мгла Над холодной пустыней воды. Здесь жизнь до весны умерла, До весны опустели сады. Я на даче один. Мне темно За мольбертом, и дует в окно. Вчера ты была у меня, Но тебе уж тоскливо со мной. Под вечер ненастного дня Ты мне стала казаться женой... Что ж, прощай! Как-нибудь до весны Проживу и один - без жены... Сегодня идут без конца Те же тучи - гряда за грядой. Твой след под дождем у крыльца Расплылся, налился водой. И мне больно глядеть одному В предвечернюю серую тьму. Мне крикнуть хотелось вослед: «Воротись, я сроднился с тобой!» Но для женщины прошлого нет: Разлюбила - и стал ей чужой. Что ж! Камин затоплю, буду пить... Хорошо бы собаку купить.

Слайд 10

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 10
Ключевые слова ветер , дождь , мгла , создают настроение бесприютности. Во второй строке это ощущение усугубляется холодной метафорой пустыня воды . Определяющее состояние и героя, и природы – холод, опустошённость (запустение). Что здесь причина, что – следствие? Герой тоскует оттого, что природа затосковала, или ему тяжело от чего-то иного, и поэтому мир видится таким бесприютным? Образ следа ушедшей навсегда женщины раскрывает всю глубину страданий лирического героя. И вот он смотрит и на небо, и на этот тонущий след.

Слайд 11

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 11
Лирическая ситуация стихотворения традиционна для поэзии Бунина: время года и время дня (осень, вечер), герой наедине с миром Божиим (чаще это соотношение гармонично). Именно в общении с природой (часто ночью, когда тихо, не слышно житейских звуков) лирический герой Бунина постигает Бога, переживая истинное счастье. (Здесь поэт близок Лермонтову: «Выхожу один я на дорогу...», «Когда волнуется желтеющая нива...») Скорбные мотивы также не редкость в лирике Бунина. И скорбь эта неизбежная (экзистенциальная скорбь): ... Как эта скорбь и жажда – быть вселенной!.. (1916) ...я обречён Познать тоску всех стран и всех времён. (1909)

Слайд 12

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 12

Слайд 13

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 13
Щеглы, их звон, стеклянный, неживой, И клен над облетевшею листвой, На пустоте лазоревой и чистой, Уже весь голый, легкий и ветвистый... О, мука мук! Что надо мне, ему, Щеглам, листве? И разве я пойму, Зачем я должен радость этой муки, Вот этот небосклон, и этот звон, И темный смысл, которым полон он, Вместить в созвучия и звуки? Я должен взять - и, разгадав, отдать, Мне кто-то должен сострадать, Что пригревает солнце низким светом Меня в саду, просторном и раздетом. Что озаряет желтая листва Ветвистый клен, что я едва-едва, Бродя в восторге по саду пустому, Мою тоску даю понять другому... Беру большой зубчатый лист с тугим Пурпурным стеблем, - пусть в моей тетради Останется хоть память вместе с ним Об этом светлом вертограде С травой, хрустящей белым серебром, О пустоте, сияющей над кленом Безжизненно-лазоревым шатром, И о щеглах с хрустально-мертвым звоном! 3. X.17

Слайд 14

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 14
Таинственно шумит лесная тишина. Незримо по лесам поет и бродит Осень... Темнеет день за днем, - и вот опять слышна Тоскующая песнь под звон угрюмых сосен. «Пусть по ветру летит и кружится листва, Пусть заметет она печальный след былого! Надежда, грусть, любовь - вы, старые слова, Как блеклая листва, не расцветете снова!» Угрюмо бор гудит, несутся листья вдаль... Но в шумном ропоте и песне безнадежной Я слышу жалобу: в ней тихая печаль, Укор былой весне, и ласковый, и нежный. И далеко еще безмолвная зима... Душа готова вновь волненьям предаваться, И сладко ей грустить и грустью упиваться, Не внемля голосу ума. 1898

Слайд 15

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 15
О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду. Может быть, оно Вот этот сад осенний за сараем И чистый воздух, льющийся в окно. В бездонном небе легким белым краем Встает, сияет облако. Давно Слежу за ним... Мы мало видим, знаем, А счастье только знающим дано. Окно открыто. Пискнула и села На подоконник птичка. И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг. День вечереет, небо опустело . Гул молотилки слышен на гумне... Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне. 14. VIII.09

Слайд 16

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 16
Антоновские яблоки

Слайд 17

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 17
В подзаголовке рассказ «Антоновские яблоки» (в первой редакции) назван «Эпитафией». Почему? Как вы понимаете смысл названия «Антоновские яблоки»? Что символизируют антоновские яблоки? Что мы узнаем о герое из зачина рассказа? Воспроизведите историю жизни героя, опираясь на его воспоминания Выявите отношение автора к герою. Проанализируйте эпизод смерти Арсения Семеныча. Какова роль этого эпизода в раскрытии идейно-эстетического содержания? Особенности стиля и композиции рассказа.

Слайд 18

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 18
«Антоновские яблоки»: художественное своеобразие Сюжет Композиция Образы

Слайд 19

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 19
Лирический герой и время в рассказе Вспоминается мне ранняя погожая осень. Август был с теплыми дождиками, как будто нарочно выпадавшими для сева, с дождиками в самую пору, в середине месяца, около праздника св. Лаврентия. «пахнет яблоками», «становится очень холодно », «долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле» Сюжет развивается как цепь воспоминаний и ощущений, с ними связанных. Воспоминание – прошлое Особенность поэтики Бунина – относительность времени

Слайд 20

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 20
Воспоминание - ощущение Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад, помню кленовые аллеи, тонкий аромат опавшей листвы и - запах антоновских яблок, запах меда и осенней свежести.

Слайд 21

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 21
крепко тянет душистым дымом вишнёвых сучьев , ржаной аромат новой соломы и мякины , запах яблок, а потом уже и другие: старой мебели красного дерева, сушёного липового цвета, который с июня лежит на окнах... , славно пахнут эти, похожие на церковные требники книги... Какой-то приятной кисловатой плесенью, старинными духами... , запах дыма, жилья ... тонкий аромат опавшей листы и – запах антоновских яблок, запах мёда и осенней свежести , крепко пахнет от оврагов грибной сыростью, перегнившими листьями и мокрой древесной корою . Части 1-2

Слайд 22

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 22
запах дыма , в запертых сенях пахнет псиной , запах дешёвого табаку или просто махорки Меняются запахи – меняется сама жизнь, её основы. Смена исторических укладов показывается Буниным как смена личных ощущений героя, смена мировосприятия. Части 2-4

Слайд 23

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 23
Зрительные образы чёрное небо чертят огнистыми полосками падающие звёзды , мелкая листва почти вся облетела с прибрежных лозин, и сучья сквозят на бирюзовом небе , холодно и ярко сияло на севере над тяжёлыми свинцовыми тучами жидкое голубое небо, а из-за этих туч медленно выплывали хребты снеговых гор-облаков , чёрный сад будет сквозить на холодном бирюзовом небе и покорно ждать зимы... А поля уже резко чернеют пашнями и ярко зеленеют закустившимися озимями . В темноте, в глубине сада, – сказочная картина: точно в уголке ада, пылает около шалаша багровое пламя, окружённое мраком, и чьи-то чёрные, точно вырезанные из чёрного дерева силуэты двигаются вокруг костра, меж тем как гигантские тени от них ходят по яблоням. То по всему дереву ляжет чёрная рука в несколько аршин, то чётко нарисуются две ноги – два чёрных столба. И вдруг всё это скользнёт с яблони – и тень упадёт по всей аллее, от шалаша до самой калитки...

Слайд 24

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 24
багровое пламя , бирюзовое небо ; бриллиантовое семизвездие Стожар, голубое небо, золотистый свет низкого солнца Дни стоят синеватые, пасмурные... Целый день я скитаюсь по пустым равнинам , низкое сумрачное небо , посеревший барин . Цвет Полутона и оттенки ( бирюзовый , лиловатый и другие), в первых частях произведения - чёрный сад , поля резко чернеют пашнями... забелеют поля , снежные поля . убитый матёрый волк окрашивает своей бледной и уже холодной кровью пол .

Слайд 25

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 25
эпитет золотой : большой, весь золотой... сад , золотой город зерна , золотые рамы , золотистый свет солнца . Прямое значение ( золотые рамы ), и обозначение цвета осенней листвы, и передача эмоционального состояния героя, торжественности минут вечернего заката, и признак изобилия (зерна, яблок), некогда присущего России, и символ юности, золотой поры жизни героя. Цвет Эпитет золотой относится у Бунина к прошедшему времени, являясь характеристикой дворянской, уходящей России. Золотой век российской жизни, век относительного благополучия, изобилия, основательности и прочности бытия. Таким видится И. А. Бунину век уходящий.

Слайд 26

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 26
прохладную тишину утра нарушает только сытое квохтанье дроздов... голоса да гулкий стук ссыпаемых в меры и кадушки яблок , Долго прислушиваемся и различаем дрожь в земле. Дрожь переходит в шум, растёт, и вот, как будто уже за самым садом, ускоренно выбивают шумный такт колёса, громыхая и стуча, несётся поезд... ближе, ближе, всё громче и сердитее... И вдруг начинает стихать, глохнуть, точно уходя в землю... , на дворе трубит рог и завывают на разные голоса собаки , слышно, как осторожно ходит по комнатам садовник, растапливая печи, и как дрова трещат и стреляют . Звук Звуки, сливаясь, создают в произведении Бунина симфонию самой жизни.

Слайд 27

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 27
Осязательные образы с наслаждением чувствуешь под собой скользкую кожу седла , толстая шершавая бумага ; вся насквозь розовая варёная ветчина с горошком, фаршированная курица, индюшка, маринады и красный квас – крепкий и сладкий-пресладкий... , ...холодное и мокрое яблоко... почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие . Как холодно, росисто, и как хорошо жить на свете!

Слайд 28

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 28
Запах антоновских яблок исчезает из помещичьих усадеб... Перемёрли старики на Выселках, умерла Анна Герасимовна, застрелился Арсений Семёныч... Образ сада , озябшего за ночь, обнажённого , почерневшего , а также художественных деталях, выразительнейшей из которых является найденное в мокрой листве случайно забытое холодное и мокрое яблоко , которое почему-то покажется необыкновенно вкусным, совсем не таким, как другие . Скоро-скоро забелеют поля, скоро покроет их зазимок... образ первого снега - чистый лист бумаги что под произведением поставлена дата 1900 - ?????????

Слайд 29

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 29
У Бунина поэзия и проза сливаются в некий совершенно новый синтетический жанр Ю. Мальцев

Слайд 30

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 30
Композиция ... Вспоминается мне ранняя погожая осень - Белым снегом путь-дорогу заметал... 1 глава Удивительный сад, большой, весь золотой, подсохший и поредевший . И кажется, что жизнь деревни, надежды и помыслы людей – всё это на втором плане, а в центре прекрасный и таинственный образ сада, и сад этот – символ Родины, и включает он в своё пространство и Выселки, которые ...ещё со времён дедушки славились богатством , и стариков и старух, которые жили... очень подолгу , и большой камень около крыльца, который хозяйка сама купила себе на могилу , и овины и риги, крытые впричёску . Чудным и далёким кажется образ проносящегося мимо Выселок поезда. Он – символ нового времени, новой жизни, которая всё громче и сердитее проникает в устоявшийся русский быт, и дрожит земля, как живое существо, и человек испытывает щемящее чувство тревоги, а потом долго смотрит в тёмно-синюю глубину неба, переполненную созвездиями , и думает: Как холодно, росисто и как хорошо жить на свете!

Слайд 31

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 31
Композиция ... Вспоминается мне ранняя погожая осень - Белым снегом путь-дорогу заметал... 2 глава Ядрёная антоновка – к весёлому году . Описание урожайного года – осени, которая была порой престольных праздников, когда народ прибран, доволен , когда вид деревни совсем не тот, что в другую пору Рассказывает о том, как проходит день помещика, подмечает такие детали, которые делают картину бытия настолько зримой, обыденное воспринимается уже как утраченное счастье. Возникает это ощущение ещё и потому, что автор использует большое количество цветовых эпитетов. Герой вспоминает: ...распахнёшь, бывало, окно в прохладный сад, наполненный лиловатым туманом... Видит он, как сучья сквозят на бирюзовом небе, как вода под лозинами становится прозрачной ; замечает он и свежие, пышно-зелёные озими .

Слайд 32

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 32
Организация времени Каждая часть выстраивается по своеобразной вертикали: утро – день – вечер – ночь, в которой закреплено естественное течение времени. И всё-таки время в рассказе необычное, пульсирующее, и кажется, что в конце повествования оно убыстряется: съезжаются мелкопоместные друг к другу и по целым дням пропадают в снежных полях . И в памяти потом остаётся только один вечер, который провели они где-то в глуши. И об этом времени суток написано: А вечером на каком-нибудь глухом хуторе далеко светится в темноте зимней ночи окно флигеля . И символичной становится картина бытия: дорога, заметаемая снегом, ветер и вдали одинокий дрожащий огонёк, та надежда, без которой не может жить ни один человек. И поэтому, по-видимому, автор не разрушает календарное течение времени: за августом следует сентябрь, потом наступает октябрь, за ним – ноябрь, за осенью – зима.

Слайд 33

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 33
Образ - символ Антоновские яблоки – это богатство ( Деревенские дела хороши, если антоновка уродилась ). Антоновские яблоки – это счастье ( Ядрёная антоновка – к весёлому году ). Антоновские яблоки – это вся Россия с золотыми, подсохшими и поредевшими садами , кленовыми аллеями , с запахом дёгтя в свежем воздухе и с твёрдым сознанием того, как хорошо жить на свете . В рассказе Антоновские яблоки отразились основные идеи творчества Бунина, его миропонимание в целом, отразилась история души человеческой, пространство памяти, в котором ощущается движение бытийного времени, прошлое России, её настоящее и будущее.

Слайд 34

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 34
Не видно птиц. Покорно чахнет Лес, опустевший и больной. Грибы сошли, но крепко пахнет В оврагах сыростью грибной. Глушь стала ниже и светлее, В кустах свалялася трава, И, под дождем осенним тлея, Чернеет темная листва. И. Бунин

Слайд 35

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 35
В подзаголовке рассказ «Антоновские яблоки» (в первой редакции) назван «Эпитафией». Почему? Как вы понимаете смысл названия «Антоновские яблоки»? Что символизируют антоновские яблоки? Что мы узнаем о герое из зачина рассказа? Воспроизведите историю жизни героя, опираясь на его воспоминания Выявите отношение автора к герою. Проанализируйте эпизод смерти Арсения Семеныча. Какова роль этого эпизода в раскрытии идейно-эстетического содержания? Особенности стиля и композиции рассказа.

Слайд 36

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 36
Недостижимое счастье любви «Всякая любовь- великое счастье, даже если она не разделена.» И. Бунин

Слайд 37

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 37
Аллея. Веток хруст. Полночных птиц глухое пререкание, И парк, что ночью этой пуст, И тихое, чуть слышное дыханье. Идут и смотрят по краям Замерзшей в сумраке аллеи, Две тени мрачные, и там, В глубинах мрачной галереи, Найдут убежище, кто пьян Тенями, что луна повсюду сеет... И первый утренний туман, Их лица легкие развеет. Книга «Темные аллеи» - 40 рассказов (первоначально 38), 1937 – 1945гг. Эта книга появилась «отчасти потому, что хотелось уйти во время войны в мир иной, где не льётся кровь, где не сжигают живьем и так далее. Мы все были заняты писанием, и это помогало переносить непереносимое » В. Н. Муромцева-Бунина

Слайд 38

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 38
« разве бывает несчастная любовь? Разве самая скорбная в мире музыка не даёт счастья?» И. Бунин « натурализм, чрезмерные эротические мечтания старости» А. Твардовский «От «Темных аллей» веет счастьем и вместе с ним щемящей тоской о том, что жизнь уходит » Г. Адамович

Слайд 39

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 39
Николай Огарев Обыкновенная повесть (1842) Была чудесная весна! Они на берегу сидели – Река была тиха, ясна, Вставало солнце, птички пели; Тянулся за рекою дол, Спокойно, пышно зеленея; Вблизи шиповник алый цвел, Стояла темных лип аллея. Была чудесная весна! Они на берегу сидели – Во цвете лет была она, Его усы едва чернели. Я в свете встретил их потом: Она была женой другого, Он был женат, и о былом В помине не было ни слова; На лицах виден был покой, Их жизнь текла светло и ровно, Они, встречаясь меж собой, Могли смеяться хладнокровно... А там, по берегу реки, Где цвел тогда шиповник алый, Одни простые рыбаки Ходили к лодке обветшалой И пели песни - и темно Осталось, для людей закрыто, Что было там говорено, И сколько было позабыто.

Слайд 40

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 40

Слайд 41

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 41
Композиционно рассказ состоит из экспозиции и двух частей (в первой части происходит встреча героев, во второй – их прощание). . Всё проходит, да не всё забывается - Всё проходит, мой друг... Любовь, молодость – всё, всё. История пошлая, обыкновенная. С годами всё проходит... Как о воде протекшей будешь вспоминать . Молодость у всякого проходит, а любовь – другое дело , – говорит героиня. Душа, душа, которая всецело Одной заветной отдана любви И ей одной дышала и болела, Господь тебя благослови. Ярким лучом проходит через всю её жизнь это огромное страстное чувство, наполняя её счастьем, пускай даже в одиночестве. Их любовь родилась в тени аллей, и сам Николай Алексеевич скажет в конце рассказа: Да, конечно, лучшие минуты. И не лучшие, а истинно волшебные!

Слайд 42

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 42
Холодная осень Что это такое? Может быть дождь или ветер воет? Может это холод и мрак? Нет у Бунина это не так Холодная осень-это тот чудесный миг, Который в сердце героини на всю жизнь проник Она все помнит вечер,звезды,свет луны Помнит фронт,печаль,начало войны Она помнит все, несмотря на то, Что с той поры столько лет прошло Убили его, но память жива В душе героини все те же слова Я помню тебя, я скоро приду, Мы встретимся вновь, я покой обрету

Слайд 43

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 43
«только тот холодный осенний вечер И это все, что было в моей жизни,- остальное ненужный сон».

Слайд 44

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 44
Чистый понедельник Во всяком искусстве есть то, что лежит на поверхности, и символ. Кто пытается проникнуть глубже поверхности, тот идет на риск. И кто раскрывает символ, идет на риск. Оскар Уайльд «Путь к бунинской философии лежит через бунинскую филологию» В. Ходасевич Благодарю бога, что он дал мне возможность написать Чистый понедельник

Слайд 45

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 45
и вот только в каких-нибудь северных монастырях осталась теперь эта Русь противопоставление времен и пространства О каком времени идет речь в повествовании (время столетия, года, суток, христианское)? Почему, создавая рассказ в 1944 году, автор останавливается на десятых годах 20 века? Каким предстает перед читателем прошлое, каким настоящее? Что в тексте говорится о будущем? Как соотносятся в рассказе приметы конкретной эпохи и напоминания о древности?

Слайд 46

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 46
Что не устраивает героиню в сегодняшней России, России 10-х годов 20 столетия? Здесь и авторское видение: обращаясь к рассказу в 1944 году, И. А. Бунин точно определяет время, когда происходят события, не случайно буквально по крупицам воссоздает насыщенную картину интеллектуальной и культурной жизни России 1911-1912 гг. Для этого рассказа очень существенна привязанность событий к определенному времени. Какие приметы московского быта начала 10-х годов 20 века вы нашли в тексте? Здесь на одном пятачке сосредоточены все события, которые на протяжении первых полутора десятилетий 20 века будоражили умы российской интеллигенции. Это новые постановки и капустники Художественного театра, лекции Андрея Белого, читаемые им в такой оригинальной манере, что об этом говорили все; стилизация исторических событий 16 века – процессов над ведьмами – в романе В. Брюсова Огненный ангел , модные писатели венской школы модерн - А. Шницлер и Г. Гофмансталь, произведения польских декадентов – К. Тетмайера и С. Пшибышевского, рассказы привлекшего всеобщее внимание Л. Андреева, концерты Шаляпина

Слайд 47

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 47
Книги, которые читают герои. Писатели начала века. Рестораны, трактир, посещаемые героями рассказа. Исторические деятели начала века. На капустнике героиня пристально смотрела на актеров, с бойкими выкриками и припевами изображавших нечто будто бы парижское , на большого Станиславского и плотного Москвина , с нарочитой серьезностью и старательностью выделывающих под хохот публики отчаянный канкан . Когда мысленно рисуешь себе картину капустника , изображенную Буниным, где захрипела, засвистела и загремела, вприпрыжку затопала полькой шарманка , Сулержицкий задрав голову, кричал козлом , становится неловко за мастеров русского театра и понимаешь, что новые тенденции, проникнувшие в театральное искусство начала 20 века, неприемлемы для писателя. Как относится наша героиня к этому времени? Огненный ангел Брюсова высокопарен, что совестно читать . Шаляпин не в меру разудал был . Нет ничего пошлее этих капустников .

Слайд 48

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 48
Пространственная организация рассказа Проследите маршруты героев повествования. Как автор изображает места пребывания персонажей? Каким образом через упоминания проявляются приметы древности? Квартиру в доме против храма Спасителя она снимала ради вида на Москву . Упоминание о храмах начинается с первых строк рассказа. Храм Спасителя Спасение От кого и от чего? В чем оно, спасение? Героиня ищет его. Появляется упоминание о самой известной и почитаемой московской часовне Иверской Богоматери (каждый проходящий на Красную площадь или в Кремль (в том числе возвращавшиеся или приезжавшие в Москву цари и императоры) молился у Иверской Матушки ); собор Василия Блаженного, Спас-на-Бору, построенные, как и храм Христа Спасителя, в ознаменование благодарности нашей к Промыслу Божию, спасшему Россию от грозившей ей гибели . Потом Рогожское кладбище и могилы Эртеля и Чехова. Новодевичий монастырь и Марфо-Мариинская обитель. Как объяснить тяготение героини к прошлому? О чем говорят храмы? (Ко времени написания рассказа все упоминаемые храмы перестали существовать как хранилище веры: одни были взорваны, другие стали музеями для массового посещения.) Связь времен: настоящего и прошлого. Как вы можете объяснить, что местом пребывания героини выбрана Марфо-Мариинская обитель? Почему в последних строках произведения, когда наступает пронзительная развязка, появляется необыкновенно высоко и лирично изображенная Буниным великая княгиня Елизавета Федоровна?

Слайд 49

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 49
Эта борьба нового со старыми представлениями волновала писателя. Потом наступили окаянные дни . И вот спустя почти 30 лет Бунину удается создать художественное творение, в котором через странную любовь героев писатель выплескивает свою горькую думу о России В начале 20 века радикально изменились все стороны жизни России: экономика, политика, наука, искусство, культура. В литературе отвергаются христианские идеи Л. Толстого, Ф. Достоевского о страдании и очищении им, появляется бунтарское начало в литературе (ранний В. Маяковский, В. Хлебников). В науке меняются философские представления о мире и человеке. Фундаментальные естественно-научные открытия (изобретение беспроволочной связи, открытие рентгеновских лучей, определение массы электрона и т. д.) приводят к переоценке принципов понимания истории. Дух родины... Застывшие деревья... И нега предзакатной тишины... Монашки-галки, оправляя перья, Болтают что-то в выступах стены... Лампадок божьих свет неугасимый, Курантов звон пронзает синеву.... И счастье - след ботиночка любимой На чистом всепрощающем снегу.

Слайд 50

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 50
«Чистый понедельник – это неудавшаяся, «странная любовь», тончайшие движения человеческой души, сочетание лирического и эпического, антитеза как художественный прием, отношение автора к любви, поискам смысла жизни??? Кого из героинь русской литературы больше всего напоминает героиня рассказа – княгиню Рю, днем грешившую, а ночью сидевшую над псалтырем («Отцы и дети»), Катерину («Гроза»), Ларису Огудалову («Бесприданница»), Татьяну Ларину»

Слайд 51

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 51
Легкое дыхание

Слайд 52

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 52
Прочитайте три суждения о рассказе и сопоставьте их. К. Паустовский: «Это не рассказ, а озарение, сама жизнь с ее трепетом и любовью, печальное и спокойное размышление писателя — эпитафия девичьей красоте». Н. Кучеровский: « "Легкое дыхание" — не просто и не только "эпитафия девичьей красоте", но и — эпитафия духовному "аристократизму" бытия, которому в жизни противостоит грубая и беспощадная сила "плебейства"». И. Бунин: «...мы называем это утробностью, а я там назвал легким дыханием. Такая наивность и легкость во всем, и в дерзости, и в смерти, и есть "легкое дыхание", "недоумение"»; Как вы объясните смысл названия рассказа? В чем символика названия — легкое дыхание? Прочитайте начало рассказа. Какое ощущение складывается у вас? Что символичного в судьбе Оли Мещерской, по вашему мнению? Как вы думаете, почему рассказ открывается финалом жизни — смертью?

Слайд 53

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 53
Здесь, в тишине кладбищенской аллеи, Где только ветер веет в полусне, Все говорит о счастье и весне. Сонет любви на старом мавзолее Звучит бессмертной грустью обо мне, А небеса синеют вдоль аллеи. дыхание — воздух — дух — душа человека

Слайд 54

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 54
Композиция В чем необычность построения рассказа? . Какая идея воплощена в такой сложной художественной форме? Почему следующее предложение ( Это Оля Мещерская ) выделено в отдельный абзац? В чем необычность портретной характеристики героини? «Что за человек Оля Мещерская? Беспечная ветреница или глубокая, противоречивая личность?» Далее следует отстраненный, избегающий ложного пафоса «протокольный» рассказ о смерти Оли. Казачий офицер, застреливший Мещерскую, изображен подчеркнуто непривлекательно: некрасивый, плебейского вида, не имевший ровно ничего общего с тем кругом, к которому принадлежала Оля Мещерская... Почему же героиня встречалась с этим человеком? Кем он был для нее?

Слайд 55

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 55
Образ классной дамы Какова его роль? Может быть, он должен оттенить все лучшее в облике главной героини? « а теперь это легкое дыханье с н о в а рассеялось в мире, в этом облачном небе, в этом холодном весеннем ветре »

Слайд 56

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 56

Слайд 57

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 57
Горе тебе, Вавилон, город крепкий Апокалипсис Господин из Сан-Франциско 1915 «Кто вернет мне прежнее отношение к человеку? Отношение это стало гораздо хуже – и это уже непоправимо». И. Бунин

Слайд 58

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 58
В рассказе «Господин из Сан-Франциско» (1915) все тревожнее звучит мысль о неминуемой катастрофе мира. Как называется корабль, на котором путешествует герой рассказа? Почему? В чем символика этого названия? Случайно ли название судна, на котором в Европу плывет господин, а обратно — его труп? Доплывет ликорабль до Америки? Сюжетная линия главного героя завершена. Почему же рассказ продолжается? Какой еще художественный прием использует автор? Какие события в рассказе описываются подробно? Почему? Приведите примеры использования И. Буниным деталей. Для усиления каких мыслей они служат? Как зовут героев рассказа? Почему главный герой —безымянный? Композиция рассказа кольцевая. Все повторяется, но в новом, усиленном качестве. Докажите это текстом. Отметьте ритмическую и звуковую организации произведения.

Слайд 59

Бунин Иван Алексеевич 1870 - 1953, слайд 59
К какому слою общества принадлежит главный герой рас сказа? Почему отдохнуть и развлечься герой решил лишь в возрасте 58 лет? Корректно ли утверждать, что автор на примере главного ге роя раскрывает полное ничтожество и безликость человеческого существа, лишая его поэтому даже собственного имени? Как автор относится к жизни своего героя? Присутствует ли в данном рассказе авторская ирония? Для чего в рассказе появляются образ Дьявола и некоторый мистицизм в образе капитана судна? Природа и человек в этом рассказе в очередной раз вступают в схватку. Кто победит в ней? Когда Бунин первый раз называет героя «не господином»? В чем видит наслажденье жизни герой в свой последний вечер? Последние действия героя перед смертью: кто перед нами — человек или господин? Как со смертью героя меняется цветовая гамма рассказа? В чем смысл жизни по Бунину, в чем ее истинное наслаждение? Сравните эпизод смерти и эпизод рассвета, общество на пароходе в начале рассказа и в конце. Как относятся к господину из Сан-Франциско слуги в начале рассказа и в его финале? Как вы поняли смысл рассказа? О чем он? Согласны ли вы с тем, что «Господин из Сан-Франциско» отражает пессимистический взгляд писателя на современную ему цивилизацию?
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.