Презентация - Роман Мигеля Де Сервантеса: «Дон Кихот»

Нажмите для просмотра
Роман Мигеля Де Сервантеса: «Дон Кихот»
РаспечататьУникальность: 92%

Слайдов: 26
Просмотров: 4434
Скачиваний: 2882
Размер: 12.98 MB

В закладки
Оцени!
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1


Роман Мигеля де Сервантеса «Дон Кихот»
Выполнили студенты гр. РЛ-18-3: Алгазина Д., Андреева А., Беляева А., Галлямшина А., Гордеева Н., Любавина М.

Слайд 2

План:
Испания XVI-XVII вв.
Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения. Мигель де Сервантес: биографическая справка Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе. Изображение Испании XVI-XVII вв. в романе: народ, образ Санчо Панса Элементы пародии в романе. «Дон Кихот» как выражение кризиса гуманизма эпохи Возрождения.

Слайд 3

Испания XVI-XVII вв.
Во 2 половине 15 века в Испании наблюдается рост буржуазии, промышленности и внешней торговли; зарождение капиталистических отношений, а также гуманистических идей. Это приводило к расшатыванию феодальных учреждений и феодального мировоззрения. Особенностями развития Испании в XVI веке являются: - Реконкиста; - Революция цен (Приток золота из Америки привел к подорожанию продуктов, а это, в свою очередь, к упадку экономики); - Католическая церковь стала опорой абсолютизма. Из-за этого Испания в середине XVII в. утратила свой престиж. А к концу столетия опустилась до положения второразрядной европейской державы

Слайд 4

Своеобразие испанского романа эпохи Возрождения
Наиболее значительным жанром в испанской литературе раннего и зрелого возрождения был роман. Хотя изначально он не приживался в Испании.

Слайд 5

Мигель де Сервантес Сааведра
Мигель де Сервантес Сааведра (1547-1616) – испанский писатель, прославившийся своим романом об увлекательных путешествиях доблестного рыцаря Дон Кихота.

Слайд 6

Жизнь писателя
Родился 29 сентября 1547 года в разорившемся дворянском семействе, в испанском городке Алькала-де-Энарес. В возрасте 23 лет Сервантес поступил на службу в полк Испанской морской пехоты. Во время службы был тяжело ранен. После оказался в плену, в котором провел 5 лет. В молодости отправился в Италию. Там изучал искусство Возрождения. На закате жизненного пути Мигель де Сервантес полностью пересмотрел свою жизненную позицию, и буквально за несколько дней до кончины подстригся в монахи. Причиной смерти писателя стала водянка, от которой он скончался 22 апреля 1616 года.

Слайд 7

Творчество Сервантеса
Первые стихотворения и пьесы он начал сочинять еще во время своего пленения; Первый роман - «Галатея»; Из-под его пера вышли «Ринконет и Кортадилья» и «Испанка в Англии» и несколько стихотворений с сонетами; В 1604 г. опубликован роман – «Хитроумный идальго Дон Кихот Ламанчский»; В 1613 г. опубликован сборник «Назидательные новеллы». После вышла поэма «Путешествие на Парнас». В этот период биографии он написал множество пьес; В 1615 г. вышла 2-я часть романа «Дон Кихот». Незадолго до смерти он завершил написание книги «Странствия Персилеса и Сихизмунды».

Слайд 8

Роман сочетает в себе 2 типа сюжета
Сюжет-ситуация
Сюжет-фабула
Суть эпохи выражается через героя; Сюжет объясняет и раскрывает характер героя; Система событий соотнесена с персонажем.
Строится на основе мифа или легенды; Самостоятельность автора – в трактовке образа главного героя.

Слайд 9


Сервантесу всецело принадлежит как фабула его произведения, так и связанная с ней тема. Трагикомическая история бедного идальго, возомнившего, что он – герой, призванный возродить странствующее рыцарство, дабы помогать беззащитным, мстить за обиженных и карать вероломных, не имеет ни фольклорных, ни книжных источников. После множества исследований удалось найти всего лишь два незначительных произведения, внешне напоминающих фабулу «Дон Кихота». Но были ли они известны Сервантесу?

Слайд 10

Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
Бедный идальго, почти нищий человек. Безумец; Персонаж комический, однако комизм его фигуры от трагизма. Он предан рыцарским идеалам благородства, чести и мужества, о которых так много читал в книгах, но при этом совсем забыл о той жестокой окружающей его реальности. Дон Кихот готов подвергаться всевозможным лишениям ради своих благородных целей. В нем нет и следа эгоизма, он готов к самопожертвованию ради других; Выражает идеи гуманизма; Герой развивается на протяжении романа.

Слайд 11

Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
В реальной жизни Дон Кихот всего лишь простой человек, тощий идальго, которому уже под пятьдесят, но эта реальность его не устраивает, другое дело – благородный рыцарь, который несет за собой целый шлейф добрых дел и справедливых решений. Образ стал вечным, т.к. подобного человека можно найти в любую историческую эпоху в любой стране. Это идеалисты-мечтатели, которые всегда готовы на рыцарские подвиги во имя любви к человеку, хотя жизнь грубо разрушает их иллюзии.

Слайд 12

Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
«Что выражает собою Дон Кихот? Веру прежде всего; веру в нечто вечное, незыблемое, в истину, ..находящуюся вне отдельного человека, но легко ему дающуюся, требующую служения и жертв. ..самую жизнь свою он ценит настолько, насколько она может служить средством к воплощению идеала, к водворению истины, справедливости на земле. ..он весь самопожертвование — оцените это слово! — он верит, верит крепко и без оглядки. ..Смиренный сердцем, он духом велик и смел; умилительная его набожность не стесняет его свободы;..» (с) И.С. Тургенев

Слайд 13

Образ Дон Кихота. Трагикомическое, общечеловеческое и вечное в образе
«…чуждый тщеславия, он не сомневается в себе, в своем призвании, даже в своих физических силах. ..он знает, в чем его дело, зачем он живет на земле, а это — главное знание. ..крепость его нравственного состава (заметьте, что этот сумасшедший, странствующий рыцарь — самое нравственное существо в мире) придает особенную силу и величавость всем его суждениям и речам, всей его фигуре, несмотря на комические и унизительные положения, в которые он беспрестанно впадает... Дон Кихот энтузиаст, служитель идеи и потому обвеян ее сияньем» (с) И.С. Тургенев

Слайд 14

Образ Испании в 16-17 вв. и ее изображение в романе
Изображение широкого фона народной жизни; Изображение типических черт реальной действительности (по дорогам движутся монахи, купцы, нищие, ремесленники, горожане и крестьяне. Каторжников ведут на галеры, дворяне гарцуют на конях); Испания социальных контрастов: бедная и богатая, занятая трудом и привыкшая пребывать в праздности, исполненная благородного душевного порыва и погрязшая в мелких корыстных расчетах.

Слайд 15

Образ Санчо Панса
Крестьянин, оруженосец главного героя; Предан своему другу по самую смерть; Здравомыслящий человек; Несмотря на свое простодушие, он обладает и лукавством; В начале предстает как антипод Дон Кихота. Но в конце романа находится сходство героев – Санчо развивается на протяжении романа;
Изначально шел за идальго ради личной выгоды, но раскрылся как бескорыстный энтузиаст.

Слайд 16

Образ Санчо Панса
Санчо – носитель народной мудрости. Его реплики и фразы –это настоящая сокровищница народного опыта жизни. Оруженосец предпочитает обходиться меткими яркими фразеологизмами. Он оперирует конкретными понятиями, в его речи почти нет никаких отвлеченных метафор («На хорошем фундаменте и здание бывает хорошее»).

Слайд 17

Сравнительный анализ образов

Слайд 18

Сравнительный анализ образов
В донкихотской паре сошлись два общечеловеческих образа литературной и фольклорной традиции многих народов, олицетворяющие идею социальной справедливости. В Дон Кихоте, пройдя через рыцарскую литературу, завершается образ богатыря из героического эпоса. Санчо, введенный в повествование как бедный и многодетный крестьянин, у которого «мозги были сильно набекрень», восходит к «дурачку» из народной сказки. Эпический герой – защитник правого дела и действует в сфере родовой и общественно-государственной, а «дурачок», представитель социально обездоленных, своими неожиданными удачами, сравнительно с более практичными родственниками и соседями, воплощает народную мечту о справедливости, подвизаясь в сфере семейно-бытовой.

Слайд 19

Сравнительный анализ образов
На первый взгляд кажется, что нет людей более различных, чем Дон Кихот и Санчо Панса. Но эти различные люди были поистине неразлучны. Они любили и уважали друг друга, хотя подчас между ними и вспыхивали размолвки. Санчо также присущи черты своеобразного донкихотства. Но было еще нечто более важное, что внутренне роднило героев романа. Эта была их большая человечность и присущее им чувство социальной справедливости.

Слайд 20

Элементы пародии в романе

Слайд 21

"Дон Кихот" как выражения кризиса гуманизма эпохи возрождения
Испанские дворяне были чуть ли не самыми высокомерными в Европе, хотя за этим высокомерием нередко скрывалась глубокая нищета. Для многих прошлое было гораздо привлекательнее настоящего... Когда Сервантес насмехался над рыцарским романом, он имел перед собой не только чисто литературный феномен. Донкихотизм рос из самой гущи той испанской жизни, выступая в различных формах и в различных общественных сферах.

Слайд 22

"Дон Кихот" как выражения кризиса гуманизма эпохи возрождения
Кризис идеи гуманизма – несоответствие реальности ренессансным представлениям о человеке. Сервантес сам был великим гуманистом, только он жил в то время, когда уже рассеялись многие гуманистические иллюзии, и в феодально-католической Испании это ощущалось с особой отчетливостью. Поэтому роман о Дон Кихоте – это не только осмеяние нелепых рыцарских романов, но и смелая переоценка некоторых традиционных гуманистических ценностей, не выдержавших испытания временем. Ведь благородным мечтателям так и не удалось преобразить мир.

Слайд 23


Сервантес уже ясно различает между теми элементами ренессансных идей, которые, хотя и в урезанном виде, будут освоены формирующимся буржуазным сознанием (критика феодальных ограничений), – и собственно утопическими элементами (идеализация автономной личности). Автор юмористически противопоставляет их в образе своего героя как его «мудрость» и «безумие», которые на поверку обычно оказываются мудростью и безумием гуманистической утопии.

Слайд 24


«Три выезда Дон Кихота – ..это как бы три этапа постепенно углубляющегося идейного замысла. ..Весь смысл ситуации постигается не только автором и отдельным читателем, но и всем потомством лишь постепенно, в ходе собственного развития. Содержание «вечного» образа и ситуации, «в которой отразился век», раскрывается в ходе веков. ..Аудитория «Дон Кихота» только в столетиях приходит к постижению более серьезного, внутреннего смысла, к благородному юмору романа, и даже к оценке героя как «самого честного и высокого», о чем «люди мечтали на протяжении многих веков», но «что оказалось смешным».

Слайд 25

Список используемой литературы:
Державин Н. Сервантес. Жизнь и творчество. – М., 1958 Пинский Л. Реализм эпохи Возрождения. – М., 1961 Тургенев И.С. Гамлет и «Дон Кихот». 1980 Алексеев М.П. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение. – М., 1987 Ковалева Т.В., Лапин И.Л., Паньков Н.А. Литература средних веков и возрождения. – Мн., 1988 Пуришев Б.И. Литература эпохи Возрождения. Идея «универсального человека». Курс Лекций. – М., 1996 Терехова-Чернова А. Образ Дон Кихота в романе М. де Сервантеса. 2016 https://spainmag.ru/istoriya-ispanii/

Слайд 26

Спасибо за внимание!