Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 2
Разложим всё по полочкам, Расставим всё по клеточкам, В пути на расстоянии в 45 минут. Успеха и удачи Вам за знаньями в пути!
Слайд 3
Черна, как жук,
Бела, как снег,
Вертлява, как бес,
Повертелась да в лес.
Слайд 4
Сравнение как средство художественной изобразительности.
Слайд 5
Цели урока:
Продолжить разговор о сравнении как о средстве художественной изобразительности. Уметь находить сравнения в художественных текстах, выделить все существенные признаки, способы выражения, роль в тексте.
2. Формировать умения использовать сравнения в своей речи, в творческих работах, развивать речь, воображение.
3. Воспитывать культуру умственного труда, культуру чувств, прививать любовь к родному языку, интерес к языковым явлениям.
Слайд 6
Всё познаётся в сравнении. Конфуций.
Слайд 7
На что похож листочек клёна?
Слайд 8
ЗЕЛЕНОЕ ЛУКОШКО
Все на что-нибудь похоже,
На кого-то и на что-то,
На кого похож наш ежик?
- На енота!
- На енота!
Ходит, вьется под ногами
Кот, похожий на тигренка.
Как раскрытый зонтик мамин,
Шляпка тонкого опенка.
Все на что-нибудь похоже,
На кого-то и на что-то.
Встала радуга над рожью,
Как огромные ворота.
Мимо дома-великана
Вдаль уводит нас дорожка.
Там клубничная поляна,
Как зеленое лукошко.
Слайд 10
Сравнение – это один из приемов художественной речи, сопоставление двух предметов или явлений с целью показать, изобразить один из них при помощи другого.
Слайд 11
Строение сравнения
Слайд 12
Орфографическая работа
Сравнение (выровнять – значение!)
Но: сравнение – сравнивать (равнина – исключение)
Слайд 13
Сосны тянутся к небу
За солнечным светом,
И цыплятами листья
Бегут по земле.
(Н. Берендгоф)
Слайд 14
Сосны тянутся к небу
За солнечным светом,
И цыплятами листья
Бегут по земле.
(Н. Берендгоф)
Слайд 15
Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее, и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата.
Слайд 16
Меньшой брат его, Андрий, имел чувства несколько живее, и как-то более развитые. Он учился охотнее и без напряжения, с каким обыкновенно принимается тяжелый и сильный характер. Он был изобретательнее своего брата.
Слайд 17
1) Видит око далеко, а ум еще дальше. 2) Недоброе слово больней огня жжет. 3)Тебе полно свистать да по-соловьему, Тебе полно кричать да по-звериному
Слайд 18
1) Видит око далеко, а ум еще дальше. 2) Недоброе слово больней огня жжет. 3)Тебе полно свистать да по-соловьему, Тебе полно кричать да по-звериному.
Слайд 19
1) Наподобие забора Поднят кверху воротник. 2) Дым, подобно белой тройке, Скачет в облако наверх. (К. Ваншенкин)
Слайд 20
1) Наподобие забора Поднят кверху воротник. 2) Дым, подобно белой тройке, Скачет в облако наверх. (К. Ваншенкин)
Слайд 21
Карточка-информатор
Предлог подобно близок по смыслу к обороту так же, как; употребляется с именем существительным в дательном падеже.
Сравнение, выраженное при помощи предлога подобно, может быть в начале, в середине и в конце предложения. В любом положении оно отделяется и выделяется запятыми. Сравнение может так же выражаться предлогом наподобие
Слайд 22
а) На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе Божием. (М. Ю. Лермонтов)
Слайд 23
а) На святой Руси, нашей матушке, Не найти, не сыскать такой красавицы: Ходит плавно – будто лебедушка; Смотрит сладко – как голубушка; Молвит слово – соловей поет; Горят щеки ее румяные, Как заря на небе Божием. (М. Ю. Лермонтов)
Слайд 24
1) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. (Бунин) 2) Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)
Слайд 25
1) Лес, точно терем расписной, Лиловый, золотой, багряный. (Бунин) 2) Закружилась листва золотая В розоватой воде на пруду, Словно бабочек легкая стая С замираньем летит на звезду. (С. Есенин)
Слайд 26
Карточка-информатор
Сравнение можно выразить при помощи союзов, как, будто, как будто, словно, точно и других.
Обратите внимание: есть простые союзы как и будто, есть составной союз как будто, составленный из двух слов, каждое из которых пишется отдельно, дефис между ними не нужен.
Слайд 27
Игра «Посоревнуемся с поэтом»
И листочки бегут по дорожке,
Будто желтые мышки от кошки.
И листочки бегут по дорожке,
Словно желтые мышки от кошки.
И листочки бегут по дорожке,
Точно желтые мышки от кошки.
Слайд 28
Игра «Посоревнуемся с поэтом»
И листочки бегут по дорожке,
Будто желтые мышки от кошки.
И листочки бегут по дорожке,
Словно желтые мышки от кошки.
И листочки бегут по дорожке,
Точно желтые мышки от кошки.
Слайд 29
Отрывок из мультфильма
Слайд 30
Игра «Соедини фразеологизм»
Не видать как ...
Провалился как…
Он боится меня как…
Знать как …
Все идет как….огня
своих ушей
сквозь землю
по маслу
свои пять пальцев
Слайд 31
Игра «Соедини фразеологизм»
Не видать как ...
Провалился как…
Он боится меня как…
Знать как …
Все идет как….огня
своих ушей
сквозь землю
по маслу
свои пять пальцев
Слайд 32
Имя существительное
(творительный сравнения)
Имя прилагательное
(в сравнит. степени)
Наречие
(в сравнит. степени,
по-…ому, по-…ему, по-…и)
Морфологические
средства сравнения
Предлог
(подобно, наподобие)
Союз
(как, будто, как будто,
точно, словно)
Слайд 33
Имя существительное
(творительный сравнения)
Имя прилагательное
(в сравнит. степени)
Наречие
(в сравнит. степени,
по-…ому, по-…ему, по-…и)
Морфологические
средства сравнения
Предлог
(подобно, наподобие)
Союз
(как, будто, как будто,
точно, словно)
Фразеологический оборот
Слайд 34
Отредактируйте текст Цветок гороха похож на лодку с парусом. Верхний лепесток его похож на парус, два нижних сросшихся похожи на лодочку, два боковых похожи на два весла. Слова для выбора: как, напоминать, как будто, наподобие, словно, точно.
Слайд 35
Ю. Домбровский
Ю. Домбровский
Слайд 37
Памятка
Как работать со сравнением
!!! Будь внимателен к сравнениям ! Читая книгу или газету, постарайся:
1.Обнаружить сравнения в тексте.
2. Понять его: мысленно представить картину, которую рисует автор («предмет», то, что сравнивается, и «образ», то, с чем сравнивается).
3. Осознать, на сходстве каких признаков предметов, явлений, действий построено данное сравнение.
Помните! Сравнение заключает в себе творческий элемент речи как для автора, так и для читателя.
Слайд 38
Цели урока:
1. Продолжить разговор о сравнении как о средстве художественной изобразительности. Уметь находить сравнения в художественных текстах, выделить все существенные признаки, способы выражения, роль в тексте.
2. Формировать умения использовать сравнения в своей речи, в творческих работах, развивать речь, воображение.
3. Воспитывать культуру умственного труда, культуру чувств, прививать любовь к родному языку, интерес к языковым явлениям.
Слайд 39
Домашнее задание
1.Выписать из учебника литературы примеры со сравнениями, выраженными разными частями речи.
2.Из различных учебников (физики, химии, биологии) выписать сравнения . С какой целью они используются?
3.На материале поэзии или прозы найти как можно больше сравнений для какого-нибудь одного предмета(огня, солнца, ветра, деревьев) или придумать самим .
4.Написать сочинение-миниатюру, используя какое- либо фразеологическое сравнение.
Слайд 40
Спасибо за урок!
Чем больше улыбок, тем светлее становится на нашей Земле!
Слайд 41
Используемые материалы
www.Яндекс.ru
www.Lenagold.ru
www.animashky.ru
http://im3-tub.yandex.net/i?id=166447685-07
http://www.wikipaintings.org/ru/ivan-bilibin/illustration-for-the-epic-ilya-muromets-and-nightingale-the-robber-1940
http://dta-54.narod.ru/F/lit/les1/pict/1.htm
http://images.yandex.ru/yandsearch?text=%D0%94%D1%8B%D0%BD%D0%B8%20%D0%B2%20%D0%BA%D0%B0%D1%80%D1%82%D0%B8%D0%BD%D0%BA%D0%B0%D1%85&stype=image&lr=65&noreask=1