Презентация - Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя

Нажмите для просмотра
Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя
Распечатать
  • Последний IP: 146.59.0.207
  • Уникальность: 87%
  • Слайдов: 17
  • Просмотров: 1090
  • Скачиваний: 720
  • Размер: 0.3 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 1

Почему поэма?
Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя

Слайд 2

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 2
Цель: выяснить, почему «Мертвые души» названы поэмой. Задачи: обратиться к теории литературы для выяснения особенностей поэмы как жанра выяснить, как сам Н.В.Гоголь определял жанр произведения узнать мнение критиков-современников Гоголя о жанровых особенностях «Мертвых душ»

Слайд 3

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 3

Н.В. Гоголь не сразу определил жанровые особенности «Мёртвых душ». Сложный и грандиозный замысел требовал для своего воплощения оригинальных художественных решений. Привычные жанровые схемы не удовлетворяли писателя.
Обложка книги, выполненная Н.В. Гоголем

Слайд 4

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 4
Для начала обратились к словарю литературоведческих терминов:
ПОЭМА - большая форма лиро-эпического жанра, стихотворное произведение с сюжетно-повествовательной организацией. Своеобразие поэмы основано на сочетании повествовательной характеристики действующих лиц, событий и их раскрытии через восприятия и оценку лирического героя, повествователя, играющего в поэме активную роль… Общежанровые свойства поэмы: единство эпического и лирического плана… (Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.)

Слайд 5

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 5
Насколько произведение Н.В. Гоголя соответствует данному определению? эпическое произведение (Да) сочетание повествовательной характеристики действующих лиц, событий через восприятие и оценку повествователя (Да)   В «Мертвых душах» автор-повествователь не является участником событий. Он лишь излагает события, описывает жизнь героев. Таким образом, постоянное присутствие автора делает «Мертвые души» произведением лиро-эпическим.

Слайд 6

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 6
Гоголь в поисках жанра "Мертвых душ" На начальном этапе работы над "Мертвыми душами" (в 1835-1836 гг.) Гоголь называет свое сочинение романом и поэмой: "...Начал писать «Мертвых Душ». Сюжет растянулся на предлинный роман <...> Мне хочется в этом романе показать хотя с одного боку всю Русь..." (Н. В. Гоголь — А. С. Пушкину, 7 октября 1835 г.)

Слайд 7

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 7
"...Каждое утро, в прибавление к завтраку, вписывал я по три страницы в мою поэму..." (Н. В. Гоголь — В. А. Жуковскому, 12 ноября 1836 г.) В процессе работы Гоголь также называет свое творение "длинной вещью", не похожей ни на повесть, ни на роман: "...Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов, название ей «Мертвые души» – вот все, что ты должен покамест узнать об ней.." (Н. В. Гоголь – М. П. Погодину, 16 ноября 1836 г.)

Слайд 8

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 8
В черновиках "Мертвых душ" Гоголь также называет свое сочинение повестью: "...обо всем этом читатель узнает постепенно и в свое время, если будет только иметь терпение прочесть [сию] предлагаемую повесть, очень длинную и раздвинувщуюся потом шире и просторней, по мере приближения к концу, венчающему [всякое] дело..."  (Н. В. Гоголь, "Сохранившиеся разрозненные черновые отрывки к отдельным главам") В конце концов Гоголь определяется с жанром "Мертвых душ" и называет их поэмой: "...все мои средства и все мое существование заключены в моей поэме..." (Н. В. Гоголь — П. А. Плетневу, 7 января 1842 г.)

Слайд 9

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 9
Почему "Мертвые души" называются поэмой? Объяснение Гоголя После публикации "Мертвых душ" Гоголь работает над "Учебной книгой словесности" (ок. 1844-1846 гг.). В набросках к этому пособию он, по сути, объясняет, почему "Мертвые души" называются поэмой. В одной из глав "Учебной книги" Гоголь пишет о том, что повесть можно считать поэмой при определенных условиях: "...Повесть <...> может быть даже совершенно поэтическою и получает название поэмы, если происшествие, случившееся само по себе, имеет что-то поэтическое; или же придано ему поэтическое выражение отдаленность<ю> времени, в которое происшествие случилось; или же сам поэт взял его с той поэтической стороны, с какой может взять только поэт и которая только пребывает в нем..." (Н. В. Гоголь, "Учебная книга словесности для русского юношества", раздел "Повесть")

Слайд 10

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 10
По мнению Гоголя, повесть может называться поэмой, если соответствует критериям: происшествие в повести имеет что-то поэтическое это живой рассказ, мастерски и живо рассказанный случай главный герой - человек неизвестный, но интересный с точки зрения психологии главный герой переживает ряд приключений
Судя по всему, Гоголь называет "Мертвые души" поэмой, исходя из этих принципов.

Слайд 11

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 11
Критика о жанровом своеобразии «Мертвых душ» Сразу после публикации "Мертвых душ" в 1842 году критики обращают внимание на поэму Гоголя и особенности ее жанра.
Современник Гоголя, Константин Сергеевич Аксаков, считает, что произведение "Мертвые души" – это поэма, потому что оно напоминает "древний эпос", перенесенный в современность: "...Мне кажется, главная трудность лежит в настоящем уразумении слова Поэма так, по крайней мере, как я его понимаю. <...> Это древний эпос с его великим созерцанием; разумеется, современный и свободный, в наше время — но это он..."  (Конст. С. Аксаков — Н. В. Гоголю, 1848 г.)

Слайд 12

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 12
Критик В. Г. Белинский видит в Гоголе поэтическое величие, которое и дает ему право называть "Мертвые души" поэмой. По мнению Белинского, Гоголь – поэт не в смысле рифмовки слов, а в смысле гениальной, поэтичной манеры: «<...>Тем-то и велико создание "Мертвые души", что в нем сокрыта и разанатомирована жизнь до мелочей, и мелочам этим придано общее значение. <...> Гоголь гениально (пустяками и мелочами) пояснил тайну, отчего из Чичикова вышел такого рода "приобретатель"; это-то и составляет его поэтическое величие, а не мнимое сходство с Гомерами и Шекспирами..." (В. Г. Белинский, статья "Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя "Мертвые души", 1842 г.)

Слайд 13

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 13

Критик Осип Иванович Сенковский называет "Мертвые души“ поэмой "совершенно нового рода", "поэмой не в стихах": "...Поэма!.. да еще какая поэма!.. Поэт!.. да еще какой поэт! <...> Книга названа поэмой не в шутку. <...> вы, натурально, спрашиваете меня, каким размером писана эта поэма. На что я отвечаю, что в ней нет никакого размера: это поэма совершенно нового рода; поэма, какой вы еще не видали; коротко сказать, поэма не в стихах..." "...Это поэзия нашей страны. <...> Другой у нас нет. Понимаете ли теперь, отчего этот рассказ назван "поэмой"?.." "...это удивительная поэма, поэма, названная поэмой совсем не для шутки, первая поэма в мире! Вы не читали визита Чичикова к Собакевичу и Плюшкину. Чудо как это остроумно и смешно! Настоящий лирический смех! Поэма в полном смысле слова!.."  (О. И. Сенковский, статья "«Похождения Чичикова, или Мертвые души». Поэма Н. Гоголя", 1842 г.)

Слайд 14

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 14
Критик Николай Иванович Греч считал, что "Мертвые души"названы поэмой в шутку. По мнению Греча,"Мертвые души" - это "роман", "рассказ" без плана, единства и слога: "...Чем же наполнены четыреста семьдесят пять больших страниц этого тощего содержанием романа? Описанием местности разных сцен его, изображением наружности действующих лиц, и их разговорами, разными эпизодами, вставками, шуточками и прибаутками. <...>  (Н. И. Греч, статья "Похождения Чичикова, или Мертвые души", "Северная пчела", 1842 г., №137)

Слайд 15

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 15

Выполняя эту работу, мы выяснили, что определить жанровое своеобразие «Мертвых душ» оказалось достаточно сложно, в силу того что произведение Н.В. Гоголя было новаторским. Критики по-разному определяли жанр произведения. Мы же отдаём предпочтение мнению самого автора: «Мёртвые души» - ПОЭМА.
Тем более, жанровые особенности полностью соответствуют критериям определения жанра, принятого в литературоведении: эпическое произведение сочетание повествовательной характеристики действующих лиц, событий через восприятие и оценку повествователя

Слайд 16

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 16
Источники: http://www.ahmerov.com/book_528_chapter_27_V_ZERKALE_KRITIKI.html http://sobolev.franklang.ru/index.php/pushkin-i-ego-vremya/122-senkovskij-o-o-mjortvykh-dushakh http://gogol.gatchina3000.ru/belinsky_1-2.htm https://omiliya.org/article/istoriya-sozdaniya-poemy-gogolya-myortvye-dushi https://www.vslu.ru http://www.studfiles.ru http://www.a4format.ru С. Машинский. Гоголь Н.В. Мертвые души. – М: Детская литература, 1968. Словарь литературоведческих терминов. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., 'Просвещение', 1974. 509 с.

Слайд 17

Жанровые особенности «Мертвых душ» Николая Васильевича Гоголя, слайд 17
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Работу выполнила ученица 9Б класса Ващак Людмила
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.