Слайды и текст этой онлайн презентации
Слайд 1
Евгений НОСОВ
Живое пламя
1957 год
Слайд 2
Эпиграф – краткое изречение, которое помещается автором перед началом произведения, для того чтобы выразить его главную мысль
Слайд 3
Какой эпиграф можно было бы взять к нашему уроку?
Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.
Е.Акимова
Красные маки в поле зелёном
Радуют душу и сердце.
Думаю, каждому это знакомо:
В Рай открываются дверцы.
Т.Дюльгер
Слайд 4
Тема памяти в рассказе Е.Носова «Живое пламя»
Алеют маки искрой на земле,
И пламень тот горит не угасая,
Он обжигает сердце всей стране,
О горьких годах ей напоминая.
Е.Акимова
Слайд 5
Евгений Носов 1925 - 2002
Евгений Иванович Носов родился в Курской области, в с. Толмачево, пережил фашистскую оккупацию, после освобождения села вступил в Красную армию, воевал, награжден боевыми наградами, был тяжело ранен под Кенигсбергом. После войны стал журналистом и писателем. Автор множества детских книг. Лауреат государственной премии в области литературы.
Слайд 6
Задания на читательскую грамотность. (Поиск информации)
1. Найдите слово «ястребок», что оно обозначает?
2. Перечислите названия цветов в рассказе
3. Что обозначает слово бомбардировщик?
4. Объясните слово «спикировав».
5. Объясните значение слова «выполола».
6. Объясните значение слова «завалинка».
Слайд 9
Продолжите подходящие по смыслу слова.
Автор … помогал Ольге Петровне.
Ольга Петровна сдавала автору комнату в которой раньше …
В доме Ольги Петровны многое напоминало о сыне: …
Правда ли то, что Ольга Петровна сама рассказала жильцу о подвиге сыне?
Слайд 10
Из каких деталей создается образ Ольги Петровны?
Речь
Дом
Фигура
Слайд 11
Сопоставьте иллюстрацию с текстом.
Слайд 12
Сопоставьте иллюстрацию с текстом
Слайд 13
В рассказе Ольга Петровна не жалуется на судьбу, не плачет, но автор видит ее глубоко затаенную печаль, которая переполняет эту женщину.
Что дает нам право сделать такой вывод? Можно воспользоваться текстом.
Слайд 14
Сопоставьте иллюстрацию с текстом
Слайд 15
Город после бомбардировки
Слайд 16
Зачем нужно было пикировать на спину бомбардировщика? Почему это подвиг? Каким должен быть человек, способный совершить такое самопожертвование? Найдите фрагмент в тексте, который опишет главное в характере Алексея.
Слайд 17
— Да, сгорел… — вздохнула, словно по живому существу, тетя Оля. — А я как-то раньше без внимания к маку-то этому. Короткая у него жизнь. Зато без оглядки, в полную силу прожита. И у людей так бывает…
Тетя Оля, как-то сгорбившись, вдруг заторопилась в дом.
Слайд 18
Может ли Ольга Петровна гордиться своим сыном?
Слайд 19
Найдем описание клумбы
Я вышел посмотреть на цветы. Клумба стала неузнаваемой. По самому краю расстилался коврик, который своим густым покровом с разбросанными по нему цветами очень напоминал настоящий ковер. Потом клумбу опоясывала лента маттиол — скромных ночных цветков, привлекающих к себе не яркостью, а нежно-горьковатым ароматом, похожим на запах ванили. Пестрели куртинки желто-фиолетовых анютиных глазок, раскачивались на тонких ножках пурпурно-бархатные шляпки парижских красавиц. Было много и других знакомых и незнакомых цветов. А в центре клумбы, над всей этой цветочной пестротой, поднялись мои маки, выбросив навстречу солнцу три тугих, тяжелых бутона.
Слайд 20
Почему автор противопоставляет маки всем другим цветам на клумбе?
Слайд 21
Почему автор сравнивает цветущие маки с огнем?
Издали маки походили на зажженные факелы с живыми, весело полыхающими на ветру языками пламени. Легкий ветер чуть колыхал, а солнце пронизывало светом полупрозрачные алые лепестки, отчего маки то вспыхивали трепетно-ярким огнем, то наливались густым багрянцем. Казалось, что стоит только прикоснуться — сразу опалят!
Слайд 22
Найдите в данном фрагменте слова, употребленные в переносном смысле, как называется этот троп?
— Цветом он всего два дня бывает, — упорствовала Ольга Петровна. — Для клумбы это никак не подходит, пыхнул и сразу сгорел. А потом все лето торчит эта самая колотушка, только вид портит.
Слайд 23
Найдите в данном фрагменте слова, употребленные в переносном смысле, как называется этот троп?
Разросшийся под окном жасминовый куст ронял на письменный стол кружевную тень.
Слайд 24
Заполните таблицу словами из рассказа.
Метафоры.Эпитеты
.
Слайд 25
В данном фрагменте вы видите прием, который называется «сравнение». Найдите в тексте рассказа предложения, в которых есть сравнения. А лоб у нее, точно мрамор, бел, А щеки горят, будто маков цвет.
Слайд 26
Давайте вчитаемся в финальные строки рассказа.
А рядом на клумбе полыхал большой костер маков.
Слайд 27
Давайте вчитаемся в финальные строки рассказа.
Одни осыпались, роняя на землю лепестки, точно искры, другие только раскрывали свои огненные языки.
Слайд 28
А снизу, из влажной, полной жизненной силы земли, подымались все новые и новые туго свернутые бутоны, чтобы не дать погаснуть живому огню.
Слайд 29
Продолжите предложения
Маки напомнили автору …
Огонь в рассказе символизирует …
«Живой» говорит о том, что память …
Слайд 30
Защищая родину, погибли лучшие, благородные и честные люди, нам нужно гордиться своими предками, сохранять память о них и стараться быть похожими на героев Великой Отечественной войны