Презентация - Рабы-педагоги

На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Слайд 2

Рабы-педагоги. До семи лет мальчики воспитывались на женской половине дома – гинекее. И жили в свое удовольствие - играли. Но затем зажиточные греки покупали раба-педагога. παιδαγωγός «воспитатель, наставник; букв. (раб) ведущий мальчиков». Наступала пора идти в школу. Учились только мальчики.
— Хозяин идет, хозяин! — громко закричали во дворе рабы. В комнату торопливо вбежали рабыни и принялись складывать разбросанные игрушки, расставлять по местам стулья и взбивать подушки на сиденьях. Хорошенькая Ио, прислужница госпожи, поправила прическу вошедшей хозяйке и застегнула ее серо-голубой хитон красивой пряжкой на левом плече. Зеркало из полированного металла, прикрепленное к богато отделанной ручке, отразило красивое лицо с большими серыми глазами. Эригона быстро провела сурьмой по бровям, палочкой из свинцового сурика — по губам и знаком отпустила девушку. Раб отодвинул заменяющую дверь занавеску. Сбросив ему на руки свой плащ-гиматий, в комнату величаво вошел Арифрон. — Знаешь, — сказал он жене, — я купил педагога для Лина. Его зовут Гефестом…
Педагогом был обычно старый или увечный раб, который не годился на другую работу

Слайд 3

Чем же должен был заниматься педагог?
Эригона взяла из рук повара корзиночку, наполненную сушеными фигами, и высыпала их на опущенную голову Гефеста, чтобы приобщить нового раба к домашним порядкам и сделать покупку прибыльной и полезной на благо дома. — Продавец говорил, что ты уже был педагогом, — сказал Арифрон. — Да, господин. Я вырастил молодого Клеофонта. — Ну, скажи мне, что должен делать педагог? — Сопровождать молодого хозяина, куда бы он ни шел — в школу, в палестру, носить за ним книги, таблицы, музыкальные инструменты. На улице надо следить, чтобы мальчик ни с кем не говорил, чтобы он шел, опустив глаза и уступая дорогу взрослым. — Так, хорошо. А известны ли тебе правила хороших манер? — Мальчик не должен первым заговаривать со старшими или громко смеяться. Нехорошо класть ногу на ногу, опираться на руки подбородком. Если необходимо почесаться, надо делать это незаметно. Надо встать, если в комнату входят старшие. — Знаешь ли ты, как должно вести себя за столом? — Да, господин. Мальчику полагается ничего не брать самому, нельзя также ни о чем просить. Хлеб следует брать левой рукой, всякую другую еду — правой. Соленья берут одним пальцем, рыбу, мясо и хлеб — двумя… — Ну, что ж, пожалуй, он достаточно обучен, не так ли, Эригона?

Слайд 4


Что из себя представляло образование в Древней Греции

Слайд 5

В школе
Что необходимо было ученику для школы: Дощечка, натертая воском, на которой школьник учился писать. Папирусная бумага стоила недешево. Ученик же часто ошибался, пока учился писать. Поэтому нужно было что-то многоразовое. Стило или стиль – заостренная палочка, которой можно было выводить буквы на дощечках или писать чернилами на папирусе чернильница Палочка для чтения.
А это зачем?

Слайд 6

В школе
— Знай, юноша, — важно сказал учитель, — невежда — самое дикое создание из всех, существующих на земле. Сыну почтенного Арифрона надлежит получить наилучшее образование. И кому же, если не Гипериду, можно поручить эту задачу? — Приготовьтесь писать! — приказал Гиперид. Мальчики поспешно разложили натертые воском дощечки и взяли к руки костяные или металлические палочки. Гиперид положил перед каждым учеником по глиняной пластинке, на которой были написаны слоги. — Ар, бар, тар, дар, ер, бер, тер, дер, — громко прочел учитель. — Повторяйте за мной! — Ар, бар, тар, дар, — нестройно загудели мальчишки. — Коккал! Опять путаешь? Я сейчас задам тебе такую порку, что твоя кожа станет пестрее змеиной! — Я больше никогда не буду!.. — пропищал Коккал, испуганно прикрывая руками голову. — Смотри! А ты, Лин, почему молчишь? Или тоже соскучился по палке? Ну-ка, повтори: ар, бар, тар, дар… — Ар, бар, тар, дар, — запинаясь и поглядывая на палку Гиперида, повторил Лин. — Вот так. А сейчас списывайте все эти слоги с глиняных табличек на свои дощечки. Если ошибетесь — затирайте плоским концом палочки, чтобы сгладить воск, и опять пишите!

Слайд 7

В школе
— А когда вы научитесь писать и читать, — продолжал Гиперид, — вы начнете познавать великую науку музыки. В музыкальной школе кифарист научит вас играть на лире и флейте, вы будете петь в хоре и даже выступать на школьных праздниках перед публикой. Ибо, не зная музыки, нельзя быть истинным человеком

Слайд 8

В палестре. — Вам надлежит достигнуть гармонического совершенства души и тела. Без него вы никогда не станете деятельными слугами отечества в мире и на войне!

Слайд 9

В палестре
Лин потупился. В палестре ему было неинтересно. Особенно не любил он борьбу, потому что ему не нравилось валяться в грязи, чтобы сделать тело более скользким, или, намазавшись оливковым маслом, кататься в пыли с противником, как требовал учитель-педотриб. — Помни, о юноша, — говорил он, помахивая своей вилообразной палкой, — пыль, приставая к маслу, облегчает захват противника, и, стало быть, старайся как можно сильнее выкатать его в пыли. И мальчишки «выкатывались» так, что даже стригилом — специальным скребком для очищения кожи от грязи — не всегда удавалось оттереться дочиста… От тяжелого каменного или бронзового диска болели мышцы — ведь самый маленький из них весил почти полтора килограмма. Метать деревянную палку, заменяющую в палестре копье, тоже было не очень-то просто. Бросок делали при помощи аментума — кожаного ремня, который прикрепляли к древку так, чтобы оставить петлю для пальцев. Педотриб требовал от мальчиков уменья метать копье не только правой рукой, но и левой, а иногда заставлял их метать сразу два копья, обеими руками одновременно. Против бега Лин ничего не имел. Он не раз отличался и в простом, на одну стадию, то есть на 183 метра, и в диавле, двойном, и даже в долихосе, когда надо было покрыть дистанцию шесть раз. Но вот прыжки у него получались плохо. Чтобы усилить толчок, полагалось в момент отталкивания от земли резким движением бросить вперед гантели. У Лина же они вечно летели в сторону, а то падали и на ногу, что было пребольно. А педотриб тут же добавлял и своей палкой…

Слайд 10

Занимаясь спортом, древние греки стремились к идеалу. Свои идеалы они воплощили в скульптурах
Например, таким образцом служила статуя копьеносца (дорифора), которую изваял скульптор Поликлет Также одна из самых известных скульптур в мире – Дискобол скульптора Мирона

Слайд 11

В афинских гимнасиях.
Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой и пополнить свои знания, до старости посещали один из трёх афинских гимнасиев. Гимнасии располагались за городом среди зелёных деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, помещения для отдыха и бесед. В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные учёные. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, управлять которым должны высокообразованные люди. В гимнасиях обучали красноречию — умению отстаивать своё мнение при выступлении в Народном собрании и судах.

Слайд 12

Итак
Для чего древним грекам образование? К чему стремились древние греки воспитывая и обучая своих детей? Но вот что интересно. В школах очень запросто применяли телесные наказания. Задумайтесь…