Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Декор русской избы. 5 класс
Краеведческий материал
Евгений Столяров
Работу выполнила: учитель изобразительного искусства Короткова Г.В.МКОУ «СОШ» г. Юхнов
Слайд 2
Калуга совсем недавно лишилась статуса деревянного города. Калужане не хотели жить в каменных домах — в них "хуже дышалось". Даже богатые горожане строили двухэтажные дома с каменным — для дел — первым этажом и деревянным — для жизни — вторым.
Деревянные дома — даже самые бедные — украшались резными деталями. В одном из таких домиков родился Евгений Столяров, будущий мастер художественной резьбы по дереву.
Евгений Петрович СТОЛЯРОВ родился 30 декабря 1946 года в Калуге. Окончил Абрамцевское художественно-промышленное училище имени В.М. Васнецова. Член Союза художников России. Участник городских, областных, региональных и всероссийских выставок.
Слайд 3
Евгений Столяров, как он сам говорит, работает с любым деревом, кроме гнилого. Несколько лет в местном Троицком соборе вырезал барочные узоры, украшал калужский Дом мастеров, для которого сделал красивую резную карту народных промыслов региона. Почти утраченных промыслов.
С детства мальчика окружала деревянная красота, и даже сама его фамилия, казалось, намекала на призвание. Но стать художником по дереву он решил после поездки в Прибалтику, где его поразили резные интерьеры домов. Отучившись в Абрамцевском художественном училище, Евгений вернулся в Калугу и "погрузился" в мир дерева, которое вдруг стало из города стремительно уходить.
Слайд 5
Усадьба, в которой сейчас размещается музей, построена в 60-х годах XIX века. Сейчас она выглядит сказочным теремом в окружении серой панельной реальности. А еще несколько десятилетий назад к ней относились как к пережитку, который должен быть устранен.
Лишь в 90-е годы пришло понимание, что "пережиток" надо спасать, усадьбу признали памятником градостроительства и архитектуры местного значения и передали под центр прикладных промыслов и ремесел. Обратно в терем бывшую госконтору превращали художники по дереву, в том числе и Евгений Столяров.
Слайд 6
Дома украшали не только купцы, но и крестьяне, ведь сами резчики в деревнях рождались. У них не было ни художественного образования, ни больших денег, зато имелось естественное понимание красоты, которая не только глаз радовала, но и защищала дом. Как говорили на Руси, "не только мы в окно смотрим, но и к нам через окно могут заглянуть". Поэтому все эти зооморфные узоры имели обереговое значение. В домах ими украшали места, через которые могло проникнуть что-то дурное, прежде всего — наличники, защищавшие окна и двери.
Слайд 7
"Фактически остались единицы мастеров, кто занимается этим делом", — говорит Cтоляров.
Слайд 8
"Я помню, еще в 50–60-е годы Калуга была в основном одноэтажная. Максимум три этажа. Каждый дом обязательно украшался. В то время даже работали специальные артели, предлагавшие свои эскизы. Хотя наша пропильная резьба по сравнению, например, с нижегородской всегда была не очень замысловатая".
Пропильная резьба — это когда в доске пропиливается сквозной узор. Как правило, в плавных линиях и элементах можно разгадать фигуры животных и растительные орнаменты. Такими кружевами еще 100 лет назад были оплетены все дома в Калуге.
Слайд 10
Резчик по дереву с говорящей фамилией Столяров принимал участие в оформлении калужского Дома мастеров, иконостаса Троицкого собора, Дворца культуры КТЗ, столовой и общежитий предприятия, базы отдыха «Кольцово» — в общем, объекты можно перечислять долго. Однако мастер не считает для себя зазорным, что его имя незнакомо широкому кругу калужан. — Я получаю кайф от самого процесса творчества, — говорит Евгений Петрович. Он не делит свои работы на любимые и нелюбимые, а количество сделанного за долгие годы даже перечислить затрудняется. Любимое для него — то, чем он занят сегодня. На счету Евгения Петровича — более 50 различных выставок.
Слайд 11
Евгений Столяров занимает своё особое место в пространстве калужского изобразительного искусства. Художественно-предметный комплекс, созданный мастером, поистине разнообразен: декоративный рельеф и скульптура, утилитарные предметы, декорированные резьбой, анималистическая пластика и др. Он интерпретирует и стилизует окружающий его мир, совмещая в своём методе традицию и инновации. Художник органично чувствует материал, в котором работает, мастерски соединяет резной декор с формой предмета. Высокий профессионализм позволяет художнику уверенно позиционировать своё творчество в контексте времени и искусства XX-XXI столетия.” (Светлана Личенко, кандидат искусствоведения).
Слайд 12
Источники и литература
//kaluga.tass.ru/evgeniy-stolyarov/
art.kaluga.ru/members/?content=a rtist&i=124
//kaluga.tass.ru/master-rezby-stolyarov/