Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
музыка Средних веков
Слайд 2
История академической музыки Средневековье (476-1400) Ренессанс (1400-1600) Барокко (1600-1750) Классицизм (1750-1820) Романтизм (1820-1900) Модернизм (1890-1930) XX век (1901-2000) XXI век (2001-н. в.)
Слайд 3
Средние века – время перемен в политической, экономической и социальной сферах. Духовная сторона жизни также была подвергнута изменениям. Важную роль в этих изменениях сыграли музыка и театр .
Слайд 9
Гимн Святому Иоанну UT queant laxis RE sonare fibris MI ra gestorum FA muli tuorum, SOL ve polluti LA bii reatum, S ancte I oannes.
Слайд 10
Достижения
музыкальной культуры Высокую духовность и аскетический характер раннего христианства «озвучила» музыка. Музыкальным символом средневековья стал григорианский хорал , получивший такое название в честь папы Григория I.
Слайд 11
Один из древнейших видов григорианского пения – псалмодия , то есть протяжный, в очень узком диапазоне, речитатив латинских молитвенных текстов
Слайд 12
Из музыкальных церковных инструментов повсеместное признание получил орган , наиболее точно выражающий мелодический строй григорианского хорала Главные достижения раннего многоголосия связаны с парижской школой Нотр – Дам.
Слайд 13
Музыкально – песенное творчество трубадуров, труверов и миннезингеров Музыкально – поэтическое творчество бродячих музыкантов опиралось на французские народные традиции. Поэт – певец трубадур обычно сам писал стихи и музыку
Слайд 14
На смену трубадурам пришли труверы и миннезингеры – «певцы любви» – в Германии. Их музыкально–песенное творчество в большей степени было связано с церковными, духовными традициями. Они, как и трубадуры, прославляли возвышенную, идеальную любовь.
Слайд 15
Трубадуры (французское troubadours, от окс. trobar – слагать стихи) или, как их еще часто называют, минестрели – это поэты и певцы эпохи Средневековья, творчество которых охватывает промежуток времени с одиннадцатого по тринадцатое столетие, расцвет его начинается в двенадцатом, заканчивается в начале тринадцатого века. Искусство трубадуров возникло в южной части Франции, его главным центром была область Прованс. Трубадуры сочиняли свои стихи на наречии ок – романском языке, который был распространен во Франции к югу от Луары, а также в расположенных по соседству с Францией областях Италии и Испании. Трубадуры были активными участниками социальной, религиозной и политической жизни общества. Они были преследуемы за критику церкви. Конец их искусству положил альбигойский крестовый поход в 1209-1229 годах.
Искусству трубадуров было родственно творчество труверов. Появившись в южных областях Франции при тех же исторических условиях, что и музыка трубадуров, лирические произведения труверов имели много общего с ней. Более того, труверы находились под прямым и очень сильным влиянием поэзии трубадуров, что было обусловленно интенсивным литературным обменом.
Слайд 16
Адам де ла Аль (или устаревший вариант де ла Галь, фр. Adam de la Halle, известный также под прозвищем Адам Горбатый, фр. Adam le Bossu; 1240, Аррас-1287, Неаполь) – знаменитый трувер из Франции. Детство и юность провел в аббатстве Боксель, в Камбре. Имел духовное звание, но принять сан отказался. Переехал в Париж, где жил у графа Роберта II д Артуа. В 1282 году вместе с графом отправился в Неаполь, где провел последние пять лет своей жизни. Из произведений Адама де ла Аля до наших дней дошли тридцать шесть одноголосных песен, более восемнадцати jeux partis (так назывались песни-диалоги с куртуазным содержанием), шестнадцать рондó и пять политекстовых мотетов.
A Dieu commant amouretes Bonne amourete me tient gai – Dame, or sui trais Or Est Bayard
Слайд 17
Тибо IV Шампанский (по-французски Thibaut IV de Champagne, 30 мая 1201 года, Труа – 8 июля 1253 года, Памплона) граф Бри, граф Шампани (с 1225 года), король Наварры (Тибальдо I «Трубадур» – Theobaldo de Navarra) (с 1234 года), сын Тибо III Шампанского. Трувер и поэт средневековой Франции, создавший большое количество произведений (Пререкание, Песнь о Крестовом походе и т. д.), различные лирические песни о любви с аккомпанементом, религиозные поэмы, сирвент. За ним закрепилось прозвище «принц труверов». На него оказала влияние лирика Прованса. В его творчестве прославляется служение знатной Даме, которая отождествлялась современниками с Бланкой Кастильской, матерью короля Людовика IX. Chancon ferrai Coustume est bien, Par Dieu, Sire de Champagne Dame Sire Phelipe Seigneurs, sachiez qui or ne s'en ira, par Rene Zosso
Слайд 18
Гильом де Машо (Guillaume de Machaut, или Machault, около 1300-апрель 1377, Реймс) – французский поэт и композитор, являющийся важнейшим представитель эпохи Ars nova. С 1323 года был писцом, секретарём, а позже придворным (familier, букв. «свой человек») короля Иоанна (Яна) Люксембургского (1296–1346). В 1337 Гильом де Машо занял должность каноника в кафедральном соборе Реймса, где служил до конца жизни. Во время эпидемии 1348–49 Машо переболел чумой, а позже перенёс тяжёлую двухмесячную английскую осаду в 1359–60 гг. Через Бонну Люксембургскую (дочь Иоанна) Гильом де Машо вошёл в высший свет французского общества, был знаком с её мужем Иоанном Добрым (король французским в 1350–64), их сыновьями Карлом V (король французский в 1364–80), Филиппом II Смелым (или «Храбрым»; основателем бургундской ветви дома Валуа). Эти и некоторые другие крупные французские аристократы, в том числе король Кипра Пьер II де Лузиньян, выступали заказчиками его поэтических и музыкальных сочинений. Messe de Notre Dame
Слайд 19
Филипп де Витри (фр. Philippe de Vitry, также Филипп Витрийский, 1291—1361) — французский композитор и теоретик музыки, изменивший систему нотации и ритмики. Автор трактата «Новое искусство» (лат. Ars nova), именем которого называется период в истории западноевропейской музыки. Как композитор известен мотетами, написанными по большей части в изощрённой технике изоритмии. Родился на северо-востоке Франции (вероятно в Шампани или в Витри под Аррасом). Судя по употреблению титула «магистр» — вероятно, преподавал в Парижском университете. Служил при дворах Карла IV, Филиппа VI и Иоанна II, одновременно был каноником церквей в Париже, Клермоне, Бове. Написал «Ars nova» между 1320 и 1325. Жизнь Филиппа совпала с Авиньонским пленением пап; известно, что он служил в свите «авиньонского» папы Климента VI. В 1346 Филипп участвовал в осаде Агийона, в 1351 стал епископом Мё (этот епископат покрывал земли современного департамента Сена и Марна). Много путешествовал, в том числе по дипломатическим делам, умер в Париже. Sequentia
Слайд 20
Миннезингеры – немецкие лирические поэты-певцы, воспевавшие рыцарскую любовь, любовь к Даме, служение Богу и сюзерену, крестовые походы. Лирика миннезингеров сохранилась до настоящего времени, например, в Гейдельбергской рукописи. Слово «Миннезанг» используется в нескольких значениях. В широком смысле понятие миннезанг объединяет несколько жанров: светскую рыцарскую лирику, любовную (на латыни и немецком) поэзию вагантов и шпильманов, а также более позднюю «придворную (куртуазную) деревенскую поэзию» (нем. höfische Dorfpoesie). В узком смысле под миннезангом понимают совершенно конкретный стиль немецкой рыцарской лирики — куртуазную литературу, возникшую под влиянием трубадуров Прованса, Франции и Фламандии. Вальтер Фон дер Фогельвейде - Her habest Кюренберг - Ich zoch mir einen valken
Слайд 21
Народная музыка (или фольклорная, англ folklore ) — музыкально-поэтическое творчество народа. Она - неотъемлемая часть фольклора и вместе с тем включается в исторический процесс формирования и развития культовой и светской, профессиональной и массовой музыкальной культуры. На конференции международного совета народной музыки (нач. 1950-х гг.) народная музыка была определена как продукт музыкальной традиции, формируемой в процессе устной передачи тремя факторами - непрерывностью (преемственностью), вариантностью (изменчивостью) и избирательностью (отбором среды). Различают устную и письменную музыкальные традиции. Со времени развития письменных музыкальных традиций происходит постоянное взаимовлияние культур. Таким образом народная музыка существует на определённой территории и в конкретное историческое время, т. е. ограничена пространством и временем, что создаёт систему музыкально-фольклорных диалектов в каждой народной музыкальной культуре. Сложен и мало изучен вопрос о взаимосвязях народной музыки с музыкой религиозного культа. Религиозные песни, распространяемые в ряде культур, после частичной переработки и переосмысления становились частью народной музыкальной традиции (например, рождественские коляды в Польше, английские Christmas-carols, немецкие Weihnachtslieder, французские Nokl и т. п.). Английский танец 13 века - Harp Франкский танец
Слайд 22
Гобои Гобой относится, пожалуй, к древнейшим духовым музыкальным инструментам с тростью, если и вовсе не является самым древним из них. Название «гобой» (от французских слов «haut bois») может быть связано с тем, что предшественник гобоя шалмей имел громкое и резкое звучание, и может быть переведено как «громкое дерево».
Слайд 23
Средневековая арфа В Средневековье арфы зачастую использовались для аккомпанемента при церковном пении. Особенно популярным на Западе этот музыкальный инструмент стал в VIII-XV столетиях. Классическая арфа была создана ирландскими и шотландскими бардами, и поэтому её часто называют «ирландской» арфой. Подобные инструменты использовались французскими трубадурами и труверами, а также немецкими миннезингерами и прочими народными и светскими музыкантами. Современный классический вид арфа приобрела в эпоху Возрождения.
Слайд 24
Средневековый орган Орган является самым крупногабаритным видом музыкальных инструментов. В переводе с латыни organum означает «инструмент, орудие». Это клавишно-духовой музыкальный инструмент с широким диапазоном звуковых частот, богатством тембров и обилием музыкально-исполнительских средств. Происхождение органов восходит к флейтам и волынкам. Первый водный орган (гидравлос) был создан в III веке д.н.э. греком из Александрии – Ктесибием. Крупные органы стали появляться в IV веке. В VII-VIII столетиях органы были усовершенствованы и пользовались большой.
Слайд 25
Монокорд Монокорд (monocorde) – струнный смычковый инструмент, стал прародителем контрабаса, является некоей разновидностью рюбера, поскольку он тоже использовался в ансамбле как инструмент, задающий басовый тон.