Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Возникновение
советской
литературы
20 - 30 годы
XX века
Слайд 2
20-е годы – культурный всплеск в России.
Литература социального оптимизма
Нас водила молодость в сабельный поход.
Нас бросала молодость на Кронштадтский лед.
Боевые лошади уносили нас,
На широкой площади убивали нас…
Но в крови горячечной подымались мы,
Но глаза незрячие открывали мы.
Укрепляйся, мужество, саблей и свинцом,
Возникай, содружество, ворона с бойцом!
Эдуард Багрицкий
Слайд 3
о героях революции...
Д.Бедный
Н. Асеев
Н.Тихонов
Гвозди бы делать из этих людей –
крепче бы не было в мире гвоздей!
М. Светлов
И. Уткин
Слайд 4
ГРЕНАДА
Мы ехали шагом,
Мы мчались в боях
И "Яблочко"-песню
Держали в зубах.
Ах, песенку эту
Доныне хранит
Трава молодая -
Степной малахит.
Но песню иную
О дальней земле
Возил мой приятель
С собою в седле.
Он пел, озирая
Родные края:
"Гренада, Гренада,
Гренада моя!"
Он песенку эту
Твердил наизусть...
Откуда у хлопца
Испанская грусть?
Ответь, Александровск,
И Харьков, ответь:
Давно ль по-испански
Вы начали петь?
Скажи мне, Украйна,
Не в этой ли ржи
Тараса Шевченко
Папаха лежит?
Откуда ж, приятель,
Песня твоя:
"Гренада, Гренада,
Гренада моя"?
Он медлит с ответом,
Мечтатель-хохол:
- Братишка! Гренаду
Я в книге нашел.
Красивое имя,
Высокая честь -
Гренадская волость
В Испании есть!
Я хату покинул,
Пошел воевать,
Чтоб землю в Гренаде
Крестьянам отдать.
Прощайте, родные!
Прощайте, семья!
"Гренада, Гренада,
Гренада моя!"
Слайд 5
Мы мчались, мечтая
Постичь поскорей
Грамматику боя -
Язык батарей.
Восход поднимался
И падал опять,
И лошадь устала
Степями скакать.
Но "Яблочко"-песню
Играл эскадрон
Смычками страданий
На скрипках времен...
Где же, приятель,
Песня твоя:
"Гренада, Гренада,
Гренада моя"?
Пробитое тело
Наземь сползло,
Товарищ впервые
Оставил седло.
Я видел: над трупом
Склонилась луна,
И мертвые губы
Шепнули: "Грена..."
Да. В дальнюю область,
В заоблачный плес
Ушел мой приятель
И песню унес.
С тех пор не слыхали
Родные края:
"Гренада, Гренада,
Гренада моя!"
Отряд не заметил
Потери бойца
И "Яблочко"-песню
Допел до конца.
Лишь по небу тихо
Сползла погодя
На бархат заката
Слезинка дождя...
Новые песни
Придумала жизнь...
Не надо, ребята,
О песне тужить,
Не надо, не надо,
Не надо, друзья...
Гренада, Гренада,
Гренада моя!
1926
Слайд 6
...и высоком трагизме гражданской войны
А.Фадеев.
(«Разгром»)
М.Шолохов.
(«Донские рассказы»)
И. Греков. Первая конная армия
Слайд 7
Литературная борьба 20-х годов
ЛЕФ
Пролеткульт
РАПП
Серапионовы братья
Перевал
Обэриуты
имажинисты
Слайд 8
литература социальной критики
Отказываюсь – быть. В Бедламе нелюдей Отказываюсь – жить. С волками площадей Отказываюсь – выть…
М. Цветаева
А.Аверченко
«Дюжина ножей в спину революции»
Б. Пильняк
«Повесть непогашенной луны»
А.Платонов
«Котлован»
Е Замятин
«МЫ!»
М. Цветаева
«Лебединый стан»
Слайд 9
Разве та гниль, глупость, дрянь, копоть и мрак, что происходит сейчас,-- разве это революция? Революция -- сверкающая прекрасная молния, революция -- божественно красивое лицо, озаренное гневом Рока, революция -- ослепительно яркая ракета, взлетевшая радугой среди сырого мрака!..
Похоже на эти сверкающие образы то, что сейчас происходит?..
Рождение революции прекрасно, как появление на свет ребенка, его первая бессмысленная улыбка, его первые невнятные слова, трогательно умилительные, когда они произносятся с трудом лепечущим, неуверенным в себе розовым язычком...
Но когда ребенку уже четвертый год, а он торчит в той же колыбельке, когда он четвертый год сосет свою всунутую с самого начала в рот ножку, превратившуюся уже в лапу довольно порядочного размера, когда он четвертый год лепечет те же невнятные, невразумительные слова, вроде: "совнархоз", "уеземельком", "совбур" и "реввоенком" -- так это уже не умилительный, ласкающий глаз младенец, а, простите меня, довольно порядочный детина, впавший в тихий идиотизм.
Очень часто, впрочем, этот тихий идиотизм переходит в буйный, и тогда с детиной никакого сладу нет!
Слайд 10
"Когда революция переходит в сатанинский вихрь разрушения -- тогда правда становится безгласной или превращается в ложь. Толпами овладевает стихийное безумие, подражательное сумасшествие, все слова утрачивают свое содержание и свою убедительность. Если такая беда овладевает народом, он неизбежно возвращается к притче о бесах, вошедших в стадо свиней"2...
"Революция есть гроза. Гроза кончается быстро и освежает воздух, и ярче тогда жизнь, красивее цветут цветы. Но жизни нет там, где грозы происходят беспрерывно. А кто умышленно хочет длить грозу, тот явный враг строительства и благой жизни. И выражение "защищать революцию", должен сказать, мне кажется бессмысленным и жалким. Настоящая гроза не нуждается в защите и подпорках. Уж какая же это гроза, если ее, как старушку, нужно закутывать в ватное одеяло".
Не старушка это,-- хорошо бы, коли старушка,-- а полупьяный детина с большой дороги, и не вы его будете кутать, а он сам себя закутает вашим же, стащенным с ваших плеч, пальто.
Да еще и ножиком ткнет в бок.
Так такого-то грабителя и разорителя беречь? Защищать?
Да ему не дюжину ношей в спину, а сотню -- в дикобраза его превратить, чтобы этот пьяный, ленивый сутенер, вцепившийся в наш загорбок, не мешал нам строить Новую великую Свободную Россию!
Правильно я говорю, друзья-читатели? А?
И если каждый из вас не бестолковый дурак или не мошенник, которому выгодна вся эта разруха, вся эта "защита революции",-- то всяк из вас отдельно и все вместе должны мне грянуть в ответ:
-- Правильно!!!
Слайд 11
Унификация литературы
30-е годы:
Создание Союза Писателей СССР (1934 год, съезд)
Единые требования к литературе:
нужные государству темы, сюжеты, настроения;
безусловный оптимизм;
постоянное подтверждение преданности режиму;
соблюдение установок: бедный «лучше» богатого, рабочий «лучше» профессора, советские люди «лучше» всех других;
пропаганда преимуществ советского образа жизни;
утверждение пролетарского гуманизма.
Слайд 12
Способы борьбы
с непокорными писателями
Не пропустить в печать (Е. Замятин, А. Платонов, О. Мандельштам)
Конфисковать тираж (Б. Пильняк)
Репрессировать писателя (И. Бабель, Б. Пильняк, О. Мандельштам, Н. Эрдман)
Воздействовать на книгу (цензура)
Воздействовать на писателя через критику, постановления партии и правительства, травлю («наказание» А.Ахматовой, М. Зощенко)
Слайд 13
Последствия сталинской политики
в области литературы
стремление писателей обмануть цензуру;
попытка сохранить произведение для печати когда-нибудь, работа «в стол»;
отказ от писательского труда, «устное» писательство;
приспособление к власти, расплата «духом»;
Слайд 14
Последствия сталинской политики
в области литературы
Поиск «безопасной» литературной работы, позволяющей выжить:
детская литература
(В.Каверин, А. Гайдар, Б. Житков, К. Чуковский);
«охотничий рассказ»
(М. Пришвин, К. Паустовский);
переводы
(Б. Пастернак, С. Маршак, А. Ахматова, А. Тарковский),
исторический роман
(Ю. Тынянов).
Слайд 15
Результат сталинского
укрощения искусств -
П. Белов. Проталина
потеря лучших сил
русской литературы,
оказавшихся в лагерях,
эмиграции, отстраненных
от литературного
труда.
П. Белов. Вознесение
Е.Замятин
Слайд 16
«Двойная жизнь» советского государства
Слайд 17
Евгений Шварц
ТЕНЬ
Стихи и сказки
для детей
и взрослых
К.Чуковский. Сказки
Слайд 18
«Не букву буквой нужно воспроизводить в переводе: улыбку – улыбкой, музыку – музыкой, душевную тональность – душевной тональностью».
К. Чуковский.
Борис Пастернак
Анна Ахматова
Роберт Бернс, Уильям Шекспир, Данте Алигьери, Мольер, Шарль Бодлер, Генрих Гейне, Франсуа Рабле… и вся мировая культура!
Арсений Тарковский
Самуил Маршак
Слайд 19
исторический роман
Юрий Тынянов
«Подпоручик Киже»
«Смерть Вазир- Мухтара»
«Кюхля»
«Пушкин»
Слайд 20
Две русские литературы
Русское Зарубежье:
М. Цветаева, И. Бунин, В. Ходасевич, В. Набоков, И. Ремизов, М. Осоргин, И. Шмелев и др.
Советская литература:
печатная, официально разрешенная
М. Шолохов, А. Толстой, А. Фадеев, А. Твардовский;
непечатная, подпольная, андеграунд
Е. Замятин, А. Платонов, М. Булгаков, Н. Эрдман, Д. Хармс