Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Муниципальное казённое образовательное учреждение
Рамонская средняя общеобразовательная школа № 2
Рамонского муниципального района
Воронежской области
Шепеленко Татьяна Анатольевна,
учитель русского языка и литературы
Персональный сайт: www.shepelenko.ucoz.ru
Слайд 2
Николай Алексеевич Некрасов
«Зелёный шум»
(8 класс)
Слайд 3
Поэзия Н.А.Некрасова
Философия Некрасова вырастала из глубинной народности и его мировоззрения и творчества.
В его поэзии трансформированы народные причитания, сказочно-мифологические образы, символика обрядовой и бытовой лирики, народные верования, приметы, гадания, рассказы о вещих снах, встречах, предзнаменованиях.
Поэтика сказки, былины, лирической песни помогает Некрасову раскрыть народную жизнь изнутри, придать высокий поэтический смысл «прозаическим» реалиям повседневного крестьянского быта.
Слайд 4
Поэзия Н.А.Некрасова
Поэт касается сокровенных пластов нравственной культуры, неиссякаемого источника выносливости и силы народного духа, столько раз спасавшего Россию в годины национальных потрясений.
Эту уверенность в мужестве, духовной стойкости и нравственной красоте русского крестьянина поддерживало в Некрасове постоянное общение с русским мужиком.
Слайд 5
Поэзия Н.А.Некрасова
После смерти отца в 1862г Некрасов не порывал связи с родным его сердцу ярославско-костромским краем.
Близ Ярославля Некрасов приобрёл в мае 1862 года усадьбу Карабиха и каждое лето наезжал сюда, проводя время в охотничьих странствиях с деревенскими друзьями.
Слайд 6
«Зелёный шум»
Именно здесь появилось стихотворение «Зелёный шум» (1863г). Оно рассказывает о весеннем чувстве обновления.
Образы некрасовской весны подсказаны украинской народной песней.
Образ весеннего шума противопоставлен образу зимы косматой.
Стихотворение было напечатано в «Современнике» в 1863г
Слайд 7
.
.
Весенний шум
Зима косматая
Идёт – гудёт Зелёный Шум; играючи, расходится ветер верховой; пыль цветочная, как облако; молоком облитые стоят сады вишнёвые, тёплое солнышко, повеселелые сосновые леса, лепечут песню новую липа бледнолистая, белая берёзонька с зелёною косой, шумит тростинка малая, шумит высокий клён…
Обманщица, мои глаза суровые, дума лютая, зима косматая ревёт, Убей, убей изменницу! Злодея изведи! Промаешься, покоя не найдёшь, в глаза твои бесстыжие соседи наплюют, вьюгу зимнюю, дума люта, вострый нож…
Слайд 8
Анализ стихотворения
Образ весны звучит в стремительных повторах: «шум, шум, шум». Весна полна движения, приносящего обновление. Мир объединён дыханием весны. Поражает всеохватывающее движение и всемогущество весны.
А.А.Рылов «Зелёный шум»
Слайд 9
Тема стихотворения
Произведение посвящено семейной измене и построено на параллелизме человека и природы.
Основной смысл: прощение в душе человека побеждает желание отомстить, убить так же, как весна побеждает зиму.
Возрождение природы подобно очищению души человека от обиды и всего злого, что её отягощает.
Слайд 10
Анализ стихотворения
Образ весны звучит в стремительных повторах: «шум, шум, шум». Весна полна движения, приносящего обновление. Мир объединён дыханием весны. Поражает всеохватывающее движение и всемогущество весны.
Поэт В.Луговской заметил, что новизна некрасовского образа поразительна: звук окрашен цветом весны (шум зелёный).
Слайд 11
Анализ стихотворения
В душе лирического героя сильна любовь к жене. От относится к ней с прежним уважением и затаённой болью и горечью.
Наталья искренна и честна, сознание своей вины мучит её. В её молчаливом взгляде ожидание кары или прощения.
Лирический герой охвачен стыдом. Унижено человеческое достоинство, потому и пришло ожесточение.
Близкую к развязке драму обрывает приближение весны, противостоящей всему злобному и жестокому.
Слайд 12
Анализ стихотворения
Весна во второй части стихотворения трогательно-нежна, ласкова, чиста.
Свежесть «новой зелени», лепет бледнолистной липы и белой берёзоньки, «как молоком облитые» вишнёвые сады, «повеселевшие сосновые леса» - всё согрето «тёплым солнышком». Весна покоряет мягкостью, красотой, нежностью.
Песня весны подтверждает – не озлобление, а любовь может восстановить мир, приобщить к радости.
Слайд 13
Композиция стихотворения
Произведение поэт делит на четыре части, где первая и третья посвящены весне, а вторая и четвёртая – истории крестьянина, который приехал с заработков и обнаружил, что с женой «беда приключилася» (так Некрасов иносказательно говорит о её измене).
Слайд 14
Композиция стихотворения
Важно заметить, что крестьянин хотел бы не знать о произошедшем, он мысленно корит жену за то, что она не смогла удержать язык за зубами и сама же ему проболталась, заставила думать об убийстве и точить нож.
Поэт в стихотворении показывает колебания главного героя, который замыслил было погубить изменницу, но приход весны всё изменил, настроил его насовсем другой лад и заставил думать о том, что любовь – это в том числе терпение и умение прощать. А судьёй человеку может быть только Бог.
Человек будто впитывает мудрость природы, получает от неё великий дар прощения и понимает божий замысел.
Слайд 15
Художественные приёмы
Стихотворение написано в форме, близкой к устному народному творчеству.
Повторы
«Люби, покуда любиться,
Терпи, покуда терпится
Прощай, пока прощается…!»
Параллелизмы
«Убить… так жаль сердечную!
Стерпеть – так силы нет!»
Сравнения: «ольховая пыль подобна облаку», «сады вишнёвые как будто облиты молоком»
Перехват (подхват) (повторение в начале следующей строки конца предыдущей)
«… Шумят они по-новому,
По-новому, весеннему…
Идёт-гудёт Зелёный Шум,
Зелёный Шум, Зелёный Шум…»
Слайд 16
Художественные приёмы
Повторение союза «и»
«… Лепечут песню новую
И липа бледнолистая,
И белая берёзонька
С зелёною косой!»
Постоянные эпитеты
«Дума лютая», «белая берёзонька», «тёплым солнышком», «тростинка малая», «весенний шум», «зелёная коса», «высокий клён».
Уменьшительные и ласкательные имена
«Берёзонька», «хозяюшка», «ноченькой»
Олицетворение
«ветер играючи расходился»
Слайд 17
Подведём итоги
Весна спасает человека о преступления, которое мучало бы его ещё сильнее, чем стыд.
Зелёный шум оказался сильнее голоса жестокой зимы.
Гармония в природе требует мира и в человеческой душе. Человек из народа способен наслаждаться красотой природы, отдаться зову человечности, и это ведёт читателя к признанию его высоких душевных качеств. Такова гуманистическая идея стихотворения.
Слайд 18
Использованные ресурсы:
1. https://mtdata.ru/u2/photo89C5/20635863615-0/original.jpg
2. https://3.bp.blogspot.com/-HPPfD_8W4Fc/WJgcpzUdq4I/AAAAAAAAG-c/7RzwArm7ZasSgjYEYH59OfckTuIWs-lrACLcB/s1600/stock_1087.jpg
3. https://dailapky.ru/wp-content/uploads/2019/11/0_120fbf_743d745d_xl.jpg
4. https://culttourism.ru/data/photos/d/a/daee4d84089d0117e76ca929ea3a7ba0.jpg
5. https://handmade.minemegashop.ru/pictures/1009269795.jpg
6. http://moodle.tomedu.ru/pluginfile.php/29570/course/section/4576/%D0%BC%D0%B0%D0%B7%D0%B0%D0%B9.jpg
7. https://novgorodmuseum.ru/images/afisha/sobaknekrasovaf.jpg
8. https://i.artfile.ru/8000x2745_1181740_[www.ArtFile.ru].jpg
9. https://collectionerus.ru/media/items/i/if/if41nnd7cm4ljfi0.jpg
10. https://aria-art.ru/0/N/Nekrasov%20N.%20Kolos'ja%20(V.%20Beskaravajnyj)/8.jpg
11. https://www.etoretro.ru/data/media/4761/1586078100676.jpeghttps://www.etoretro.ru/data/media/4761/1586078100676.jpeg
12. https://contragents.ru/xn--80aahc6airewm.xn--p1ai/muzfo-imaginator/images/original/6186507/6186507
13. https://static.wixstatic.com/media/e4a5aa_c57b18ac975a40c98db47785fc4359d8.png/v1/fit/w_2500,h_1330,al_c/e4a5aa_c57b18ac975a40c98db47785fc4359d8.png
14. https://i.pinimg.com/originals/99/f2/aa/99f2aa1c5810a8851ae0e5a6f47425b5.png
15. https://s61.radikal.ru/i173/1206/08/aac1ee3953ad.png
16. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/2984153/731d174f-de34-4f37-901b-e4f6ded012fc/s1200
17. https://avatars.mds.yandex.net/get-pdb/1593737/a4a8d19e-b1a3-45b2-b261-0466886f0b30/s1200?webp=false
18. https://images.vfl.ru/ii/1580895666/3aaa7b91/29448028_m.png