Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Возвратные глаголы
Урок 1.
Слайд 2
Проверка дом. задания «Пра- вильно – неправильно».
Все глаголы рус. языка делятся на
переходные и непереходные.
Переходные глаголы требуют прямо-
го дополнения.
Прямое дополнение- это дополнение
в творит. падеже без предлога.
Прямое дополнение – это дополне-
ние в вин.падеже без предлога.
Слайд 3
«Правильно – неправильно»
При отрицании вин. падеж заменя-
ется родительным.
Непереходные глаголы не могут
иметь при себе прямого дополнения.
Непереходные глаголы могут иметь
при себе прямое дополнение.
Переходность – непереходность-
постоянный мофолог. признак глаг.
Слайд 4
Самопроверка.
П
П
Н
П
П
П
Н
П
Слайд 5
Формулируем тему и цель урока.
Прочитайте выражения и скажите,что они обозначают:
читать про себя
выходить из себя
Слайд 6
Постановка проблемы.
Давайте же мыться,
плескаться, купаться, ны-
рять, кувыркаться…
(К. Чуковский)
Слайд 7
Решение проблемы.
Прочти отрывок из стихотворения.
Найти глаголы, определи переход-
ность.
Докажи, что глаголы с суффиксом
- ся (-сь) являются непереходны-
ми.
Слайд 8
Уж тает снег, бегут ручьи,
В окно повеяло весною.
Засвищут скоро соловьи,
И лес оденется листвою. (Плещеев А.Н.)
Слайд 9
Работа с информационным текстом.
В старославянском языке было возвратное местоимение ся.
.Оно не имело формы Им.падежа
и не изменялось по числам. Со временем форма В.п. возвратного местоимения превратилась в возвратный суффикс- ся,который входит в состав глаголов
Слайд 10
Непереходные глаголы, образо-
ванные с помощью суффикса-ся
-(сь) от переходных глаголов, на-
зываются ВОЗВРАТНЫМИ:
Брать- браться, готовить- готови-
ться.
Слайд 11
Есть и непроизводные возвратные
глаголы: смеяться, улыбаться.
Нередко в образовании возвратных
глаголов участвуют наряду с суф-
фиксами и приставки:лечь- разле-
чься, читать – начитаться.
Слайд 12
Составьте таблицу.
ЗНАЮ + УЗНАЛ V НЕПОНЯТ
НО ?
Слайд 13
Составляем кластер.
Слайд 14
Рефлексия.Развитие умений.
Образовать от невозвратных глаго-
лов возвратные.
Образец: мирить- мириться.
рассердить –
обнимать –
извинить-
удивлять -
Слайд 15
От невозвр. – возвратные.
глядеть – приглядеться
дружить –
звонить –
спать –
бегать -
Слайд 16
Выписать и распределить в два столбика: 1)возвр. 2) невозвр.
1.Каштанка оглянулась и увидела,
что по улице прямо на неё шёл полк
солдат.2.Она испугалась, громко за-
лаяла и бросилась к коту. 3. «Что это
такое?»- послышался громкий серди-
тый голос.4.Гусь не обиделся, что со-
бака поедает его корм.
Слайд 17
Взаимопроверка.
Возвратные
оглянулась
испугалась
бросилась
послышался
не обиделся
Невозвратные
увидела
шёл
залаяла
поедает
Слайд 18
Исправь неправильно построен- ные предложения и запиши их.
1.Николай Семёнович уговаривается братом быть спокойнее и рассудительнее.
2.Первоклассники обычно сопровож-
даются родителями в школу.
3.Тротуары в нашем городе моются
и поливаются особыми машинами.
Слайд 19
Пишем синквейн.
Кто? Что? Тема.
Определение темы(2 прилагат.)
Что делает? (3 глагола)
Что автор думает(фраза из 4 слов).
Кто? Что? Новое звучание темы.
Слайд 20
Домашнее задание.
Определение с. 114;
Самодиктант: записать 5- 6 пословиц с возвратным глаголом,
обозначить признак возвратности.