Презентация - Московская русь в 14 – начале 21 вв.

Нужно больше вариантов? Смотреть похожие
Нажмите для полного просмотра
Московская русь в 14 – начале 21 вв.
Распечатать
  • Уникальность: 96%
  • Слайдов: 45
  • Просмотров: 334
  • Скачиваний: 40
  • Размер: 17.72 MB
  • Онлайн: Да
  • Формат: ppt / pptx
В закладки
Оцени!
  Помогли? Поделись!

Слайды и текст этой онлайн презентации

Слайд 1

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 1
Московская Русь в XIV – начале XVI вв.

Слайд 2

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 2
Возвышение Москвы. После нашествия Батыя процесс дробления русских земель усилился, возникли десятки новых княжеств. Одним из них было Московское княжество. Оно стало самостоятельным при князе Данииле Александровиче (1276–1304 гг.), младшем сыне Александра Невского и Александры Брячиславновны, и сыграло в будущем роль «собирателя» русских земель. Этому способствовал ряд факторов: удобное географическое положение, развитие новых торговых путей, личные качества московских князей.

Слайд 3

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 3

Важным этапом в усилении Москвы было правление князя Ивана Даниловича (1325–1340 гг.). Это был умный, жестокий правитель. При нем Москва стала одним из самых богатых княжеств Руси. Отсюда и прозвище самого князя – Калита (денежный мешок). Находясь в тесном контакте с Золотой Ордой, Иван Калита не только получил ярлык на Великое княжение (1328 г.), но и право сбора дани с других русских княжеств.
Сергей Ефошкин «Князь Иоанн Калита»

Слайд 4

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 4
Зурáб Церетéли «Иоанн I»
Он значительно расширил свои владения: Галицкое, Угличское, Белозерское княжества признали свою зависимость от Москвы. Иван Калита добился превращения Москвы в церковный центр Руси (митрополит всея Руси перенес свой престол в Москву), усилив тем самым авторитет свой и своих наследников. При сыновьях Ивана Калиты – Симеоне Гордом, Иване Красном – в состав Московского княжества вошли Дмитровские, Костромские земли и Калуга.

Слайд 5

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 5
Первые постройки в Московском Кремле позволяют сделать вывод о ведущемся белокаменном строительстве с резными деталями, что было продолжением традиций владимиро-суздальского зодчества, ибо московские князья стремились вести ту же объединительную политику владимирских князей XII–XIII вв. В Московском Кремле во второй половине XIV в. (1367 г.) возводятся каменные стены вместо дубовых (1339 г.), с девятью башнями и общей протяженностью в два километра. Укрепляются подступы к Москве – Коломна, Серпухов, Дмитров, Можайск.
Николай Фомин «Москва белокаменная строится»
Аполлинарий Михайлович Васнецов «Серпуховский кремль»

Слайд 6

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 6
К середине XIV в. Московское княжество стало оплотом Руси в борьбе с Золотой Ордой. В 1380 г. хан Мамай, захвативший власть в Золотой Орде, попытался восстановить пошатнувшееся влияние на Русь. Заключив союз с князем Литвы и рязанским князем Олегом, недовольными усилением Москвы, он отправился в набег на русские земли. Войско московского князя Дмитрия Ивановича двинулось навстречу. Многие современники восприняли антиордынское выступление московского князя как общенациональную задачу. Ряд русских княжеств прислали свои отряды в московское войско. Самый авторитетный деятель русской православной церкви – Сергий Радонежский, благословил московское войско на борьбу с Ордой.
Виктор Матроин «Хан Мамай»

Слайд 7

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 7
Битва произошла 8 сентября 1380 г. на Куликовом поле, в междуречье Непрядвы и Дона. Татары были разбиты. Это была первая крупная победа над Ордой. Но освободиться от ига не удалось. В 1382 г. хану Тохтамышу, сменившему в Орде Мамая, удалось захватить Москву. Князь Дмитрий Иванович «Донской» (такое почетное прозвище он получил за победу на Куликовом поле) вновь был вынужден платить дань. Но опустошительный набег Тохтамыша уже не мог изменить лидирующее положение Москвы среди русских земель.
Адольф Ивон «Куликовская битва»

Слайд 8

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 8

Слайд 9

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 9

Победа на Куликовом поле имела большое моральное значение для Руси. Она уничтожила прежнее убеждение в непобедимости Орды, увеличила число сторонников объединительного процесса русских земель вокруг Москвы.
Михаил Авилов «Поединок на Куликовом поле»

Слайд 10

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 10

Героическая победа на Куликовом поле вызвала к жизни ряд особо торжественных, праздничных икон высокого эмоционального напряжения (житийная икона «Архангел Михаил» из Архангельского собора Московского Кремля, «Благовещение»).

Слайд 11

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 11
Некоторые исследователи приписывают митрополиту Петру, который был и иконописцем, икону «Спас Ярое Око» (начало XIV в., Успенский собор в Кремле). Над иконами работали и мастера великокняжеской иконописной мастерской, и митрополичьи, и монастырские, и посадские люди, творчески использовавшие в свoём самобытном искусстве и местные приемы письма, и находки заезжих художников.

Слайд 12

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 12

Русскими мастерами исполнена житийная икона «Борис и Глеб» из Коломны (середина XIV в.) с её плоскостной, линейной, графической трактовкой формы. В образах князей-мучеников иконописец передал свое представление о русском эстетическом идеале. Их лица скорее задумчивы, чем скорбны, в них много мягкости, доброжелательства и одновременно стойкости и мужественности.

Слайд 13

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 13
В другой иконе этого же времени Борис и Глеб изображены едущими на конях. И здесь, как в коломенском произведении, огромное значение имеет силуэт, изображение также плоскостно и необычайно празднично по колориту. Но влияние византийской живописи здесь сказывается в большей промоделированности одежды, большей объемности фигур, в появлении некоторой пространственности.

Слайд 14

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 14
Летом 1405 г., как свидетельствуют письменные источники, Феофан Грек, Прохор с Городцá и Андрей Рублёв выполнили роспись Благовещенского собора Московского Кремля, не дошедшую до нас, так как храм был перестроен. Лишь частично сохранился иконостас, перенесенный в новый собор. Феофану в иконостасе принадлежит центральная и самая ответственная часть – Деисỳсный чин – изображение Христа, Богоматери и Иоанна Предтечи.

Слайд 15

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 15

Слайд 16

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 16
С XV в. высокий иконостас стал обязательной частью внутреннего убранства каждого русского храма. Он представляет собой высокую стенку из поставленных друг на друга рядов икон («чинов»). В иконостас как бы переходит вся живопись со стен, сводов и из купола собора. Над этим «чином» – главный ряд, деисусный чин (в Византии он ограничивался только тремя фигурами – Христа, Богоматери и Предтечи, что и является, собственно, «Дéисусом»), над главным ярусом располагается праздничный чин – изображение евангельских событий от Благовещения Богоматери до Успения, над праздниками – пророческий чин, изображение пророков, и над ними уже в XVI в. стали помещать праотеческий чин – изображение праотцов церкви.

Слайд 17

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 17
Высота Деисусных икон Благовещенского иконостаса превышает два метра. К Христу подходят не только Мария, Предтеча, апостолы, но и отцы церкви Василий Великий и Иоанн Златоуст, почитаемые особо еще в Киевской Руси. В Благовещенском Деисусе новой была и иконография образа Христа.

Слайд 18

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 18

«Благовещение. Василий Великий и Иоанн Златоуст», XVI в

Слайд 19

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 19

Слайд 20

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 20
Это не знакомый уже Христос-учитель, а так называемый Спас в силах – судья на будущем суде для всех. На широком (вдвое больше других икон) поле иконы иконописец   изобразил вписанные друг в друга квадрат и ромб интенсивного красного цвета (символ славы божества), пересеченные темно-синим овалом (символ небесных сил). На этом фоне «в силе и славе», в богатых с золотом одеждах изображается Христос на троне.

Слайд 21

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 21
В 1480 г., при Иване III (1462–1505 гг.) было окончательно свергнуто иго Золотой орды. Это произошло после полугодового стояния на противоположных берегах реки Угры войск Москвы и хана Ахмата. После этого Московское княжество смогло завершить процесс объединения русских земель. Таким образом, в годы правления Великого московского князя Ивана III сложилось территориальное ядро единого Российского государства, началось формирование его аппарата (Боярская дума). Повсюду была ликвидирована местная система управления и посажены московские наместники (кормленщики), окончательно сложился институт местничества.

Слайд 22

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 22
Важнейшим событием стало присоединение Новгорода. В 1471 г. Иван III возглавил поход на Новгород. Решающее сражение произошло на реке Шелонь. Новгородское ополчение было разбито. Окончательно Новгород был присоединен к Москве в 1478 г., вечевая традиция была ликвидирована. В 1489 г. в состав московского княжества вошли вятские земли, в 1510 г. был присоединен Псков, в 1514 г. – Смоленск, в 1521 г. – Рязанское княжество.

Слайд 23

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 23
Древнейшие из сохранившихся с раннемосковского периода памятники относятся уже к концу XIV – началу XV в. Это прежде всего Успенский собор на Городке в Звенигороде – придворный храм князя Юрия Звенигородского – второго сына Дмитрия Донского, построенный около 1400 г. Одноглавый, изящных пропорций храм приподнят на высоком цоколе. Узкие лопатки усложнены полуколоннами. Закомары имеют килевидные завершения.

Слайд 24

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 24
По фасаду, по верху апсид и барабана проходит тройная лента плоского резного орнамента – трансформированный аркатурный пояс владимиро-суздальских построек. Низ барабана украшен кокошниками. Порталы перспективные, как и владимиро-суздальские, окна узкие, как щели. Легкостью и изяществом Успенский собор напоминает также церковь на Нерли.

Слайд 25

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 25
Тот же конструктивный принцип декорировки и та же система сохраняется в Троицком соборе Троице-Сергиева монастыря и Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря, но легкость и изящество здесь уступают место сдержанному выражению статики.

Слайд 26

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 26

Слайд 27

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 27

Слайд 28

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 28
Как символ установления единовластия московских государей появились особые знаки великокняжеской власти: шапка Мономаха (корона), бармы (царские оплечья) и государственный герб – двуглавый орел. По политическим (и династическим) причинам Иван III женился вторым браком на племяннице последнего императора Византии Зое (Софии) Палеолог. Это укрепило авторитет власти, расширило связи со странами Европы. Более уверенно зазвучали идеи византийско-русской преемственности и наследования императорских (царских) прав московскими государями. В период княжения наследника Ивана III – Василия III псковский монах Филофей сформулировал идею о Москве как третьем Риме.

Слайд 29

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 29

Слайд 30

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 30

Слайд 31

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 31
В последней четверти XV в. заканчивается процесс сложения русского централизованного государства. Москва в этот период – оплот русского православия, «третий Рим». Это не могло не отразиться и на искусстве. При Иване III идет активная перестройка Кремля. Крепость Дмитрия Донского уже не соответствовала новым представлениям ни об оборонном зодчестве, ни о резиденции великого государя. В 1485–1496 гг. Кремль, по существу, был возведен заново, сохраняя при этом план старой крепости. Новый Кремль с краснокирпичными стенами протяженностью более чем в два километра и восемнадцати башнями, Украшенный двурогими зубцами (вместо прежних прямоугольных), с бойницами и боевыми ходами представлял собой не только грозную крепость, но и прекрасный архитектурный ансамбль, вписанный в прихотливый ландшафт Москвы.

Слайд 32

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 32

Слайд 33

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 33
Обновились не только стены Кремля, но и его храмы, возведенные на месте старых, обветшавших церквей времени Ивана Калиты. Считая себя прямыми наследниками владимирских князей, московские государи всячески подчеркивали эту связь в произведениях искусства

Слайд 34

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 34
Приглашенному из Болóньи архитектору Аристотелю Фиоравáнти было ведено строить главный Успенский собор Московского Кремля по образцу Успенского владимирского храма XII в., для чего итальянский зодчий и ездил во Владимир. Московский Успенский собор действительно сохранил многое от владимирской архитектуры: каменный храм имеет вытянутый план, пятиглавое завершение, аркатурно-колончатый пояс по фасаду, перспективные порталы и щелевидные окна, позакомарное покрытие.

Слайд 35

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 35
Сохранив привычную для русского человека иконографию храма, поняв красоту древнерусских форм, Фиораванти переосмыслил их творчески, как многоопытный зодчий итальянского Возрождения. Последнее сказалось в замене коробовых сводов крестовыми, в равной ширине всех прясел фасадов и одинаковой высоте закомар, в замаскированности апсид выступами стен, в общей геометрической правильности форм. Новым было и открытое крыльцо в виде балдахина с западной стороны. Но самым существенным отличием является решение внутреннего пространства, в котором отсутствуют хоры, что придает храму светский, зальный характер.

Слайд 36

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 36

Слайд 37

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 37
Успенский собор был возведен в 1475–1479 гг. В 1505–1508 гг. был построен другой кремлевский собор – Архангельский, тоже итальянским (венецианским) зодчим Алевизом (полное имя Алевизо Ламберти да Монтаньяно). Внешний облик здания резко отличен от привычных древнерусских храмов, он оформлен наподобие двухэтажного палаццо в духе ренессансной (венецианской) ордерной архитектуры.

Слайд 38

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 38

Отделенные от стен сложным антаблементом, закомары заполнены пышными резными раковинами. Но усиление светских тенденций сказалось в основном на декоре, общее же конструктивное решение прежнее: это типичный шестистолпный храм с притвором, суровость его интерьера усиливается предназначением: храм служил усыпальницей великих князей.

Слайд 39

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 39

Слайд 40

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 40
Между Успенским и Архангельским соборами в те же 1505–1508 гг. Боном Фрязином был воздвигнут храм-колокольня, более известный как столп Ивана Великого – давно знакомый на Руси тип колокольни из поставленных один на другой восьмериков с арками-проемами для колоколов, с объемами, как бы естественно вырастающими один из другого. Столп Ивана Великого – доминанта старой Москвы и по сей день.

Слайд 41

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 41

Слайд 42

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 42

Церковь Ризположéния (1484–1486) построена русскими (псковскими) мастерами.

Слайд 43

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 43

Один из первых и самых великолепных кирпичных памятников шатрового зодчества – Церковь Вознесения в селе Коломенском (1530–1532) –была построена Василием III в честь рождения сына, будущего царя Ивана Грозного. Коломенская церковь, стоящая на высоком холме у Москвы-реки, представляет собой, на первый взгляд, единую вертикаль, один сплошной вертикальный объем, вздымающийся ввысь на шестьдесят метров.

Слайд 44

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 44
Вертикаль состоит из нескольких объемов: на подклете стоит высокий четверик, но выступающие со всех сторон притворы придают ему сложную крещатую форму; на четверике помещен восьмерик, переход к которому очень плавен благодаря тройному ряду килевидных декоративных кокошников; далее формы спокойно переходят в шатер с маленькой главкой и крестом. В деталях здания зодчий использовал как мотивы итальянской ренессансной архитектуры, так и истинно русские художественные традиции деревянной архитектуры. Есть предположение, что этим гениальным зодчим был Пётр Малый Фрязин, в 1528 г. приехавший из Италии в Москву.

Слайд 45

Московская русь в 14 – начале 21 вв., слайд 45
Источники
Ильина Т. В. История искусств. Отечественное искусство.- 3-е изд. – 2000 https://history.wikireading.ru/389360
^ Наверх
X
Благодарим за оценку!

Мы будем признательны, если Вы так же поделитесь этой презентацией со своими друзьями и подписчиками.