Презентация - Окончание и основа слова. Урок в 5 классе

Нажмите для просмотра
Окончание и основа слова. Урок в 5 классе
РаспечататьУникальность: 83%

Слайдов: 14
Просмотров: 1738
Скачиваний: 1199
Размер: 0.53 MB
На весь экран

Слайды и текст этой презентации

Слайд 1

Окончание и основа слова
Урок в 5 классе

Слайд 2


Вспомните! Какая часть слова называется окончанием? Какая часть слова называется основой? Какую роль выполняют окончания в слове? А в предложении?

Слайд 3

Вы знаете, что слово имеет лексическое и грамматическое значение
- Какая часть слова сообщает нам о его лексическом значении ? А какая – о грамматическом? Назовите лексические значения слов город, ДО́МА, белый. Какая часть слова говорит о грамматическом значении?

Слайд 4


БЕ́ЛЫЙ- 1.Цвета снега или мела. 2. Светлый.
ДО́МА - 1.На своей квартире, у себя в доме. 2. Как дома без стеснения, свободно. 3. РАЗГОВОРНОЕ Не все дома кто-н. глуповат, придурковат.
ГО́РОД 1. Крупный населённый пункт, административный, торговый и промышленный центр.

Слайд 5

ВЫВОД:
Лексическое значение заключается в корне. Часть слова без окончания, в которой заключено его лексическое значение, называется основой.

Слайд 6

Составьте предложение из данных слов.
На, урок, русский, язык, мы, учиться, правильно, и, хорошо, строить, свой, речь.

Слайд 7

Какие морфемы помогли вам связать слова в словосочетания И предложения ? Обозначьте окончания. Какие грамматические значения они обозначают ?

Слайд 8

Например:
просклоняем слово весна И.п- весна Р.п- весны Д.п- весне В.п- весну Т.п- весной П.п- о весне изменились окончания Лексическое значение осталось то же.

Слайд 9

Окончание — это морфема, которая выражает грамматическое значение слова и служит для связи слов в словосочетании и предложении.
Окончания выражают грамматические значения: ♦ у существительных — число, падеж ♦ у прилагательных — род, число, падеж; ♦ у глаголов настоящего и будущего времени — лицо, число; ♦ у глаголов прошедшего времени — род, число. Для того чтобы правильно определить грамматическое значение слова, надо выделить его окончание.

Слайд 10

При склонении или спряжении слова изменяется его окончание. Это значит, что изменяется грамматическое значение слова. Лексическое значение слова при этом не меняется.

Слайд 11

А чтобы выделить окончание, слово нужно изменить (просклонять или проспрягать): школ/А — школ\ы\ — школ/Е; слыш/у — слыш/ишь — слыш/ит и т.д.

Слайд 12

Некоторые формы слов не имеют окончания, то есть оно не выражено звуком и не обозначено на письме буквой в этой грамматической форме. Но окончание должно быть, так как слово изменяет свою грамматическую форму при склонении (или спряжении). В этом случае говорят, что слово имеет нулевое окончание.

Слайд 13

Выпишите слова с нулевым окончанием. Укажите, какие грамматические значения оно выражает. Сделайте вывод, какие формы существительных и глаголов имеют нулевое окончание. Учитель, словами, (в) школе, книг, степь, пришёл, чиж, (к) врачу, ночь, (нет) груш, пел, отец, коня, лошадь, (мало) таблиц, книжек, вещь, смелость, мех.

Слайд 14

Чтобы выделить окончание в слове, это слово надо изменить, то есть просклонять или проспрягать. Но в русском языке есть слова, которые не изменяются. Например: сегодня, давно, вокруг, хорошо, быстро, около, когда, едва, пусть, под, но, же. У неизменяемых слов нет окончаний. Если слово не изменяется, надо говорить: «Слово оканчивается на...»