Презентация - Звуковая и речевая гимнастика

Нажмите для просмотра
Звуковая и речевая гимнастика
Распечатать
  • Последний IP: 5.255.231.160
  • Уникальность: 91%
  • Слайдов: 26
  • Просмотров: 2962
  • Скачиваний: 1844
  • Размер: 0.31 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt и pptx
В закладки
Оцени!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 1
звуковая и речевая гимнастика
Автор – составитель презентации учитель-дефектолог ЧЕРЕПАНОВА Н.К.

Слайд 2

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 2
Звуковая дыхательная и речевая гимнастика
Звуковой гимнастикой называют произнесение различных звуков, строго определенным способом. Звуковая и речевая гимнастика позволяет ощутить вызываемый звук кинестетически, поиграть с этим звуком (слогом), ввести этот звук (слог) в ритмические сочетания. Очень полезно петь гласные с длительным плавным движением рук.

Слайд 3

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 3
Речевое дыхание
Дыхание и голос взаимосвязаны. Речевое дыхание представляет собой систему произвольных психомоторных реакций, тесно связанных с производством устной речи. Характер речевого дыхания подчинен внутреннему речевому программированию, а значит - семантическому, лексико-грамматическому и интонационному наполнению высказывания. Речевое дыхание подчиняется разнообразному течению речи, чередованию речевых звеньев (групп слов от паузы до паузы), которые в зависимости от содержания могут быть длинными и короткими, медленными и быстрыми, напряженными и спокойными, поэтому моменты вдоха, количество забираемого воздуха, интенсивность его расходования не следует в однообразной ритмической последовательности друг за другом. Дыхание в речи имеет условно рефлекторный характер. При произношении звуков, голосовые связки начинают вибрировать и эта вибрация сначала передается на дыхательные пути и легкие, а от них уже на грудную клетку. С помощью такой вибрации происходит расслабление спазмированных бронхов и бронхиолы, особенно полезна звуковая гимнастика при заболеваниях дыхательных путей, которые сопровождаются спазмами, это такие недуги, как бронхиальная астма и астматический бронхит. Чем сильнее сила воздушной струи, которая возникает, при произношении различных звуков, тем сильнее сила вибрации.

Слайд 4

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 4
Цель дыхательной и звуковой гимнастики.
Научить детей дышать через нос, подготовить к более сложным дыхательным упражнениям. При этом осуществляется профилактика заболеваний верхних дыхательных путей. Улучшить функцию внешнего дыхания, освоить первичные приемы дыхательной гимнастики. Способствовать укреплению здоровья детей. Дыхательная и звуковая гимнастики – это профилактика простудных заболеваний.

Слайд 5

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 5
Задачи дыхательной и звуковой гимнастики
расширять физиологические возможности дыхательного аппарата (постановка диафрагмально-реберного дыхания); вырабатывать спокойный и короткий вдох и плавный и более длительный выдох; развивать фонационный (озвученный) выдох; развивать речевое дыхание в процессе произнесения слогов, слов, фраз, текстов.

Слайд 6

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 6
Виды звукоречевой гимнастика
«ЕСТЕСТВЕННЫЕ»  УПРАЖНЕНИЯ  ДЛЯ  ДЫХАНИЯ К «естественной»  звукоречевой гимнастике относятся : смех, вздохи, стоны, зевота. Для расслабления можно прибегать к зевоте в любое время. Зевота для дыхательных мышц имеет такое же значение, как потягивание для суставов и спины. При малых нагрузках устанавливается относительно поверхностное дыхание. Зевота возвращает дыхательным мышцам эластичность и упругость. При этом в грудной клетке появляется характерное чувство удовлетворения, похожее на то, что появляется при потягивании в суставах ДУТЬЕ И СВИСТ И дутье и свист выполняют ртом, используя воздух, содержащийся в ротовой полости и носоглотке  Дутье, как и правильное дыхание, не должно сопровождаться заметным подъемом и опусканием грудной клетки. ШЕПОТ При шепоте образуется не звонкий звук, а в верхней части носоглотки образуется шум воздуха, который формируется ротовыми органами точно так же, как и при обычном разговоре. При произнесении этого звука дыхание должно быть таким, как при произнесении звонкого звука, но с минимальным расходом воздуха. КАШЕЛЬ По   мере   возможности   мы   стараемся   не   кашлять. При   необходимости   покашливать   надо   как   можно мягче, издавая звук, который локализуется глубоко в груди позади ключиц. ПРОЦЕСС «ЗВУКООБРАЗОВАНИЯ» Звукообразование происходит в верхних дыхательных путях. Звук приобретает окраску благодаря изменению формы органов полости рта (челюстей, губ, языка). Сила звука регулируется напряженными легкими (тонусом дыхательной мускулатуры) РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ В процессе речи существенно увеличивается функциональное значение фазы выдоха, который происходит в основном через рот, он несколько замедлен, значительно продолжительнее, чем вдох. Речевой вдох осуществляется через нос и рот. Большое значение для озвучивания высказывания имеет рациональный способ расходования воздушной струи. Время выдоха удлиняется настолько, насколько необходимо звучание голоса при непрерывном произнесении интонационно-логически завершенного отрезка высказывания (т.е. фразы), облегчающего восприятие связной речи. При нормальной фонации во время произнесения всех звуков речи, у человека происходит отделение носоглоточной и носовой полости от глоточной и ротовой. При нормальном произнесении назальных звуков [м], [м], [н], [н] воздушная струя свободно проникает в пространство носового резонатора
Для прибегать к зевоте в любое время.

Слайд 7

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 7
Правила выполнения звуковой и речевой гимнастики
не заниматься в пыльном, непроветренном помещении; температура воздуха должна быть на уровне 18-20°С; одежда не должна стеснять движений; не заниматься сразу после приема пищи; не заниматься с ребенком, если у него заболевание органов дыхания в острой стадии; упражнения выполнять в исходном положении стоя, в сочетании с движениями и речью; постоянно контролировать и наблюдать за ходом выполнения упражнения; необходим постоянный повтор упражнений для закрепления навыков правильного физиологического и речевого дыхания; не выполнять более трех упражнений подряд, так как звукоречевые дыхательные упражнения могут привести к гипервентиляции и вызвать головокружение; не переутомлять ребенка; следить, чтобы ребенок не напрягал плечи, шею; все дыхательные движения должны проводиться плавно.

Слайд 8

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 8
РЕЧЕВОЕ ДЫХАНИЕ
Нормальное ротовое дыхание зависит от силы и плавности ротового вдоха, поэтому нужно учить ребенка контролировать время выдоха, развивать способность направлять воздушную струю в нужном направлении. Лучше начинать развитие речевого дыхания с умения ребёнка плавно выдыхать через рот сильную направленную струю воздуха. Проверить правильность развития речевого дыхания можно с помощью пения. Длительность произнесения (пения) на одном выдохе в секундах соответствует количеству полных лет. Поэтому: -    в 2 года ребёнок может тянуть один звук в течение 2 секунд или пропеть подряд два разных гласных звука; -    в 3 – может петь один звук в течение 3 секунд или подряд 3 разных гласных звука; -    в 4 года тянет звук в течение 4 секунд. -    соответственно, в 5 лет может подряд пропеть 5 гласных звуков — 5 секунд.

Слайд 9

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 9
Мы желаем научиться всему быстро, но чудес не бывает. Всякая учебная деятельность, т. е. обучение разным наукам и искусствам предполагает развитие интеллекта и практических навыков в разных сферах жизни. Эта теоретическая и практическая деятельность позволяет человеку гармонизировать работу его мозга, т. е. способствует достижению согласованного взаимодействия сознания и подсознания. Активизация подсознательной деятельности позволяет человеку достигнуть желаемых результатов в той или иной сфере знания и практики.

Слайд 10

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 10
Голос это тоже звук. Вибрации звука действуют на наш организм весьма благотворно. Исследования ученых подтверждают целебное воздействие некоторых звуков на организм человека. Если произносить гласные звуки несколько раз в течение дня, то можно улучшить физиологические функции организма. Попробуйте и убедитесь сами!

Слайд 11

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 11
Звук «А» - радостный и веселый
Звук «А» ровно тянуть на одной ноте на выдохе и одновременно разводить руки вперёд – в стороны
Произнесение звука «а» стимулирует работу легких, трахеи, очищает гортань (ОРЗ, ангина, зажимы и пробки горла).

Слайд 12

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 12
Звук «О» - очень любил всему удивляться
Звук «О» ровно тянуть на одной ноте на выдохе и одновременно выполнять плавное движение обеих рук в стороны - вверх.
Произнесение звука «О». регулирует эндокринную систему, омолаживает железы внутренней секреции, продлевает срок жизни.

Слайд 13

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 13
Звук «У» - угрюмый.
Звук «У» ровно тянуть на одной ноте на выдохе и одновременно выполнять плавное движение обеих рук вперед.
Произнесение звука «У» вызывает колебания в глотке, гортани. Укрепляет уверенность в своих силах.

Слайд 14

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 14
Звук «И» - игривый, улыбчивый
Звук «И»: ровно тянуть на одной ноте на выдохе и одновременно выполнять плавное движение обеих рук в стороны.
Произнесение звука «и» очищает сосуды мозга, ушей, глаз, носа. Улучшает слух и стимулирует работу щитовидной железы.

Слайд 15

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 15
Звук «Э»- медлительный, рассудительный.
Звук «Э» ровно тянуть на одной ноте на выдохе и одновременно выполнять плавное движение рук в стороны вниз
Произнесение звука «э» вызывает колебания в железах, в мозгу. Способствует усвоению железа. Улучшает работу головного мозга В народе его используют для снятия сглаза и порчи.

Слайд 16

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 16
Звук «Ы» - самый упрямый
Звук «Ы»: ровно тянуть на одной ноте на выдохе и одновременно присесть, кисти в кулачках, руки согнуты в локтях.
- Звук «Ы» приводит к нормальной работе дыхательной системы (профилактика бронхита).

Слайд 17

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 17
ЙОТИРОВАННЫЕ  ГЛАСНЫЕ
Произнесение Я, Е, Ю,Е  лучше начинать с повторения сочетаний гласных ИА, ИО, ИУ, ИЭ, а затем более кратких сочетаний ЙА, ЙО, ЙУ, ЙЭ. Для этого нужно повторить движение на звук Й, после чего следует «мини» - движения на гласные звуки. «Й» - И.п. Руки согнуты в локтях, кисти находятся на уровне рта. Легким взмахом кистей рук «нарисовать» в знак краткости Й – кисти рук движутся немного вниз – назад – вверх – в сторону.

Слайд 18

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 18
Звук «Е»
Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук Э, уки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук Э, при одновременном произнесении Э.
Этот звук обладает очищающей силой - чистильщик организма от грязи. Он создает вокруг человека энергетический барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения. Убирает негативные эмоции.
ЙЭ, ЙЭ, ЙЭ!

Слайд 19

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 19
Звук «Я»
Взмахом правой руки указать на себя при одновременном произнесении Я.
Произнесение звука «Я» избавляет от боли, усиливает биоэнергетику и гармонизирует работу всего организма.
ЙА, ЙА, ЙА!

Слайд 20

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 20
Звук «Ю»
Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук У, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини»-движение на звук У при одновременном произнесении Ю.
Произнесение звука «Ю» используется при заболеваниях почек, мочевого пузыря, костной системы. Произносится 9-12 раз. Ладони при этом располагаются на области копчика.
ЙУ, ЙУ, ЙУ!

Слайд 21

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 21
Звук «Ё»
Пальцы рук находятся на уровне рта, руки согнуты в локтях. Движение на звук Й переходит в небольшое движение на звук  О, для чего руки, после выполнения движения на Й, описывают полукруг и переходят в «мини» - движение на звук О при одновременном произнесении Ё.
Произнесение звука «ЙО». Приводит в порядок нижнюю треть легких.
йо, йо, йо

Слайд 22

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 22
Согласные звуки
Звук Н – заставляет вибрировать головной мозг и лечит его болезни, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности. Выполнение движений при произношении звуков в слияниях: §   НА-НА-НА - хлопки перед собой. §   НО-НО-НО - хлопки над головой. §   НУ-НУ-НУ - хлопки вытянутыми вперед руками. Звук Н' §   НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчиком (указательный из стороны в сторону). §   НЯ-НЯ-НЯ - пальчик кланяется. §   НЕ-НЕ-НЕ - движение пальчик о пальчик. §   НИ - пальчики «бодаются» - упираются один в другой. Звуки М—М'. Отрабатываются в слияниях по той же схеме.

Слайд 23

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 23
Согласные звуки
Звук «В» - воздействует на нервную систему, головной и спинной мозг. Звук П - полезен для сердца и сосудов, снижает давление. Звук Н - активизирует способность к творчеству. Звуки «РЭ» - помогают снять стрессы, страхи, заикание. Звуки «ТЭ» - очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему. Главное условие эффективности этой работы - положительный эмоциональный фон

Слайд 24

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 24
Звукоречевая гимнастика является наиболее эффективным методом не только профилактики речевых нарушений, но и простудных заболеваний, заболеваний органов дыхания у детей, а также общего укрепления организма ребенка. При выполнении комплекса таких упражнений развивается дыхательная мускулатура, речевой аппарат, координация движений, мышцы рук и позвоночника, происходит насыщение крови кислородом, что благотворно влияет на деятельность всех органов и систем.

Слайд 25

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 25
В папирусе Эберса сказано, что звуковые вибрации для взрослых людей должны повторяться пять раз в день по 10 минут. Дополнительно для каждого звука указывается время, в которое достигается максимальный лечебный эффект. Для звука «А» — 4 часа утра; 15 часов;  „О-И» — 14 часов; «О» и «Е» — 12 часов и т.д.

Слайд 26

Звуковая и речевая гимнастика, слайд 26
Используемая литература
1. Датешидзе Т.А. Система коррекционной работы с детьми раннего возраста с задержкой речевого развития. СПб.: Речь, 2004 2. Власова Т.М., Пфафенродт А.Н. Фонетическая ритмика. Издательство Владос.1996. 3.Леонова М.А., Крапивина Л.М. Дидактические материалы по логопедии. Методические рекомендации. М. «Школа-Пресс» 1999. 4.Нестерюк Т.В. Гимнастика маленьких волшебников. Издательство «ДТД» 1993. 5. Ткаченко Т.А. Специальные символы в подготовке детей 4 лет к обучению грамоте. М., 2000. 6.Журнал «Дошкольная педагогика» Живые звуки.
^ Наверх
X

Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.