Презентация - Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова
Распечатать
  • Уникальность: 82%
  • Слайдов: 10
  • Просмотров: 1047
  • Скачиваний: 62
  • Размер: 5.97 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова, слайд 1

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова
Выполнила: Мамчур Анастасия Егоровна

Слайд 2

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова, слайд 2

Бори́с Евге́ньевич Райко́в  (8 [20] сентября 1880, Москва — 1 августа 1966, Ленинград) — российский и советский методист-биолог, историк естествознания, видный педагог. Доктор педагогических наук (1944), профессор (1918). Действительный член АПН РСФСР (1945). Заслуженный деятель науки РСФСР (1961). Один из создателей отечественной методики преподавания биологии. Занимался разработкой проблем истории и методики естествознания, в частности методики начального естествознания, зоологии, анатомии и физиологии человека и др. Внёс значительный вклад в развитие экскурсионного дела, в разработку методики практических занятий, самостоятельных работ, теории методов обучения естественным наукам.

Слайд 3

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова, слайд 3
«Экскурсионный метод» Б.Е. Райкова
Б.Е. Райков рассматривал экскурсию как один из наиболее эффективных методов активно-двигательного усвоения знаний, считая основным ее свойством моторность. Различные двигательные ощущения (от ходьбы, бега, лазания) во время передвижения в пространстве придают, по его мнению, совершенно особый характер интеллектуальным и эмоциональным переживанием экскурсанта.
Школьные экскурсии за последнее десятилетие пережили у нас несколько стадий своего развития. Первые годы революции отмечены чрезвычайным расширением экскурсионной практики и соответствующим расцветом экскурсионной теории. Вслед за увлечением пришло разочарование/ экскурсионные учреждения стали глохнуть и закрываться, а экскурсионный метод начал заметно выклиниваться из школьной практики. Никто не считает «экскурсионный метод» панацеей от всех педагогических зол, и в то же время никто не отрицает необходимости широкого и планомерного развития школьных экскурсий, как одного из обязательных средств образования и воспитания.

Слайд 4

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова, слайд 4

Основные идеи Б.Е. Райкова-экскурсиониста изложены в его книге "Методика и техника ведения экскурсий" (1922), в основе которой лежат лекции, прочитанные слушателям Инструкторской экскурсионной станции в Павловске. Б.Е. Райков рассматривал экскурсию как один из наиболее эффективных методов активно-двигательного усвоения знаний, считая основным ее свойством - моторность. Различные двигательные ощущения (от ходьбы, бега, лазания) во время передвижения в пространстве придают, по его мнению, совершенно особый характер интеллектуальным и эмоциональным переживанием экскурсанта.

Слайд 5

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова, слайд 5
Б. Е. Райков подчеркивал, что экскурсия может называться экскурсией только в том случае, если ее «моторный элемент» педагогически оправдан, т.е. изучаемый объект является экскурсионным. Это означает, что к объекту изучения экскурсант идет сам, поскольку вне места своего нахождения этот объект изучен быть не может. Например, почвенный разрез невозможно доставить на учебное занятие иначе, как в виде изображения (схемы, рисунка, фотографии). Таким образом, отвечая на вопрос: имеется ли мера для определения «экскурсионное» объекта, можно сказать: если объект не отделим от окружающей обстановки без ущерба для правильного его восприятия, то этот объект — подлинно экскурсионный.

Слайд 6

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова, слайд 6
10 заповедей экскурсионного дела (по Б.Е. Райкову)
1. Помни, что экскурсия не прогулка, но обязательная часть учебных занятий. 2. Изучи место, куда ведешь экскурсию, наметь тему и составь её план. 3. Выдерживай тему экскурсии, не отвлекайся случайными вопросами. 4. Рассказывай на экскурсии только о том, что можно показать. 5. Избегай длинных объяснений. 6. Не оставляй экскурсантов только слушателями, заставь их активно работать. 7. Не забрасывай экскурсантов многими названиями: они их забудут (оптимальное количество новых названий на экскурсии – 10 - 12). 8. Умей правильно показывать объекты и научи слушателей правильно смотреть их: всем должно быть видно (возле неподвижных объектов выстраивайте учеников полукругом в два ряда с учетом их роста; мелкие подвижные объекты раздавайте в пробирках; для наблюдения за птицами используйте бинокли). 9. Не утомляй излишне экскурсантов: они перестанут тебя слушать. 10. Закрепи экскурсию в памяти последующей проработкой материала.

Слайд 7

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова, слайд 7

Под руководством и при деятельном участии Райкова прошла самая крупная в России конференция по экскурсионному делу, итоги которой обобщены в сборнике "Вопросы экскурсионного дела" (1923). Вместе со своими коллегами Райков работал в Петроградском экскурсионном институте, входя в естественно-историческую секцию. Именно Райков стал редактором и автором вступительной статьи к сборнику "Школьные экскурсии, их значение и организация", который составил веху в истории экскурсионного движения. Он возглавил Общество распространения естественнонаучного образования, которое очень широко пропагандировало идею экскурсий, организовал Инструкторскую экскурсионную станцию в Павловске, где учителя осваивали экскурсионную методику. Основные идеи Б.Е. Райкова-экскурсиониста изложены в его книге "Методика и техника ведения экскурсий" (1922), в основе которой лежат лекции, прочитанные слушателям Инструкторской экскурсионной станции в Павловске. Б.Е. Райков рассматривал экскурсию как один из наиболее эффективных методов активно-двигательного усвоения знаний, считая основным ее свойством - моторность.

Слайд 8

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова, слайд 8

Замечательная книга Б. Райкова и М. Римского-Корсакова «Зоологические экскурсии» любима многими поколениями отечественных биологов. Этот увлекательный учебник интересен и полезен как начинающим, так и опытным натуралистам.

Слайд 9

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова, слайд 9
В современной педагогике метод экскурсий применяется довольно широко в курсе естествознания. Введение экскурсий в обучение биологии диктуется поставленными задачами школьного биологического образования и теми возможностями, которые открывает перед учителями и учащимися эта форма обучения. Экскурсии имеют большое познавательное и воспитывающее значение. Они расширяют и углубляют знания учащихся.
Экскурсия дает широкие возможности для более полного, комплексного использования методов обучения (и в первую очередь проблемных). Любая экскурсия предоставляет учителю возможность изучить своих воспитанников. Известно, что в естественной и непринужденной обстановке быстрее проявляются те качества личности, которые не сразу и не всегда можно выявить в условиях урока. Экскурсия обогащает знаниями и самого учителя, приобщая его к сфере материального производства, к людям труда, знакомя с современной технологией и техникой производства.

Слайд 10

Передовой педагогический опыт Бориса Евгеньевича Райкова, слайд 10
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.