Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Поисково-исследовательский проект «Годы Великой Отечественной войны в городе Бологое»
Работу выполнил
Гасанов Максим
учащийся 2 «а» класса
МБОУ «СОШ № 10»
г. Бологое, Тверской области
Научный руководитель:
учитель начальных классов
Свиридова Н. Ю.
Слайд 2
Актуальность работы: определяется важностью памяти о событиях Великой Отечественной войны и героях – земляках, прославивших наш город на фронте и в тылу. Объект исследования: история города в период Великой Отечественной войны.
Слайд 3
Цель исследования: собрать и изучить информацию об истории города в период Великой Отечественной войны: события, подвиги земляков. Задачи исследования: 1. Изучить историю города в период Великой Отечественной войны: события, подвиги земляков. 2. Узнать, как в моём городе хранят память о героях-земляках. 4. Рассказать о результатах исследования одноклассникам, ученикам школы, родителям, создать школьный стенд «Мой город в годы Великой Отечественной войны»
Слайд 4
Яркая страница в истории Бологое была написана в годы Великой Отечественной войны. На 22 июня 1941 г. по плану городских властей были намечены массовые гуляния в городском саду. После правительственного сообщения о вероломном нападении на Советский Союз фашисткой Германии, на этих гуляниях были проведены митинги. В городе началась мобилизация военнообязанных граждан. Всего на границах в первые дни войны сражались 380 бологовцев.
Слайд 5
Позднее начали поступать пассажирские поезда с эвакуированными детьми и женщинами из Ленинграда. В июне-июле 1941 года ходил специальный поезд «Ленинград-Бологое».
Слайд 6
После 22 июня 1941 года над городом то и дело появляются самолеты-разведчики, а уже в июле начались регулярные бомбежки вражеской авиацией города и Железнодорожных узлов Бологое и Медведево. На Бологое была нацелена армия фельдмаршала фон Бока, которая шла со стороны Старой Руссы. Захватив этот важный железнодорожный узел, фашисты собирались вбить «клин» между Москвой и Ленинградом по Октябрьской железной дороге и использовать Бологое как плацдарм для
наступления на Москву. В конце июля выходит
приказ немецкого
Командования
«уничтожить Бологое
с воздуха».
Слайд 7
За годы войны было совершено 527 налетов фашисткой авиации, в которых участвовало 1092 самолета. На узел и город было сброшено свыше 3,5 тысяч бомб.
Особенно страшным по бомбовым ударам был март 1943 года. Видя то, что железнодорожный узел Бологое действует, принимает эшелоны с фронта и отправляет на фронт, фашистское командование вызывает авиационную дивизию из Франции. Летчикам ассам этой дивизии дается приказ: «Уничтожить «проклятое» Бологое». Слова «проклятое Бологое» не раз фигурировали в фашистских приказах. 10 дней и 10 ночей, с 13 по 23 марта, в небе над городом и узлом висят бомбардировщики. Враг обрушил на Бологое, Медведеве, Бологое-2 всю силу металла и огня с воздуха: фугасные, осколочные, зажигательные бомбы всех размеров. Разрушены были подъездные пути, парки, депо, вокзалы; горели составы, были выведены из строя паровозы, гибли люди.
Слайд 8
На своем посту погиб начальник Медведевской дистанции сигнализации и связи Иван Васильевич Маньковский.
Слайд 9
Через два дня после страшных бомбежек, 25 марта, близ Бологое были перехвачена шифровка «Берлинг-Геренг», в которой докладывалось, что «...станция Бологое и Медведь не существует. Они стерты с лица земли». Но это было неправдой. Город жил и работал. После бомебежек более чем на два часа железнодорожный узел не закрывался.
Слайд 10
Перед всеми трудящимися города и района, как и перед всей страной, стояла главная задача-«Все для фронта, все для победы». Для бологовцев она вытекала из особых конкретных условий: город Бологое-город железнодорожников. С первых и до последних дней войны железнодорожники проявили подлинный героизм. Зачастую в неравных схватках с врагом умело маневрировали машинисты на перегонах, в поездных парках, на разъездах и станциях. Не отставали от них помощники и кочегары. Настоящие подвиги совершали все, кто работал на железнодорожном узле.
Слайд 11
21 июня 1942 г. Указом Президиума Верховного Совета СССР образцовое выполнение заданий правительства и военного командования по перевозкам и проявленное при этом мужество 44 работника Бологовского отделения Октябрьской железной дороги были награждены орденами и медалями.
Слайд 12
В это тяжелое время на самых различных участках сложного железнодорожного конвейера достойно трудились женщины: от машиниста до кочегара, от дежурного по станции до стрелочника, от врача медицинской сестры, от
телеграфистки до телефонистки и
на других участках. Примером этого
патриотизма была работа
помощника, затем машиниста
ст. Медведево
С.И. Александровой-Шваренко.
В 1942 году она получила права
на управление паровозом.
В своих воспоминаниях она писала:
«Бывало, что по 80 часов не
оставляла паровоз. За труд в те
тяжелые для всех нас годы меня
наградили
орденом Красной Звезды.
Слайд 13
С первых дней войны развернулась борьба против гитлеровских захватчиков в тылу. Создавались подпольные организации, партизанские отряды, диверсионные группы. В партизанский отряд было подобрано более 130 человек. Из этого количества было скомплектовано 2 отряда. Многие из тех, кто был зачислен в эти отряды в конце 1941 года и начале 1942 года, были направлены в тыл врага и действующие партизанские отряды и вели активную борьбу. Первая большая группа в количестве 36 человек была отобрана, подготовлена и направлена в партизанский отряд «Храбрый», который действовал в основном на территории Новгородской и Ленинградской областей. Высоких правительственных наград были удостоены бологовские партизаны. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 сентября 1944 года за мужество и отвагу,
проявленные в борьбе с
немецкими захватчиками
в тылу врага, 12 бологовцев
были награждены медалью
«Партизан Великой
Отечественной войны».
Слайд 14
В годы войны насчитывалось четыре госпиталя: три в районе и один № 806 в городе. Самоотверженно трудились врачи, медицинские сестры, санитарки. На плечи медиков легла вся забота по обеспечению медицинской помощью железнодорожников, воинских эшелонов, военно-санитарных составов, эвакуированного гражданского населения. В госпитале, который располагался в железнодорожной больнице, хирургам приходилось оперировать и во время бомбежек.
Слайд 15
Командующий Северо-Западным фронтом генерал
армии Курочкин в своих воспоминаниях писал:
"В честь станции Бологое не взлетали в небо огни
салюта. Она всего один-два раза упоминалась в
сводка Советского информбюро. И все же многим
она стала известна именно в годы Великой
Отечественной войны не как станция, разделяющая на две части Октябрьскую железную дорогу, а важный пункт больших событий, которые происходили в дни войны в районе между Москвой Ленинградом".
Бологовцы достойно сражались на дорогах войны. На фронт из Бологое ушли 18 166 человек.
7054 бологовцев домой не
вернулись. На трудовом посту
погибло 1 271 человек. Они погибли
за свободу и независимость Родины. Это в память о них был открыт в ноябре 1965 года
гранитный обелиск на берегу
Бологовского озера.
Слайд 16
Прошли годы. В канун 40-летия Великой Победы 4 мая 1985 года Указом Президиума Верховного Совета СССР станция Бологое - Московское была награждена орденом Отечественной войны I степени. В Указе говорилось:
«За заслуги в
обеспечении
Советской Армии и
Военно-Морского
флота в годы
Великой
Отечественной войны».
Слайд 17
Как память далекого времени свято охраняются в Бологое и районе памятники войны. На территории вокзала станции Бологое стоит обелиск бологовским железнодорожникам, погибшим на трудовом посту. В память земляков, погибших на дорогах войны, стоят обелиски в г. Бологое, на станциях Березайка и Куженкино, на ст. Медведеве у школы № 55 погибшим ученикам, мемориальные комплексы работникам, погибшим в боях, открыты на территории локомотивного депо Бологое и в Бологовском совхозе-колледже. 10 воинских захоронений
насчитывается в городе и районе.
В них захоронены воины,
погибшие во время
бомбежек на
бологовской земле
и умершие от
тяжелых ран в
прифронтовых
госпиталях.
Слайд 18
Время мы не выбираем, выбирает время нас: то в огне войны сгораем, то ликуем в звёздный час. И родителей мы тоже (для любви запрета нет) выбирать себе не можем ни по вере, ни на цвет. Выбирать мы их не можем, как и Родину свою. Нам всего она дороже, потому о ней пою. И о тех, кто, протаранив мощь врага, их бред идей, полегли на поле брани с клятвой Родине своей. И о женщинах я наших гордо, пламенно пою. Не щадили сил на пашне, на заводе и в бою.
Тыл, считай, на них держался! Через слёзы, боль утрат – всё для фронта! Чтоб сражался и к Победе шел солдат. Я пою и о подростках! Заменив отцов своих, план в цехах, встав на подмостки, выполняли за двоих. Партизанам нашим слава! В окруженьи, под огнём били фрицев слева, справа без пощады – ночью, днём!
Я пою о счастье многих, кто в строю остался жив, кто прошёл войны дороги, честь и славу сохранив... Дни и годы пролетают, только раны всё болят, и военные метели кружат около солдат. Обелиски, монументы... Наша память, наша боль, и георгиевские ленты, как Победы Дня пароль. май 2009 г.
Геннадий ЛАЧИН