Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников № 13 «Кустук»
Экологопедагогический проект на
МИП
«Аьын, таптаа кэрэни»
(Экологическое воспитание детей 6-7 лет)
Наименование и место нахождения организации-соискателя
Наименование учреждения: МБДОУ Детский сад общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно-речевому развитию воспитанников №13 «Кустук».
Место нахождения: Республика Саха (Якутия) Кобяйский улус, с.Кобяй, ул.Калинина д.5. 8(41163)26394.
Автор проекта:
Максимова Татьяна Давыдовна ст. воспитатель МБДОУ
Детский сад общеразвивающего вида №13 «Кустук»
села Кобяй Кобяйского улуса РС(Якутия
2016 г.
Слайд 2
Цель проекта
Формирование системы осознанно-правильных экологических представлений о природе у детей дошкольного возраста, формирование основ экологической культуры у воспитанников.
Слайд 3
Задачи проекта
Создать поэтапную систему по экологическому воспитанию дошкольников с составлением перспективных планов работы с детьми и с родителями по каждому этапу работы, проведение диагностики знаний детей.
Формировать у дошкольников основные природоведческие представления и понятия о живой и неживой природе;
Развивать понимание взаимосвязей в природе и места человека в них;
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому на Земле;
Вовлекать детей в разнообразные виды деятельности в природе и по её охране;
Формировать навыков экологически грамотного, нравственного поведения в природе;
Обеспечить непрерывность экологического образования в системе: ДОУ – семья.
Воспитывать любовь и бережное отношение ко всему живому и развивать эстетическое восприятие природы.
Слайд 4
Обоснование значимости проекта для развития системы образования
Потребительское отношение к природе и ухудшение экологии требует формирование основ экологической культуры у дошкольников. Экологическая ситуация диктует обществу необходимость перехода от «засоряющего» типа взаимодействия с природой к «природосообразному».
Данный проект предназначен для детей, родителей и педагогов. Данный проект содержит комплекс мероприятий, направленных на повышение экологической грамотности всех участников проекта:
- образовательная деятельность,
- опытно-экспериментальная деятельность,
- игры, развлечения,
- наблюдения и экскурсии,
- работа с родителями,
- природоохранные акции.
Слайд 5
Анализ ситуации
Благоприятные факторы
Политические Подкрепленная законодательная база:
Конвенция о правах ребенка;
Конвенция дошкольного образования;
Закон «Об образовании» РФ и ЧР;
Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования;
наличие вариативных программ ДОУ, адаптированных к ФГТ;
Типовое положение о ДОУ;
Гранты Президента ЧР для педагогических работников и образовательных учреждений
Экономические Ежемесячное премирование в ДОУ по результатам профессиональной деятельности педагогов; возможность внебюджетного финансирования
Социальные Повышение уровня экологической образованности родителей воспитанников; активность родителей в оказании помощи в работе с детьми; разнообразие ДОУ
Неблагоприятные факторы
Политические
Сложности переходного периода в системе образования на современном этапе;
потребительское отношение людей к природным ресурсам и ухудшение экологии;
молодые родители не уделяют должного внимания экологическому воспитанию своих детей, недооценивая положительное влияние природы на полноценное и гармоничное развитие детей дошкольного возраста;
ухудшение экологической обстановки неблагоприятно сказывается на физическом здоровье детей и взрослых
Экономические
Непомерные нагрузки по обеспечению возросшего документооборота в деятельности воспитателей;
Недостаточное техническое обеспечение педпроцесса в ДОУ
Социальные
Во многих семьях родители заняты зарабатыванием денег, из-за чего у них нет свободного времени для проведения культурного досуга с ребенком на природе
Разнородность социального статуса родителей.
Слайд 6
Анализ внутренней среды
Сильные стороны
Программно – методическое обеспечение
Наличие программ и технологий:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под ред. М.А. Васильевой, 2005 г.,
- Программа «Юный эколог»
С. Н. Николаевой, 2005 г.,
- Рыжова Н. А. «Наш дом – природа», 2005 г.
Методическое обеспечение:
учебно-методическая, подписные и периодические издания.
- Конспекты занятий и развлечений, сборники экологических сказок.
Материально – техническая база
- Предметно – пространственная среда отвечает современным требованиям;
- уголок природы в группе;
- экологическая тропа на участке детского сада;
- огород на окне;
- наглядный и демонстрационный материал: презентации, календари природы, иллюстрации, фотографии, картины, слайды (птиц, растений, животных, времен года и т.д.);
- библиотечка книг с экологическим содержанием;
- костюмы животных, растений.
Слабые стороны
Программно – методическое обеспечение
- Незнание детьми правил поведения в природе, неспособность предусмотреть последствия своих действий;
- отсутствие экологических знаний и педагогического опыта у родителей воспитанников.
Материально – техническая база
- Отсутствие средств ТСО в группе (наличие ноутбука, проекторов и экранов в каждой группе было бы как нельзя кстати).
Слайд 7
Программа реализации проекта. Теоретические положения проекта. В конце ХХ века на одно из первых по значимости мест выдвинулась проблема усиления экологической грамотности каждого жителя планеты. Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй половине ХХ века основная масса людей сосредоточилась в городах и потеряла связь с природой. В итоге изменилось поведение: они стали брать от природы всё, что им казалось необходимым, ничего не отдавая взамен. Поэтому экологическое воспитание и образование детей – чрезвычайно актуальная проблема настоящего времени: только экологическое мировоззрение и экологическая культура ныне живущих людей могут вывести планету и человечество из того состояния, в котором оно находится сейчас. Формирование у детей ответственного отношения к природе – сложный и длительный процесс, поэтому я думаю, что целью экологического воспитания должно стать формирование человека нового типа с новым экологическим мышлением, способным осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде и умеющего жить в относительной гармонии с природой. Новые требования к системе дошкольного образования диктуют и новые условия организации педагогического процесса в ДОУ, в том числе и организации экологического воспитания и образования. Необходимо создать систему экологического воспитания дошкольников, направленную на формирование у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде, на формирование основ экологической культуры личности. Необходимо найти эффективные формы воспитания и обучения дошкольников без ущерба для здоровья.
Слайд 8
ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА 1 этап – подготовительный (сентябрь 2016 г.) 2 этап – деятельностный (октябрь 2016 – апрель 2017 г.г.) 3 этап – оценочный (май 2017 г.г.)
Слайд 9
Подготовительный этап
ЗАДАЧИ
Повышение собственной профессиональной компетентности
Обеспечение воспитательно-образовательного процесса методическим материалом
Обогащение эколого - игровой среды
Педагогическое просвещение родителей
МЕРОПРИЯТИЯ
Изучение программно-методического материала по направлению работы
Знакомство с новыми технологиями:
Личностно-ориентированная, технология сотрудничества, программа М. Ю. Картушиной «Зеленый огонек здоровья»
Подбор программно-методического материала по направлению работы
Подбор диагностического материала
Совершенствование развивающей среды, создание новых пособий:
- макет «Дары леса»
- сборник экологических сказок
- макет «Веселый поезд» в уголке экспериментирования
- уголок «Времена года»
- дидактическая игра «Волшебный зонт»
- книжки – малышки: «Веселая почемучка», «Экологическая почемучка»
Создание сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки
Пополнение уголка природы
Анкетирование родителей по выявлению организации экологического воспитания детей дома
Проведение консультаций
Оформление наглядно-агитационного материала по организации экологического воспитания дома
Слайд 10
Деятельный этап
ЗАДАЧИ
МЕРОПРИЯТИЯ
Проведение диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы «Чуораанчык»
Составление перспективного плана проведения занятий и наблюдений на прогулке по развитию экологической грамотности воспитанников группы
Проведение занятий в соответствии с перспективным планом работы
Разработка конспектов занятий с использованием экологического материала
Применение в работе с детьми сборника наблюдений на прогулке, включающий тематические наблюдения + художественное слово и загадки
Проведение экологических праздников «День птиц», «День Земли»
Индивидуальная работа с детьми на прогулке
Консультация для педагогов
«Роль воспитателя в развитии экологической культуры дошкольников»,
Открытые занятия и мероприятия
Выступление на педагогическом совете
Оформление картотеки дидактических игр с экологическим содержанием
Участие в акции «Спасти и сохранить»
Облагораживание и озеленение территории детского сада
Наглядная агитация для родителей (папка-передвижка с рекомендациями по экологическому воспитанию детей - дошкольников в домашних условиях, газета «Экологический альманах»)
Посещение родителями занятий
Выявить уровень развития экологической воспитанности детей группы «Чуораанчык»
Реализация поставленных задач
Работа с педагогами
Работа с родителями
Слайд 11
Оценочный
Оценка эффективности проведения работы с детьми по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы
Оценка эффективности работы педагога
Оценка эффективности работы с родителями
Диагностика и мониторинг качества экологического образования в группе
Проведение итоговой диагностики по выявлению экологической воспитанности детей подготовительной группы
Подведение итогов работы
Презентация проекта (на педагогическом совете)
Определение перспектив работы
Анкетирование
Обобщение опыта семейного воспитания
Фотовыставка «Красота родной природы»
Слайд 12
Конечная продукция (результаты)
Дети
У детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе.
Дети поймут взаимосвязь в природе, станут более бережно относиться к ней, животным, птицам, насекомым.
У детей разовьется интерес к явлениям и объектам природы.
Дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы.
Педагоги
Приобретение педагогами нового опыта работы по воспитанию экологической культуры дошкольника, повышение профессионального мастерства
Повысится экологическая культура педагогов, появится понимание необходимости в экологическом просвещении воспитанников.
Пополнится развивающая среда в группе.
Повысится мастерство в организации активных форм сотрудничества с семьей
Родители и население
Обогащение уровня экологических знаний родителей.
Повысится экологическая культура родителей, появится понимание необходимости в экологическом воспитании детей.
Создание единого воспитательно-образовательного пространства ДОУ и семьи по экологическому воспитанию дошкольников.
Возможность участвовать в совместных экологических проектах
Слайд 13
Обоснование возможности реализации проекта
Концепция предлагаемого проекта опирается на ряд масштабных отечественных программ, направленных на развитие российской системы образования. Все выдающиеся мыслители и педагоги прошлого придавали большое значение природе как средству воспитания детей: Я. А. Коменский видел в природе источник знаний, средство для развития ума, чувств и воли. К. Д. Ушинский был за то, чтобы вести детей в природу", чтобы сообщать им все доступное и полезное для их умственного и словесного развития. Идеи ознакомления дошкольников с природой получили дальнейшее развитие в теории и практике советского дошкольного воспитания в статьях, методических работах (О. Иогансон, А. А. Быстров, Р. М. Басс, А. М. Степанова, Э. И. Залкинд, Е. И. Волкова, Е. Геннингс и др.). Долгое время большим подспорьем для практиков дошкольного воспитания были методические пособия М. В. Лучич, М. М. Марковской, рекомендации З. Д. Сизенко; не одно поколение воспитателей училось по учебнику С. А. Веретенниковой. Большую роль сыграли работы ведущих педагогов и методистов, в центре внимания которых было формирование наблюдения как основного метода ознакомления с окружающим, накопления, уточнения и расширения достоверных сведений о природе (З. Д. Сизенко, С. А. Веретенникова, А. М. Низова, Л. И. Пушнина, М. В. Лучич, А. Ф. Мазурина и др.). В настоящее время существуют программы двух типов: комплексные и специализированные (парциональные). Комплексные направлены на формирование у ребенка универсальных способностей и развитие их до уровня, соответствующего возрастным возможностям и требованиям современного общества. К ним относятся программы : «Радуга» (научный руководитель канд. пед.наук Т.Н.Доронова); «Детство» (авторский коллектив РГПУ им.А.И.Герцена, под редакцией Т.И.Бабаевой и др); «Развитие» (коллектив детского центра Л.А.Венгера); «Истоки» (под руководством док.пед.наук Л.А.Парамоновой); «Программа воспитания, обучения и развития в детском саду» (под редакциейМ.А.Васильевой) и др. Реализуется педагогическая технология «Детский сад — дом радости», созданная на основе типовой программы (научн.руковод. канд.пед.наук Н.М.Крылова). Программа « Сообщество» (авторы К.А.Хансен, Р.К.Кауфман, К.Б.Уолш, созданная на основе американской программы непрерывного образования от рождения - до 10 лет «Step by step» - «Шаг за шагом»). В них находят отражение проблемы экологического образования детей дошкольного возраста. Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т.е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии: если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой: понимают общие для всех людей проблемы и беспокоятся по их поводу, показывают маленькому человеку прекрасный мир природы, помогают наладить взаимоотношения с ним.
Слайд 14
Обоснование устойчивости результатов инновационного проекта
Проект направлен на достижение экологических целей образовательного процесса, которые зафиксированы в ФГОС.
Реализация проекта предполагает освоение участниками МИП экологических знаний .
Вторым механизмом устойчивости результатов проекта является формирование в сети образовательных учреждений, участников МИП, коллектива единомышленников, постепенно выстраивающих в своем образовательном учреждении единую развивающую образовательную среду.
Третьим механизмом устойчивости результатов проекта является осуществление координирующей и направляющей функции методической службы на уровне района.
Слайд 15
Мониторинг реализации проекта
Оценка результативности проекта происходит на основании диагностирования детей
Цель диагностики:
выявить уровень экологической воспитанности детей подготовительной группы
Критерии сформированности экологической воспитанности у детей:
Познавательный интерес к природе и ее изучению;
Знания об окружающей природе;
Восприятие красоты природы и желание любоваться ею;
Проявление бережного отношения к природе;
Практические умения и навыки по охране природы.
Критерии наблюдений за детьми:
Частота проявлений бережного отношения;
В каких случаях проявляется и на что направлено.
Шкала оценок:
В (высокий уровень) – 3.9 – 5 баллов
С (средний) - 2.6 – 3,8 баллов
Н (низкий) - ниже 2,6 баллов